Чрезмерно набожные иудеи были специалистами в наружном знании Писаний, но, несмотря на частое чтение Ветхого Завета, они не понимали истинного значения пророчеств. Перед их глазами не только обильно сбылись пророчества, но и они сами помогли их осуществлению, будучи, однако, духовно слепы, чтобы увидеть их исполнение.

Петр сказал: «И все пророки от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии» (Деян. 3:24). Павел заявил: «Когда же (евреи) исполнили все написанное о Нем... обетование, данное отцам. Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса» (Деян. 13:29—32).

Если ветхозаветные пророчества, «читаемые каждую субботу» и хорошо известные евреям, точно исполнились, как могли они быть так слепы, не видя их осуществления — тем более, что они сами своим поведением способствовали их исполнению? В Деян. 13:27 мы находим объяснение: «Ибо жители Иерусалима и начальники их, неузнавши Его и осудивши, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу». Так как они не узнали Иисуса — поскольку не были в согласии с Богом, Который послал Его, — они неправильно истолковали ветхозаветные пророчества о приходе Мессии и основании Его царства. Если бы евреи приняли Иисуса как своего Господа, Он освободил бы их от греха, и к ним пришло бы духовное прозрение в понимании нравственной цели пророчеств.

Известная христианская писательница Е. Г. Уайт замечает: «Вожди Израильского народа исследовали учение пророков о Царстве Мессии. Но они руководствовались не искренним желанием познать истину, а стремлением утвердиться в своих честолюбивых надеждах» («Христос — надежда мира», с. 212).

Если бы в сердце было согласие с Божиим промыслом, была бы и ясность в его понимании.

Правильные толкования пророчеств, связанных с настоящим и будущим, при внимательном рассмотрении будут найдены для согласования с современным христианским опытом. Чем больше мы узнаем Божий характер и чем больше становимся похожими на Него, тем больше у нас возможности опытным путем понять Писания. «Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего» (Еф. 1:17,18). «Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 3:18). Чем больше мы возрастаем в благодати, тем больше познаем нашего Спасителя — познаем практически, на своем опыте. «Душа, обращенная к Богу за помощью, поддержкой, силой, через ежедневную искреннюю молитву обретет радость, ясное осознание истины и долга» («Правила счастливой жизни», с. 127).

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Господь наш цитировал из Втор. 8:3, где это увещевание дано как нравственная причина, по которой Бог питал манной детей Израиля. Он хотел, чтобы она была воспринята ими в непосредственной связи со Спасителем. Если бы сердца евреев времен Господа нашего ежедневно наполнялись манной небесной — если бы они жили всяким Словом Божиим — они бы радостно приняли духовный опыт вкушения манны от самого Спасителя (см. Ин. 6:31—66). «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?.. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». Они не жили по Писанию и поэтому не понимали Его.

«Евреи изучали пророчества, но без духовного прозрения»

Когда духовный уровень Церкви снижается, больше внимания уделяется внешней стороне религии и меньше — внутреннему содержанию, предпочтение отдается отмершей шелухе вместо живого зерна. Конкретные понятия, которые были приняты в силу своей духовной значимости, теряют свое духовное значение, и служение Церкви сводится к формальностям. Буква превозносится, в то время как дух тускнеет. Так это было в истории древнего Израиля и повторилось в истории христианской Церкви.

«Но духовное значение обрядов оказалось утрачено евреями, осталась лишь мертвая форма» («Христос — надежда мира», с. 29).

В качестве примера, иллюстрирующего утрату евреями духовного видения, обратите внимание на следующий отрывок:

«Бог сказал Моисею о заповедях: «И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» (Втор. 6:8). Эти слова имеют глубокое значение. Когда человек размышляет над [ словом Божьим и воплощает его в жизнь, он облагораживается. И принципы Закона Божьего будут явлены в праведных и милосердных делах его рук... Взор, направленный к прекрасному, становится ясным и светлым... Но иудеи во дни Христа не обладали прозорливостью. Повеление, данное Моисею, было истолковано таким образом, что человек должен буквально носить на себе заповеди Божьи. Поэтому эти заповеди писали на длинных и узких полосках пергамента, которые затем обматывали вокруг головы и рук так, чтобы это было видно всем» («Христос — надежда мира», с. 672).

Склонность евреев высокомерно выставлять напоказ перед соотечественниками праведность и побудила их толковать Писание соответственно. Будь евреи смиренны и тихи сердцем, они бы проникли в духовную суть Втор. 6:8.

Исаия предрек: «И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие: ибо уста Господни изрекли это» (Ис. 40:5).

Но до того, как видимая слава Божия воплотится во Втором пришествии, духовная слава Божия откроется в характере и жизни Господа Иисуса. Если бы евреи наслаждались благословенными отношениями с Богом и понимали бы Его характер, они бы узрели славу Божию в жизни Иисуса и увидели бы, что пророк говорил о том, что духовная слава явится прежде явной славы Божией.

Недостаток духовного зрения у евреев также был проявлен их слепотой в понимании смысла пророчества в Агг. 2:7—9. Комментируя его, автор книги «Великая борьба между Христом и сатаной» на с. 23,24 говорит:

«Этот храм (Соломона) был одним из самых великолепных сооружений на земле. Однако Господь... сказал: «Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего... и наполню Дом сей славою»... Но второй храм не сравнился с великолепием первого и не был удостоен тех видимых знаков Божественного присутствия, как первый. Освящение второго храма не было отмечено проявлением сверхъестественного могущества... В течение веков иудеи пытались показать, что обетование, данное Богом пророку Аггею, исполнилось, но все было напрасно: гордость и неверие ослепили ихразум, и истинное значение пророческих слов осталось для них неразгаданным. Второй храм был освящен не облаком славы Иеговы, но непосредственным присутствием Того, в Ком обитала вся полнота Божества, Кто был Богом во плоти... Благодаря непосредственному присутствию Христа и только Ему, второй храм превосходил своей славой первый».

Если бы евреи имели правильные отношения с Богом, они бы узнали величие и славу Божию, сияющую в характере Христа, т. е. увидели бы исполнение пророчества Аггея. Когда Иисус произносит: «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма» (Мф. 12:6), узнаваемо присутствие Бога, Которого Единого почитали они больше храма (см. 2 Пар. 6:18). Евреи увидели бы осуществление пророчества Мал. 3:1: «И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете».

Иисус говорил также: «Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и

вот, здесь больше Соломона» (Мф. 12:42). Если бы евреи сердцем вникли в историю Ветхого Завета, то увидели бы, что история выдающихся людей, подобных Соломону, была включена в Писание в качестве прообраза пришествия кого-то большего, а именно: давно обещанного Мессии; и когда Иисус изрекал эти слова, они легко увидели бы славное обетование, которое могло бы принадлежать и им.

Ветхий Завет содержит много предсказаний царства Мессии.

«В то время... когда появился наш Господь, среди евреев царило всеобщее ожидание пришествия Мессии, а Его правление называли «грядущим миром», «небесным Иерусалимом», «царством небес» или Бога. Чтобы попасть в это царство, нужно стать Его учеником. Евреи весьма ошибочно представляли себе природу царства, и было необходимо, чтобы наш Господь помог им увидеть истину. Это и делает Он в учениях о Самом Себе и о Своих последователях. Природа царства Божия должна быть понята из Нового Завета» (Ангус, «Руководство по Библии», с. 203).

Когда Мессия пришел «к своим», «свои Его не [ приняли» (Ин. 1:11). Евреи отвергли Христа из-за Его толкования ветхозаветных пророчеств ожидаемого царства, которое в Его устах, т. е. на самом деле, было не таким, какого хотели они. Их сердца не были подготовлены для такого царства, которое Он проповедовал.

Автор, которого мы ранее уже цитировали, говорит об этом следующее:

«Некоторые из фарисеев обратились к Иисусу, требуя у Него ответа на вопрос о том, «когда придет Царство Божие». Прошло более трех лет с тех пор, как Иоанн Креститель провозгласил весть, которая, как трубный звук, понеслась по всей стране: «Приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Однако до сих пор фарисеи не видели ничего такого, что свидетельствовало бы об установлении этого царства. Многие из тех, кто отверг Иоанна и на каждом шагу противился Иисусу, распространяли слух, что Его миссия также терпит неудачу.

Иисус ответил:

«Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: "вот оно здесь" или "вот там". Ибо вот. Царствие Божие

внутрь вас есть». Царство Божие созидается в сердце. Нигде не ищите никаких очевидных признаков его пришествия... Вы рискуете не увидеть славу Моего служения, поскольку ему не свойственно светское великолепие» («Христос — надежда мира», с. 506).

Евреи ожидали того времени, когда с пришествием Мессии все предсказания о возвышении этнического Израиля полностью сбудутся. Двойственную природу царства Мессии их сознание, лишенное духовности, не могло воспринять.

Не желая видеть эту двойственность, предсказанную провидцами Израиля, они не смогли разглядеть истину, заключавшуюся в том, что первая ступень царства проходит через унижение и борьбу со злом. Христу пришлось страдать, прежде чем Он стал пребывать во славе (см. Лк. 24:25,26,46; 1 Петр. 1:11). Точно так же и «Израиль», связанный с Ним, будет страдать, прежде чем царствовать во славе с Ним (см. 2 Тим. 2:12; 1 Петр. 4:13).

Гордое человеческое сердце хотело бы разделить с Ним славу, но не унижение и страдание, необходимые для входа в Его царство (см. Деян. 14:22). Первая ступень царства Мессии — это царство благодати, когда предоставлено время и возможность для приготовления сердца к последующей славе.

«Жизнь» — синоним «Царствия Божия» (см. Мк. 9:45,47; Мф. 18:9), в царстве благодати Иисус дарует духовную жизнь. В царстве славы Он дарует вечную жизнь. Христос Своим Духом царствует сейчас на земле, в каждом сердце, подвластном Ему (см. Кол. 1:13,26,27; 3:4; 1 Ин. 3:14; 5:11—13; Ин. 3:3,7; Флп. 3:20; Евр. 12:23; Еф. 2:6 и т. д.). Это и было царство, которое «приблизилось» (Мф. 3:2; 4:17 и т. д.). В этом заключался смысл проповедей Павла (см. Деян. 20:25; 28:23, 31). Пророчества о царстве Мессии сбываются сейчас духовно, но нам нужно на своем опыте узнать о постоянно пребывающем Духе Христа, чтобы полностью оценить настоящее исполнение этих пророчеств.

То, что евреям не удалось понять пророчества во свете искупительной работы Христа, стало причиной того, что они не понимали пророчеств, которые они так хорошо знали. Если бы наши толкования пророчеств не

открыли Христа, мы также не могли бы охватить их истинный смысл. Евреи отвергли Христа из-за ложного понимания пророчеств, касающихся Израиля; они забыли или проглядели нравственную цель пророчества — личное спасение от греха. «И наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Гордыня, эгоизм и грех в их сердцах затуманили духовное зрение.

«Хотя иудеи и ожидали пришествия Мессии, они неверно представляли себе цель Его прихода. Они жаждали не освобождения от греха, а избавления от власти римлян... Они изучали пророчества, но без всякого духовного понимания... Гордыня ослепила их. Они толковали пророчества сообразно своим эгоистичным интересам. Евреи были непреклонными буквалистами» («Христос — надежда мира», с. 30).

Евреи были непреклонными буквалистами в (толковании Писания. Когда Иисус говорил Никодиму: «Должно вам родиться свыше», тот предпочел понимать Его слова буквально, как если бы Иисус имел в виду физическое рождение. Иисус, разумеется, говорил о духовном рождении (см. Ин. 3). Когда Он произнес: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме Тела Своего» (Ин. 2:19—21). На основании пророчества Мал. 3:1 и 4:5 можно утверждать, что евреи ожидали явственного прихода на землю Илии прежде Мессии. Напрашивался вопрос: как Иисус мог быть Мессией, если Илия еще не явился? (См. Мф. 17:10; Ин. 1:21). Иисус ответил на возражения фарисеев, заявив, что пророчество Малахии о приходе Илии исполнилось в служении Иоанна Крестителя, что Илия был прообразом Предтечи (см. Мф. 17:11—13). Когда Иисус говорил: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную». Он говорил о духовных взаимоотношениях языком ветхозаветных символов. Слу-

шавшие Христа евреи, будучи буквалистами, неправильно поняли Его слова. «Та же истина, символом которой было пасхальное служение, содержалась в словах Христа. Но она все еще оставалась непонятой. И теперь раввины сердито воскликнули: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» Они сделали вид, что понимают Его слова буквально — точно так же, как и Никодим, когда он спросил: «Как может человек родиться, будучи стар?» (Ин. 3:4)... И, неправильно истолковав Его слова, они надеялись настроить народ против Него. Но Христос не стал разъяснять Свое образное выражение... Неверующие иудеи не желали видеть какой-либо иной смысл в словах Христа, кроме буквального... Им не было дела до того таинственного духовного царства, о котором Он говорил» («Христос — надежда мира», с. 389—391).

Евреи были толкователями пророчеств, «но без духовного понимания»; они не изучали пророчества в свете Божественной нравственной цели; они не изучали пророчества так, чтобы с их помощью получить силу для победы над грехом в сердце. Но именно для этого были даны пророчества.