Элисин Титус, всеми любимая студентка адвентистского Южного университета, была корреспондентом студенческой газеты «Южный акцент», работала руководителем студенческой ассоциации и третий год училась на факультете журналистики. 27 января 1996 года в субботу после обеда она отправилась на прогулку вместе с другими студентами в парк. Вдруг случилось нечто ужасное. Она поскользнулась на краю обрыва, упала вниз головой с девятиметровой высоты и разбилась насмерть.
Весь университет оплакивал эту потерю и молился о том великом дне, когда они встретят ее вновь. Они имели блаженное упование на то, что она покоится в могиле до утра воскресения. Но многие другие христиане смотрят на этот вопрос иначе. Они думают, что после смерти их души живут. Известные люди описали их якобы посмертные опыты (например, Дуайт Муди, Карл Юнг, Томас Эдисон, Бенджамин Франклин, Элизабет Браунинг и Эдди Рикенбэкер) (1). Первый залп в космической войне на земле раздался, когда были произнесены слова: «Не умрете» (Быт. 3:4). Эти слова смертоносной пулей проникли в разум Евы, побуждая ее усомниться в Божьем Слове. Ведь, разговаривая с ней, змей жевал запретный плод. Он оставался живым и даже мог разговаривать на человеческом языке. «Но знает Бог, — сказал хитрый змей, — что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). «Подумай, Ева. Если я — обыкновенный змей, могу разговаривать на твоем языке, съев плод, то почему ты не сможешь стать, как Бог?» «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела» (ст. 6).
«Увидеть — значит поверить». Вот как все началось в саду давным-давно. Сатана припрятал эту козырную карту в задний карман и вынимает ее по мере надобности. Он готов к окончательной игре. Поскольку его хитрость удалась в начале борьбы, она вновь будет использована в ее кульминации. «Два великих заблуждения, — предостерегает Елена Уайт, — бессмертие души и святость воскресного дня — отдают людей во власть сатаны» (2).
Козырная карта в конце времени
Мы часто размышляем о воскресном законе в конце времени, но как насчет ложного закона о жизни человека после смерти? В конце времени этот закон будет очень опасным. «Ко многим нечистые духи явятся под видом умерших родственников или друзей и будут внушать им самые коварные заблуждения. Они будут взывать к нашим самым нежным чувствам и будут совершать чудеса, чтобы подтвердить свои притязания. Мы должны быть готовы встретить их библейской истиной, утверждающей, что мертвые ничего не знают, а явившиеся в их обличье суть духи бесовские» (3).
Падшие ангелы явятся в облике близких. Они «могут принимать облик умерших друзей. Они с изумительной точностью воспроизводят не только внешность, но и выражение глаз, голос и манеру говорить» (4). Подобно тому, как воскресный день является подделкой субботы, так и в подобных проявлениях реальные люди повторяются в точности. Сатана специализируется на обмане. Посредством обмана он захватил мир в плен в начале и обманом держит его в плену во время конца.
Фактически, «это самое успешное и захватывающее обольщение — оно рассчитано на чувства тех, кто положил в могилу своих близких. Злые ангелы приходят в обличье этих близких, рассказывают случаи, происходившие в их жизни, и совершают дела, которые те делали, находясь в живых. Таким путем бесы побуждают людей верить в то, что их мертвые друзья стали ангелами, которые охраняют их и общаются с ними. К этим злым ангелам, представившимися умершими друзьями, относятся с почтением, и многие их слова имеют у людей больший вес, чем Слово Божье» (5).
Вот какой обман. Полная противоположность истине, начиная с Едема.
Встречали ли вы падшего ангела в человеческом обличье? «Злые ангелы под видом верующих людей, — говорит нам Елена Уайт, — будут действовать в наших рядах, чтобы возбудить сильный дух неверия… Эти силы зла будет находиться в наших собраниях не для того, чтобы получить благословение, но чтобы противодействовать влиянию Духа Божьего» (6). Вообразите, что злые ангелы идут в церковь, сидят в субботних классах и посещают наши советы! Но не пытайтесь их удалить. Пусть Бог позаботится об этом.
Поразмышляйте о смерти
Идею бессмертия человека можно найти в спиритизме, теософии и движении «Новый век». Ее разделяют большинство христиан, которые в отличие от других не отвергают Христа и Голгофу. Но если вы действительно не умрете, тогда зачем вам нужен Христос и Голгофа? Поскольку сатана использует эту идею в своих нападках, нам действительно необходимо знать, что Библия говорит об этом. Вот почему мы тщательно изучим этот вопрос. Необходимо разоблачить этот преступный заговор, прежде чем он возьмет верх в конце времени.
1. Библейские термины
Священное Писание рассматривает смерть с нескольких точек зрения. Оно говорит о физической смерти (2 Цар. 14:14: Рим. 6:23; Евр. 9:27); духовной смерти — отчуждении от Бога вследствие греха (Быт. 2:17; Мф. 8:22; Ин. 5:25; 8:21, 24; Рим. 6:23; Еф. 2:1; Иак. 5:20; Иуд. 12; Откр. 3:1); второй смерти — вечной разлуке неправедных с Богом (Мф. 10:28; Откр. 2:11; 20:6, 14, 15; 21:8) и смерти для греха (Рим. 6:4, 6, 11) (7). Поэтому смерть и вечная жизнь — не просто эсхатологические события (индивидуальные или корпоративные), но относящиеся к людям в их настоящей жизни (8).
а. Ветхий Завет
Некоторые еврейские слова в Ветхом Завете происходят от семитского корня mwt. Например, глагол mut, «умереть» (Быт. 2:17) и существительное mawet, «смерть» (Пс. 6:6). Другие слова содержат следующий смысл: abad, «гибнуть» (Иов 4:7, 9, 11, 20); harag, «убивать» (Быт. 12:12; 2 Цар. 3:30; ср. hala, Пс. 87:6), пака (Быт. 4:15; Пс. 134:10) и tarn, «уничтожать, разрушать» (Втор. 2:14, 15, 16) (9). Глагол mut и существительное mawet встречается в Ветхом Завете более 900 раз (10). Шеол (по-еврейски s’ol) — это место, упомянутое в Ветхом Завете, куда человек идет после смерти. Три основных синонима слова «шеол» в Ветхом Завете: bor, «яма» или «могила» (Пс. 27:1; 29:4; 87:7; Плач Иер. 3:53, 55; Иез. 32:30); sahat, «ад» или «могила» (Иов33:18, 22, 24, 28, 30;Пс. 15:10, 29:10; 102:4)и ‘badon, «истребление» (Иов 26:6; 28:22; 31:12; Пс. 87:12) (11). Как нечестивые, так и праведные идут в шеол. В Священном Писании нет намека на то, что праведные могут избежать шеола. Словом «шеол» изображается смерть, которой подвержено все человечество.
б. Новый Завет
В Новом Завете по-гречески смерть выражается: существительными thanatos и teleute (смерть), прилагательным nekros (мертвый) и глаголами apothnesko, apokteino, anaiareo, apollymi и tanato (умираю). «Глагол apothneskein (умирать) в Новом Завете используется 75 раз, а глагол teleutoun (оканчивать жизнь) семь раз. Существительное thanatos (смерть) встречается в Новом Завете 115 раз» (12). Смерть и все термины, употребляемые в ее контексте, следует понимать как врага (см. Рим. 5:12-21), которому смертью Христа был нанесен сокрушительный удар (см. 2 Тим. 1:10; Евр. 2:9, 14), но который еще является последним врагом (см. 1 Кор. 15:26), пока не последует эсхатологическое искоренение всякой смерти (см. Откр. 20:14).
2. Учение «отцов церкви»
Древние мыслители Сократ (469?-399 гг. до Р. X. ), Платон (427-347 гг. до Р. X. ), Аристотель (384-322 гг. до Р. Х. ) и Филон (около 20 г. до Р. X. — 42 г. по Р. X. ) полагали, что человеческие души бессмертны, так что смерть является лишь переходом в другое более славное состояние, поскольку в этой жизни тело ограничивает, держит в темнице и связывает нетленную душу. Поэтому смерть является освобождением. Согласно антропологии Платона, души предсуществуют, они божественны и перемещаются в сферу чистых форм, чтобы приготовиться к перевоплощению в другие тела. Эти древние мыслители учили, что душа очень долго где-то находилась, прежде чем стала вашей. Она лишь недавно вошла в ваше тело, чтобы некоторое время побыть на этой планете, но ей не терпится покинуть тело в момент смерти. Ранние отцы церкви, такие как Ириней и Тертуллиан, считали, что души бессмертны по природе благодаря качеству, им присущему. Как бессмертие, так и способность мыслить отличают людей от животного мира. Позднее христианские богословы полагали, что Бог дал людям врожденное бессмертие как дар благодати при их сотворении или рождении. Для них образ Божий (Быт. 1:26, 27) (imago Dei) означает, что люди наделены бессмертными душами.
Климент Александрийский, родившийся около 150 г. по Р. X. и впоследствии ставший главой Александрийской школы, учил вечности материи (13), воззрению, противоположному философским идеям, в которых духовное возвышается над материальным. Каково же место тела в сравнении с душой? Ориген, последователь Климента в Александрийской школе, находился под влиянием идей Платона на его теологию, что видно из его убеждения, что души имеют предсуществование (14). Настоящему видимому миру предшествовал иной мир. «Существовавшие раньше человеческие души — это духи, которые отпали от Бога в предшествовавшем мире и поэтому теперь заключены в материальные тела» (15), связаны телом за ранее совершенный грех (16).
Ориген верил в бессмертие души, но говорил также, что в двух случаях душа может быть смертной (смерть для греха, Рим. 6:2 и смерть для Бога, Иез. 18:4) (17). Пиерий (умер около 309 г. ), последний глава Александрийской школы, назвал оригеновскую идею предсуществования души «абсурдной идеей» (18). Мефодий (умер в 311 г. по Р. X. ) «один из самых отличившихся противников Ориге-на», также отверг его представление о предсуществовании души (19). Мефодий верил, что «вначале человек был бессмертен душою и телом. Смерть и отделение тела от души были вызваны лишь завистью дьявола. Цель искупления — объединить то, что было неестественным образом разъединено» (20).
Некоторые древние мыслители верили, что, как только душа оставляла тело, она начинала долгое и трудное путешествие с одного неба на другое (21). Говоривший по-гречески отец церкви Ириней считал, что «тело и душа ожидают воссоединения в разных местах и состояниях, причем душа не ведет активного существования» (22). Отцы же церкви, говорившие на латыни, рассуждали «более свободно об активности души в период после смерти» (23). Находившаяся под влиянием греческой философии и отцов церкви Ка-топическая церковь, подобно многим ранним богословам церкви, учила бессмертию души.
3. Бессмертие души
Большинство протестантских церквей также придерживаются учения о бессмертии души. Вот три реформатора, которые защищали это учение.
а. Мартин Лютер
Некоторое время Лютер верил в то, что душа спит. «Мы должны спать, пока Он не придет, не постучит в могилу и не скажет: „Доктор Мартин, вставай". Тогда во мгновение ока я встану и буду вечно счастливым с Ним» (24). Он написал это, отчасти чтобы противодействовать католическому учению о чистилище, предназначенном для тех, кто умер с простительными грехами, которые по убеждению католиков могут быть искуплены. Наличие чистилища подтверждает, что мертвые большей частью после смерти пробуждаются, так как они трудятся для своего примирения. Позднее Лютер отказался от того, что душа спит. Об Аврааме он сказал так: «Авраам (после смерти) живет с Богом, служит Ему, правит вместе с Ним. Это Божественная истина. Но какого рода эта жизнь: спит ли он или пробуждается, — это другой вопрос. Как душа покоится, мы не знаем; но определенно то, что, как бы то ни было, она живет» (25).
б. Жан Кальвин
Кальвин тщательно доказывал Божью справедливость при падении человека. «Адам мог справедливо гордиться великой щедростью своего Создателя Бога, соблаговолившего не только оживить сосуд из праха, но и сделать его вместилищем нетленного духа» (26). Он называет душу «своей более благородной частью» и показывает свою зависимость от учения Платона, когда упоминает о смерти Стефана как пример того, что «душа освобождается из темницы тела» (27). Он противился понятию, что душа есть дыхание Бога. Человеческие способности служили для него доказательством бессмертия души. Например, совесть есть «несомненный признак бессмертной души», а «простое знание Бога вполне доказывает, что душа, воспарившая над миром, должна быть бессмертной» (28). Далее он утверждает: «Если бы душа не была некой субстанцией, отделенной от тела, Священное Писание не учило бы, что мы живем в хижинах из праха и при смерти избавляемся от плотской храмины, что мы отбрасываем смертное, чтобы в последний день наконец получить соответственно тому, что мы делали, живя в теле. Эти и подобные выражения, которые встречаются повсюду, не только делают ясной разницу между душой и телом, но, давая душе имя человека, показывают, что она является его основной частью. Когда Павел увещевает верующих очиститься от всякой скверны плоти и духа, он показывает, что существуют две части, в которых гнездится порок. Также Петр, называя Христа Пастырем и Блюстителем душ, говорил бы абсурдную вещь, если бы не было душ, для которых Он мог выполнить такое служение» (29).
Кальвин полагал, что, «хотя весь человек назван смертным, душа не подвергается смерти». Сама идея пришла к нему из понимания образа Божьего, где «достойным вместилищем образа является душа» (30), хотя «нет части в теле, в которой не сияли бы пусть не полностью лучи славы». Все же «основным вместилищем Божественного образа остается ум и сердце или душа и ее способности» (31).
в. Франсис Турретин
В Библии сказано, что бессмертен только Бог (см. 1 Тим. 6:16). Но защитники концепции бессмертия души пытались обойти этот текст. Например, Франсис Турретин делает различие между «полным и абсолютным бессмертием», которым обладает только Бог (1 Тим. 6:16), и «сравнительным и частичным бессмертием», которое, по его мнению, принадлежит людям. Поэтому люди бессмертны не по своей природе, подобно Богу, а посредством их жизни. «Это касается не бессмертия души в смысле бытия и состояния естества (принадлежащего ей в любом состоянии), а бессмертия человека в смысле этических норм и благоденствия» (32).
Но Священное Писание говорит не только о бессмертии Бога, но и о том, что при Втором пришествии бессмертие будет дано также людям (см. 1 Кор. 15:53). Как можно получить то, что уже есть у вас? Поэтому любая идея о том, что душа бессмертна, обязана во многом дуализму Платона и более всего первой лжи сатаны: «Нет, не умрете».
(1) Maurice Rawlings. Beyond Death’s Door, New York: Bantam, 1979, pp. 53, 54.
(2) E. Уайт. Великая борьба, с. 588.
(3) Там же, с. 560.
(4) Там же, с. 552.
(5) Е. Уайт. События последних дней, с. 161.
(6) Там же.
(7) M. J. Harris. "Death" / New Dictionary of Theology, Sinclair B. Ferguson, David F. Wright, and J. I. Packer, eds., Downers Grove, III. : Inter Varsity, 1988, p. 188.
(8) Ср. : Baker Encyclopedia of the Bible, Walter A. Elwell, ed., Grand Rapids: Baker, 1988, p. 604.
(9) Kent Harold Richards. "Death: Old Testament" / The Anchor Bible Dictionary, New York: Doubleday, 1992, vol. 2, p. 110.
(10) James Leo Garrett. Systematic Theology: Biblical, Historical, and Evangelical, Grand Rapids: Eerdmans, 1995, vol. 2, p. 661.
(11) Там же, с. 662.
(12) Там же, с. 664.
(13) Johannes Quasten, Patrology, Westminster, Md. : Christian Classics, 1990, vol. 2, p. 17.
(14) Там же, с. 42.
(15) Там же, с. 91.
(16) Там же, с. 115.
(17) Там же, с. 64.
(18) Там же, с. 112.
(19) Там же, с. 129.
(20) Там же, с. 135.
(21) Там же, т. 3, с. 154.
(22) Milton McC. Gatch. Death, p. 131.
(23) Тамже, с. 132.
(24) Martin Luther. Martin Luther Werke, 37:151.
(25) Цит. в: Francis Pieper. Christian Dogmatics, Saint Louis: Concordia, 1953, vol. 3, p. 512, n. 21.
(26) John Calvin. Institutes of the Christian Religion, Henry Beveridge trans., London: James Clarke, 1962, vol. 1, p. 160.
(27) Тамже.
(28) Institutes, vol. 1, p. 161.
(29) Там же, с. 161, 162.
(30) Там же, с. 162.
(31) Тамже, с. 164
(32) Francis Turretin. Institutes of Elenctic Theology, vol. 1, pp. 473, 474