Пожалуйста, объясните значение выражений «ранний дождь» и «поздний дождь» и их отношение к излитию Святого Духа.
Чтобы ответить на ваш вопрос, необходимо знать особенности климата территории Израиля и значение дождя в Библии.
Цистерны, найденные археологами в Израиле, указывают на то, какой ценной была вода и существовала необходимость сохранения ее для сухого сезона, который охватывает почти половину года.
1.Дождливый сезон: В Израиле большая часть осадков обычно выпадала в период с декабря по февраль. Первый дождь сезона дождей – «ранний дождь» - обычно выпадал с середины октября до начала ноября. Этот дождь смягчал землю и способствовал прорастанию семян и росту культур. Последний дождь выпадал перед созреванием урожая, с начала марта по апрель. Этот дождь способствовал созреванию урожая. Таким образом, дождь был чрезвычайно важен для жизни в Израиле и считался даром от Бога (Втор.11:14; Иер.5:24; Мф.5:45). Отсутствие дождя часто рассматривалось как выражение Божьей немилости, результат грехов и непокорности народа (например, Иер.3:3).
2.Идеи, связанные со словом «дождь» : Дождь ассоциировался с властью Бога над природой (1Цар.17:1; Ис.5:6) и с Его благословениями (Пс.84:6; Пс.147:8) и милостью к человечеству (Осия.6:3). Связь дождя с пропитанием населения делала его выражением Божьей заботы о жизни людей и плодородии земли (Втор.11:10,11; Лев.26:4). Та же самая связь между жизнью и дождем позволила использовать дождь как символ мудрости (Прит.18:4) и учений о благочестии (Втор.3:2). Так как дождь приносил пользу всем, он метафорически ассоциируется со справедливым царем, который является благословением для всех, и питает жизнь, а не угрожает ей (2Цар.23:4).
Отрицательная сторона дождя, особенно проливного дождя, состоит в том, что он наносит ущерб полям и домам, и он стал символом хаоса и разрушения (Быт.7:11; Ис.4:6).
3.Излитие Святого Духа и дождь : В Библии дождь стал символам излития Богом Святого Духа; и дождь и Святой Дух были посланы Богом как проявление Его заботы о жизни.
Мы видим, во-первых, эсхатологическое использование образа дождя. Бог описал будущее возрождение Своего народа, используя язык дождя, чтобы проиллюстрировать работу Святого Духа: «Ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис.44:3). В книге пророка Иоиля, после возвещения о приходе раннего и позднего дождя, Бог добавил: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль 2:28,29).
Во-вторых, образ раннего и позднего дождя может быть применен к двум различным мощным проявлениям работы Святого Духа в церкви: один относится к опыту пятидесятницы, другой к событиям незадолго до возвращения Иисуса Христа. Эсхатологическая работа Святого Духа, возвещенная пророком Иоилем, была частично осуществлена во время излития Святого Духа в день пятидесятницы (Деян.2:18). Это называют «ранним дождем». Но это же самое пророчество ссылается на «день Господень, великий и славный», утверждая, что ожидается ещё более полное излитие Святого Духа (Деян.2:19,20).
Эта будущая работа Духа будет сопровождать провозглашение человечеству последней вести о суде и спасении. Ангел представляющий Бога (Иез.43:2), спустился с небес с большой властью, освещая землю своей славой и усиливая возвещение всему миру трехангельской вести (Откр.14:6-12). Такое излитие Святого Духа названо «поздний дождь».
Перед возвращением Иисуса Христа силы зла будут творить чудеса и знамения (Откр.13:13,14; 1Тит.4:1), но Бог тоже выражает свою высшую власть через работу Святого Духа среди Его народа.
Таким образом, фразы «ранний дождь» и «поздний дождь» это сельскохозяйственные образы, в переносном смысле применяемые для изображения работы Святого Духа в начале христианской церкви и незадолго перед Божьей жатвой в конце последнего времени (Откр.14:14-20).