Университет Андрюса
Некоторые адвентисты пересматривают церковную систему пророческого толкования, поддерживая тем самым смешение историзма и футуризма. Время от времени они утверждают, что пророческие периоды Откровения подразумевают различные события
и в некоторых случаях они должны быть истолкованы как то, что должно произойти в будущем. Иоанн Паулин исследовал пророческие периоды Откровения с целью определить экзегетически, относятся ли они к одному и тому же историческому периоду или нет. Здесь мы поделимся с вами результатами его тщательного анализа библейского свидетельства.
В Книге Откровения находятся пять текстов, которые включают период времени, охватывающий 1260 дней в той или иной форме. Два из них специально используют фразу “1260 дней” (Откр. 11:3 и 12:6), два другие – фразу “42 месяца” (Откр. 11:2 и 13:5) и пятый – таинственное “время, времена и половина времени” из Даниила 7:26 (Откр. 12:14, ср. Дан 12:7).
Главы 12 и 13 Откровения содержат повторяющиеся ссылки на Даниила 7. Там также содержится косвенное указание на Даниила 12 в Откровении 10.1 Таким образом, использование этого периода времени в Откровении основывается на Данииле 7:25 (ср. Дан 12:7) в большей степени, чем на засушливом периоде Илия или на протяжении миссии Иисуса. По этой причине будет экзегетически правильно изучать все 7 текстов 1260 дней Даниила и Откровения вместе, как Адвентисты делали в прошлом.
I. Откровение 11
Первые два явления 1260 дней находятся сразу после Откровения 10:8-11. В Откровении 11 голос с небес (Откр. 10:8) продолжает вовлекать Иоанна (Откр.11:1-2) и обращаться к нему (11:3 сл.). Позиция, с которой Иоанн познаёт главу 11, может быть его собственной. Поскольку 42 месяца и 1260 дней выражены в будущем времени, эти периоды времени были отнесены к будущему времени с точки зрения Иоанна.
Два свидетеля представлены в Откровении 11:3-6. Введение включает в себя описание их внешности, их характерных черт и их поступков в настоящем (11:4-6) и в будущем (11:3). Какое бы толкование мы не связывали с этими двумя свидетелями, у них есть уже определенная роль в контексте Иоанна первого столетия. На каком-то более позднем этапе истории они сделают предсказание на 1260 дней, будучи облечены во власяницу. Затем они столкнуться со смертью, воскресением и вознесением (11:7-13). Ответ "Остатка" на это вознесение в большом городе (страх и славу Богу - Откр. 11:13) – это ответ, который призвал к первому ангельскому посланию Откровения 14:07. Так что этот ответ, казалось бы, был единовременным событием, как раз перед звучанием седьмой трубы.
II. Последовательность символов в Откровении 12
Адвентисты, придерживаясь традиционного понимания Откровения 12, предлагают апокалиптические пророчества трех последовательных стадий христианской истории. Первый этап – это возвращение Христа в первом веке (Откр. 12:1-5). Третий – заключительная битва между драконом и Остатком (12:17). Второй – продолжительный средневековый период 1260 лет (Откр. 12:6, 14) папского господства в средневековье и далее (Откр. 12:6, 13-16). Поддержка такой точки зрения может быть найдена в том, как двое из героев повествования прошли через различные препятствия с течением времени.
Прежде всего, женщина появляется на небе, облеченная в солнце, с луной под ногами и короной из двенадцати звезд на голове (12:1). Женщина в Откровении 12 имеет "родословную", которая уходит своими корнями во времена пророков Ветхого Завета.2 Но в 5 стихе она действует в контексте видения, рождая ребенка мужского пола, который, как правило, признается символом Иисуса. После рождения ребенка (12:5), она убегает в пустыню на "1260 дней" (12:6). Таким образом, события, связанные с этой женщиной, в Откровении 12:1-6 на самом деле представлены в три этапа: (1) время ее появления и беременности; (2) время рождения ребёнка; и (3) время побега в пустыню.
Второй образ, который должен быть представлен в этой главе, дракон (Откр. 12:3-4), который олицетворяет собой Сатану (Откр 12:9). Ученые-исследователи повсеместно признают, что нападение дракона на младенца мужского пола в Откровении 12:5 представляет собой попытку Ирода уничтожить младенца Христа (Мф 2:1-18).3 До нападения на младенца мужского пола, хвост дракона сметает третью часть звезд с неба и бросает их на землю (Откр 12:4). После нападения на мальчика, дракон преследует женщину в пустыне (12:13-16) и в конечном итоге воюет с остатком её потомтсва (12:17). Так, дракон в главе 12 на самом деле описан в рамках четырёх последовательных этапов: (1) атака на третью часть звёзд (12:4), (2) нападение на младенца мужского пола (12:4-5, 7 -9), (3) нападение на саму женщину (12:13-16); и, наконец, (4) война против Остатка (12:17). Первый из этих этапов заканчивается до видения, которое начинается с угрозы дракона младенцу.
III. Три периода событий в Откровении 12
(1) Время первого пришествия Христа. Этот этап (один из мудрой очерёдности Откровения 12) основное внимание уделяет атаке дракона на младенца мужского пола в стихе 5. Когда младенец мужского пола достигает небес, там вспыхивает война, в результате чего дракон и его ангелы теряют своё место на небесах и низвергаются на землю (12:7-9). Когда это изгнание с небес происходит? Стих 10 четко указывает на тот же момент времени, что и война в стихах 7-9. Таким образом, первый период мудрой очерёдности идет от воплощения Иисуса через изгнание Сатаны из рая.4
(2) Широкий размах христианской истории. Откровение 12, стихи 6 и 12, оба, кажется, отмечают переход от момента первого века миссии Иисуса, на земле в стихе 5 и на небесах в стихе 10, и до изгнания женщины в пустыню. Поскольку язык Откровения 12:6 (1260 дней) и 12:14 (время, времена и половина времени) – это очевидно, что параллель, и оба они следуют за событиями, относящимися к первому веку. Вполне вероятно, что они охватывают один и тот же исторический период.
(3) Заключительная атака на Остаток. Откровение 12:17 это не только заключение к главе 12, оно служит в качестве краткого введение в представление Откровения о большом заключительном переломе в конце истории земли (Откр. 13-14). Он указывает, что есть две стороны в заключительном конфликте в лице дракона и остатка потомства женщины.
В Откровении 12, следовательно, можно обнаружить три этапа христианской истории, идущие от времен Иисуса Христа и Иоанна до конца всего сущего. После того, как мы заметим, что по крайней мере двое из главных героев в главе были активны в период до рождения Иисуса (который мы будем называть Нулевым Этапом ниже), можно сказать, что есть в общей сложности четыре последовательных этапа истории. Можно подвести итоги по этим периодам следующим образом:
1) Нулевой этап: Перед Видением (12:1-4)
Война на небесах (4)
Дракон олицетворяет царства земли (3)
Женщина представляет истинных людей Бога (1-2)
2) Этап первый: Время Иисуса и Иоанна (12:5, 7-12)
Женщина рождает младенца мужского пола (5)
Он схвачен и забран на небеса (5)
Война на небесах (7-9)
Интронизации и победа (10-11)
Переходный период (12)
3) Этап второй: Змей атакует женщину (12:6, 13-16)
Змей преследует женщину (13)
Она бежит в пустыню и находится там под защитой 1260 дней (6, 14)
Змей извергает воду, чтобы уничтожить её (15)
Земля помогает женщине (16)
4) Этап третий: Дракон и Остаток, (Откр 12:17 и т.д.)
Дракон в гневе уходит на войну (12:17)
Он созывает союзников для участия в конфликте (13:1-7, 11)
Нечестивая троица обманывает и преследует (13:8-10, 12-18)
Остаток реагирует (14:1-13)
Возвращение Иисуса (14:14-20)
Два текста, которые содержат упоминания о 1260 днях, из Откровения 12, оба встречаются в Этапе втором, центральном периоде христианской истории. Они характеризуют что-то важное об истории между первым веком миссии Иисуса и заключительной битвой в конце. Это среднее положение во времени после написания Откровения является параллелью к двум появлениям в главе 11. Это еще раз доказывает, что все пять появлений "1260 дней" являются ссылкой на один и тот же период истории.
IV. Откровение 13
Откровение 13 описывает более подробно заключительное сражение дракона с остатком потомства женщины (Откр. 12:17). Это может служить основанием для того, чтобы сделать предположение, что ссылка на "42 месяца" в Откровении 13:5 принадлежит заключительной битве и, таким образом, не следует её отождествлять с четырьмя ранее упомянутыми ссылками. Вместе с тем, мало кем замеченная особенность главы 13 - это способ изменения времён главных глаголов в значительных моментах по всей главе. Эти времена должны быть прочитаны в контексте последней атаки, описанной в Откровении 12:17. Два Антихриста (от моря и от земли) первыми представлены с использованием глаголов в прошедшем времени (аорист, индикативы глаголов совершенного и несовершенного времени – Откр. 13:1-7; 13:11).5 В греческом варианте Нового Завета, аористические индикативы глаголов выражают действие как момент времени в прошлом. Действия, описанные в этих введениях, следовательно, происходят до заключительной битвы дракона против остатка (Откр. 12:17; 13:8-10, 12-18).
В каждом из двух эпизодов (Откр 13:1-10 и 11-18) греческий вариант Откровения 13 переходит от вступительного описания в прошедшем времени (Откр. 13:1-7; 13:11) к совместному использованию настоящего и будущего времен (Откр. 13:8-10; 13:12-18), которые описывают действия этих двух Антихристов в контексте заключительной атаки Откровения 12:17. Таким образом, два этапа истории четко отмечены временами сигнальных событий греческого языка до войны дракона (прошедшее время) и события войны самой по себе (настоящее и будущее время) .6
Откровение 13, следовательно, не содержит всех четырех этапах войны дракона, как описано в Откровении 12. Оно предоставляет информацию, связанную с двумя последними этапами его деятельности, представленные как Этап второй и Этап третий в таблице для Откровения 12. Части прошедшего времени Откровения 13 соответствуют Этапу второму, событиям, предшествующим заключительной битве. Настоящее и будущее время главных глаголов в главе 13 соответствует последней атаке на остаток, впервые упомянутый в Откровении 12:17. Обратите внимание на связь между Откровениями 12 и 13 в следующей таблице:
|
Откровение 12 |
Откровение 13 |
|
Этап первый |
Дракон и Младенец мужского пола (5) |
|
|
Воцарение (победа) Иисуса (7-12) |
|
|
|
Этап второй |
1260 дней (13-15) |
42 месяца (1-7) |
Прошедшие времена в главе 13 |
Земля помогает женщине (16) |
Антихрист от земли (11) |
||
Этап третий |
Дракон и Остаток (17) |
Поклонение Антихристу во всём мире (8-10, 12-18) |
Настоящие и будущие времена в главе 13 |
42-месячный период Откровения 13:5, следовательно, не является частью заключительной битвы (Этап третий) христианской истории. Антихристу от моря "были даны полномочия" править в течение 42 месяцев. Деятельность Антихриста от моря не переходит в настоящее или будущее время вплоть до стиха 8. В рамках Этапа второго 42 месяца Откровения 13:5 принадлежат к среднему периоду церковной истории, между событиями первого пришествия Иисуса и событиями, приведшими к Его второму пришествию. Обратите внимание на сравнение всех трех глав Откровения, где происходят события 1260 дней. Они твердо закрепились в основе христианской эры, а не на ее краях.
Откровение 11 |
Откровение 12 |
Откровение 13 |
10:8-11:1 |
12:1-5, 7-12 |
-- |
11:1-13 |
12:6, 13-16 |
13:1-7, 11 |
11:15-18 |
12:17 |
13:8-10, 12-18 |
V. Заключение
Точка зрения традиционных адвентистов седьмого дня, основанная на историзме, состоит в том, что пять толкований 1260-дней Откровений 11-13 относятся к одному и тому же периоду истории, среднему периоду христианской истории в период между Иоанном и событиями конца. Эта точка зрения выражена экзегетически. Хотя Иоанн не дает никаких доказательств того, что ему известно о 2000 лет христианской истории, его пророческое послание четко выделяет три стадии этой истории, и центральная роль в ней отведена 1260 дням.
1Сравните Откр. 10:5-6 с Дан 12:4-7.
2 Откр. 12:1-2 основано на образе добродетельной женщиной Ветхого Завета как символа верного Израиля (Ис. 26:16-27; 54:5; 66:7-14; Ос 2:14-20).
3 Beale, The Book of Revelation, 639; and J. Ramsey Michaels, Revelation, The IVP New Testament Commentary Series (Downer’s Grove, IL: InterVarsity Press, 1997), 147.
4 В то время как небесная война Откр. 12:7-9 происходит в контексте вознесения Иисуса на небо в 31н.э., она является отголоском ранней войны, кратко описаной в Откр. 12:4 (нападение дракона на звезды на небе). Эта война произошла до создания земли (Откр. 13:8).
5 Я имею в виду основные глаголы, конечно, не глаголы в придаточных предложениях, чьё время не имеет отношения к делу.
6 Откр. 13:1-7 = прошедшее время; Откр. 13:8-10 = настоящее и будущее время; Откр. 13:11 = прошедшее время; Откр. 13:12-18 = настоящее и будущее время.
7 Я выражаю признательность Hans LaRondelle, создавшему таблицу в " The End-Time Message in Historical Perspective ", Министерство, декабрь, 1996, 13.