Израиль, пророчество, народГерхард Ф. Хазел

Наш век стал свидетелем феноменального роста государства Израиль на Ближнем Востоке. Множество вопросов, имеющих большое значение, только приумножается этими необычными событиями. Заявление  земли Ханаанской, высказанное евреями после почти двух тысячелетий существования в диаспоре, хочет быть услышанным. В самом деле, вопрос о праве национального бытия и установки национальных границ является вопросом мира во всем мире.

Сложным фактором в сознании мыслящих людей является применимость библейских обетований древнего Израиля и их значение для современного Израиля. Что был и есть Божий план, как сказано в неоднократных обетованиях, касающихся владения землей Ханаанской и её возврата? Были ли эти прогнозы и обетования исполнены? Или они исполнятся сегодня? Есть ли какое-либо условие, связанное с ними или они безусловной природы? На эти и другие вопросы нужны точные библейские ответы. Что является свидетельством Писания?

 

1. Земля обетованная

 

Божий план для Израиля, изложенный в Древнееврейской Библии, является всеобъемлющим и широким. Мы вынуждены сузить фокус одним ключевым вопросом: божественное обетование касаемо владения землей.

Ключевой вопрос в 1 — 3-м стихах 12-й главы Книги Бытия содержит божественный приказ Аврааму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (стих 1). [1] Авраам беспрекословно подчинился и оставил сначала Ур (Быт. 11:31), а потом и Харран (Быт. 12:4 — 5), «чтобы идти в землю Ханаанскую» (стих 5). Как только он пришел туда, Господь, явившись ему в Сихеме, сказал: «Потомству твоему отдам Я землю сию» (стих 7). Обетование о том, то «семя» Авраамово, то есть его «потомство», [2] наследует обещанную им землю, является одной из ключевых тем Библии.

После того, как Лот и Авраам мирно «отделились друг от друга», Господь сказал Аврааму: «Возведи очи твои… ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» (Быт. 13:14 — 15). [3] В завете, который затем был заключен с Авраамом (Быт. 15:7 — 21), [4] Господь поклялся, что даст ему [5] «землю сию во владение» (стих 7). Заветное обетование «Потомству твоему отдам Я землю сию» подтверждается в стихе 18 [6]. Данные слова затем многократно подтверждает Бог Своею клятвою (Быт. 24:7; 50:24; Исх. 33:1; Чис. 10:29; 11:12; Втор. 1:8; 11:21; 31:23). Во второй стадии Своего завета с Авраамом Господь сказал ему: «И дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное, и буду им Богом» (Быт. 17:8).

Сын Авраама Исаак тоже получает обетование о земле (Быт. 26:3), которое он передает своему сыну Иакову (Быт. 28:4). Впоследствии Иаков сам услышал Бога, который сказал ему: «Земля, которую Я дал Аврааму и Исааку, Я дам тебе, и потомству твоему по тебе дам землю сию» (Быт. 35:12) «в вечное владение» (Быт. 48:4). Книга Бытия завершается предсмертными словами Иосифа, в которых звучит надежда на то, что Господь останется верным Своему обетованию как вечному завету (Быт. 15:17) и клятве (Быт. 15:7): «Я умираю, — говорит Иосиф, — но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову» (Быт. 50:24) [7]. Обетование о земле вновь превращается в особый Божий план для Израиля, которому надлежало исполниться в будущем. Владение землей было обещано патриархам, праотцам Израиля. «Они, конечно, уже жили в этой земле, но еще не владели ею, то есть обетование еще не исполнилось»[8], но должно исполниться.

 

Время исполнения

 

Божественное милосердие проявляется в откровении о времени овладения землей, которое Бог дал Аврааму. В одном из ключевых ветхозаветных изречений патриарху Израиля сказано о том, что Бог еще терпит жителей обетованной земли, [9] потому что «мера беззакония амореев доселе еще не наполнилась» (Быт. 15:16). Более того, там сказано, что потомков Авраама будут угнетать и порабощать «четыреста лет» (стих 13). Выражения «четыреста лет» и «четвертый род» (стих 16) не противоречат друг другу, поскольку слово «род» («dor») может означать «срок жизни», [10]  который в данном контексте составлял сто лет. [11]  Этот период времени, необходимый для исполнения обетования, явился частью божественного плана спасения, который направлял весь ход истории к конечной цели, намеченной Богом.

Время исполнения обетования началось во дни Моисея и Иисуса Навина. Книга Исхода повествует о Моисее как о будущем освободителе Израиля, о самом освобождении, о завете, заключенном на горе Синай, о странствовании в пустыне, о наставлениях, необходимых для строительства скинии, об отступничестве Израиля и обновлении завета. В Книге Второзакония мы читаем его прощальные речи. Великий наставник Израиля напоминает ему о заповеди, данной Господом: «Вот, Я даю вам землю сию, пойдите, возьмите в наследие землю…» (Втор. 1:8). Далее Моисей рассказывает о том, как израильтяне вступили во владение заиорданскими землями, победив аморейских царей Сигона и Ога (Втор. 2:26 — 3:11; ср. Чис. 21:21 — 35). Перед смертью он оставляет вместо себя Иисуса, сына Навина (Втор. 34:9). Самому же Моисею Господь воспретил вести Израиль в землю за Иорданом (Чис. 20:12).

Смерть Моисея знаменовала начало завоевания обетованной земли (Нав. 1:1 — 9). Чудесный переход через Иордан явился зримым знамением постоянного божественного присутствия и непреложного желания Бога даровать израильтянам эту землю (Нав. 3:1 — 17). К концу жизни Иисуса Навина (Нав. 23:1, 14) Господь отдал Израилю «всю землю, которую дать клялся отцам их, и они получили ее в наследие и поселились в ней… Не осталось не исполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось» (21:43 — 45; ср. 23:14).

Несмотря на то, что «оставшиеся из народов сих» (Нав. 23:12) продолжали жить среди израильтян, они были настолько бессильны, что никоим образом не могли угрожать Израилю, доколе тот оставался верным своему Богу (Нав. 23:11—13). И хотя некоторая часть земли по-прежнему была заселена иноплеменниками (Нав. 13:1 — 6), обетование исполнилось, поскольку Бог говорил не о единовременном уничтожении хананеев, а о постепенном их истреблении (Исх. 23:29 — 30; Втор. 7:22; ср. Суд. 2:1 — 2; 3:1 — 2; 3 Цар. 17:17 — 18). Действуя сообразно Своей природе, Всемогущий приступил к исполнению Своего обетования. Но было ли это исполнение полным? На этот вопрос можно ответить только в том случае, если мы с достаточной точностью определим границы обетованной земли.

 

3. Протяжённость Земли Обетованной

 

Земли Обетованная патриархам и их потомству обычно носит наименование «земли ханаанской» (ср. Быт. 12:5; 17:8; Исх. 6:4; Лев. 25:38; Втор. 32:49) [12] и, по-видимому, в целом относится к Сирии и Палестине [13], земле, лежащей к западу от Иордана, но, вероятно, может относиться и к Васанскому царству на востоке [14]. Хорошо знакомое выражение «от Дана до Вирсавии» (Суд. 20:1; 1 Цар. 3:20) является общим обозначением земли от севера к югу, употреблявшимся позднее.

Первое наиболее пространное описание обетованной земли содержится в 18 — 21-м стихах 15-й главы Книги Бытия. Согласно этому отрывку она простирается «от реки египетской до великой реки, реки Евфрата: земли кенеев, кенезеев, кедмонеев, хеттеев, ферезеев, рефаимов, амореев, хананеев, гергесеев и иевусеев». Южной границей обетованной земли служит «река египетская», и «обычно это выражение обозначает Нил»[15]. Северо-западной границей служит «река Евфрат». Таким образом, обетованная земля простирается от Евфрата на северо-востоке, Емафа на севере (Чис. 34:8; ср. Иез. 47:15; 18:1; эта граница еще не определена с необходимой точностью), великого моря на западе, то есть Средиземного (Чис. 34:6; Иис. Нав. 15:12; ср. Иез. 48:28), реки египетской (Быт. 15:18), или потока египетского (Чис. 34:5; Иис. Нав. 15:4, 47) на юге и пустыни на востоке (Исх. 23:31; Втор. 11:24; Нав. 1:4) [18]. Исходя из этого описания можно сказать, что обетованная земля вбирала в себя территории по обе стороны от реки Иордан от Нила до Евфрата (Исх. 23:31; Втор. 1:6 — 8; Иис. Нав. 1:2 — 4).

А теперь вернемся к основному вопросу, касающемуся того, в какой мере исполнилось обетование о земле. Во времена Иисуса Навина и судей оно было не полным. Предела завоеваний Израиль достиг в эпоху Давида. Его царство простиралось от Мефег-Гаама и ливанской границы на севере (2 Цар. 8:1 — 18; 10:1 — 19 и т.д.) до египетского потока на юге и от пустыни на востоке (1 Цар. 1 9:1 — 19) до Средиземного моря на западе. О Соломоне сказано, что он «владел всеми царствами от реки Евфрата до земли филистимской и до пределов Египта» (1 Цар. 4:21), то есть до «реки египетской» (1 Цар. 8:65). Таков масштаб исполнения обетования, представленный в Ветхом Завете. Однако, несмотря на победы Давида нельзя сказать, что завоеванные им земли целиком и полностью принадлежали ему или Соломону. Побежденные народы были вынуждены платить дань (1 Цар. 4:21) или становиться оброчными работниками (1 Цар. 9:21; 2 Пар. 8:7 — 8), однако нет свидетельств о том, что Израилю удалось полностью подчинить южные земли (до Нила) или присоединить к себе Тир и Сидон, предназначенные Асиру (Иис. Нав. 19:28 — 29; Суд. 1:31). Таким образом очевидно, что обетование о земле, обещанной патриархам, не совершилось полностью. Почему же это произошло?

 

4. Условия выполнения

 

Существует противоречие между главой 21 43-45 стихами книги Иисус Навин, где говорится об исполнении обетования Господа, и фактом, который показывает, что полное исполнение обетования не произошло. Как решить этот конфликт? Неужели Богу не удалось жить согласно Своего обетования?  Он вернулся к Своей клятве? Насколько Бог был обеспокоен тем, что «не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых» (Нав. 21:45). Бог Израиля сдержал свое слово. Но Его обетование и клятва будут полностью исполнены только тогда, когда Израиль послушается Божьей  воли и закона. Причина несоответствия между обетованием и его полным свершением кроется не в каком-то бессилии Бога или Его нежелании следовать Своему слову. Причина в непослушании Израиля. [19]  «Полное свершение обетования неразрывно связано с постоянной верностью Израиля Господу» [20], однако с самого начала он так или иначе проявлял непослушание. «Они делали неугодное в очах Моих с того дня, как вышли отцы их из Египта», (2 Цар. 21:15; ср. Втор. 1:26). Обетование Божье ускользнуло из рук Израиля из-за его же неверности. Причина не в Боге, причина в Его народе, который не выполнил условий, необходимых для того, чтобы пережить всю полноту божественного обетования. Обычно это обетование воспринимают неверно, рассматривая его как одностороннее [21] и безусловное [22]. Действительно, в первой стадии завета (Быт. 15:7 — 18) ничего не говорится о том, как должен себя вести Авраам, однако во второй ясно оговорено, что он и его потомки должны «соблюдать» завет (Быт. 17:1 — 27; см. стихи 9 — 10) и что существуют обязательства, которые нельзя «нарушать» (Быт. 17:14). Готовность Авраама принести в жертву своего сына укрепила завет (Быт. 22:16 — 18). «За то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26:5) «потомству твоему дам все земли сии» (стих 3). И хотя Авраам не дожил до исполнения обетования, его послушание сохранило это обетование в силе [23]. Итак, мы видим, что без сохранения преданности Богу обетование о земле не могло быть исполнено; оно имеет условный характер.

Только проявив послушание перед Господом, можно унаследовать обетованную землю. Отвернувшиеся от Него не увидят ее (Чис. 14:23) и противящиеся Ему сполна разделят ту же участь (Чис. 32:11 — 12; Втор. 1:35 — 36).

Противясь Господу, израильтяне утрачивали Его благословения и получали проклятия (Втор. 11:26 — 31). Более того, они могли лишиться обетованной земли (Втор. 28:63 — 68; ср. 31:20 — 22)[24]. Завет Бога с Его народом имеет свои условия (Лев. 26:1 — 46). Условный характер завета и обетований[26] проявляется в резком противопоставлении союзов «если» и «если не», послушания и непослушания (см. Лев. 26:3; 14 — 15; 18, 21, 23, 27). «Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня… опустошу землю вашу… А вас рассею между народами» (Лев. 26:27 — 33; ср. Втор. 27:9 — 10; Нав. 23:15 — 16; Суд. 2:1 — 5). Семь веков спустя, в 722 г. до Р. Х. Бог Израиля исполнил Свои предостережения и наказал Северное царство Израильское (2 Цар. 17:7 — 18), а через полтора века Господь исторг из обетованной земли колено Иуды и рассеял его в Новом Вавилоне (4 Цар. 17:19 — 20).

 

5. Условные обетования восстановления

 

Изгнание древнего Израиля не означало, что Бог отвернулся от Своего народа. Он дал ему надежду на духовное обновление и возвращение. Исаия предсказал, что «Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря… И соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» (Ис. 11:11 — 12). Отметим, что в данном обетовании речь идет о возвращении остатка Израиля [27] в противоположность первоначальному освобождению всего Израиля из египетского рабства[28]. Выражение «снова прострет» не относится к будущему единению евреев или их нынешнему возвращению в Израиль, потому что все перечисленные земли представляют собой территории, где древние израильтяне были пленены ассирийцами и вавилонянами. Фраза «от четырех концов земли» означает четыре направления, указывающие на земли, перечисленные в 11-м стихе. Таким образом, речь идет о возвращении из вавилонского пленения, совершившемся в эпоху персидского владычества. Пророчество исполнилось, о чем свидетельствует Книга Ездры [29].

Пророку Исаие, предсказавшему возрождение народа Божья, вторит пророк Иеремия. «Будут жить на земле своей», — возвещает он (Иер. 23:8). «Возвращу плен их», — говорит Сам Господь (Иер. 32:44). Пророчество перекликается с обетованием, которое в свое время было дано патриархам: «Я оставлю вас жить на месте сем, на этой земле, которую дал отцам вашим в роды родов» (Иер. 7:7). Обетования о возвращении и обновлении основываются на уникальной связи между Богом и Израилем, выраженной в завете. «Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом», — говорит Господь (Иер. 7:23; см. также 11:4; 24:7; 30:22; 31:33). Их следует рассматривать на фоне нравственного отступничества, подробно описанного Исаией (Ис. 40:2; 42:24; 50:1; 54:7 — 8), который в то же время говорит о восстановлении подлинного завета с Богом (Ис. 55:3 — 5; 54:9 — 10; 42:6; 49:8). Постоянную связь между возрождением в физическом смысле и внутренним обновлением народа подчеркивает и Иеремия. Без внутреннего обновления, основанного на новом завете, вложенном «во внутренность их» (Иер. 31:31-34) и написанном «на сердцах их», не может быть подлинного обновления в физическом смысле. Новый завет созиждет новый народ.

Итак, глядя на историю Израиля, мы видим, что для евреев эпохи исхода из Египта, а также их потомков основным условием обретения обетованной земли и владения ею было исполнение тех обязательств, которые предусматривал завет. Непослушание воле Божьей, то есть несоблюдение в своей жизни условий завета, явилось причиной того, что Израиль не смог во всей полноте пережить обетование о земле и в конечном счете именно в силу своего непослушания он утратил землю, которую некогда населял. Обретение утраченной земли, обещанное Исаией и другими пророками, тоже налагает определенные условия. Новый завет (Иер. 31:31 — 34) предусматривает, что закон Божий должен быть написан в сердце (стих 33). Условием обретения земли и владения ею является покаяние (Иер. 25:5; ср. 24:8 — 10; 35:15; Втор. 1:8). «Исправьте пути ваши и деяния ваши, и Я оставлю вас жить на сем месте», — говорит Господь (Иер. 7:3; ср. 18:11; 22:3 — 5). Многочисленные обетования, встречающиеся в Книге пророка Иеремии и других книгах Ветхого Завета, предполагают возможность послушания или непослушания, выраженную в уже упомянутом противопоставлении между «если» (Иер. 17:24 — 25; 18:8; ср. Зах. 6:15) и «если не» (Иер. 17:27; 18:10; 22:5).

Библейское учение, раскрывающее Божий план о даровании Израилю обетованной земли и его обновлении, — истинно. Право Израиля на владение обетованной земли зависило от их верности Богу. Условием обретения обетованной земли является полное обращение к Богу и постоянное послушание, подкрепляемое верой в непреложность Его обетования и преизбыток милосердия. Обетованная земля — дар Божий, однако его нельзя принять, не приняв и Самого Дарителя. Сегодня ни один народ Среднего Востока не выполняет условий, необходимых для получения этого дара, и посему вряд ли можно сказать, что какое-либо обетование о возрождении буквально исполнилось или исполняется в наше время. Однако Божий план не разрушился. Новый Завет свидетельствует о том, каким образом Бог претворит Свои замыслы, основываясь на новом союзе с новым Израилем (Рим. 2:28 — 29; 4:13 — 25; 9 — 11; Гал. 5; 6; Кол. 2:11).

 

 

[1] Все цитаты Писания взяты из Американского исправленного издания Библии.

[2]. В. Баумгартнер и др. Еврейский и арамейский лексикон к Ветхому Завету. -  Лейден: Брил. - 1967. – С. 277.

[3]. Древность обетований подтверждено даже критическими исследованиями, см. Р. Килиан. Традиции Авраама: литературно-критическое и историческое исследование. - Бонн: Ханштайн. – 1966. - С. 24-25.

[4]. Хиллер, Д.Р. Завет. История библейской идеи. - Балтимор: J. Hopkins Press.  - 1969. – С. 102-103; Лофинк, Х. Обетование народа как клятва. Исследование. - Штутгарт: Kath Bibelwerk. – 1967; Снайдерс, Л.А. «Бытие 15. Завет с Авраамом». OTS 12. – 1958. - С. 261-79.

[5]. Клятва Божья в соответствии с сюзеренитетным договором, см. Уайзман, Д.Ж. Журнал исследований Cuneiform. -  12. – 1958. – С. 124-29; Клайн, М. Структура библейской власти. - Гранд-Рапидс: Eerdmans. – 1972. – С. 124-26.

[6]. Позднее знакомство с Бытием 15:7-18 Перлит, Л. Теология в Ветхом Завете. - Neukirchen-Vluyn:  Neukirchen Verlag. -  1969. – С. 85. Куч, Е. Обетование и закон. - Берлин: де Gruyter. – 1972. – С. 67 , не является убедительным. Смотрите Лофинк, Х.  Обетование народа. – С. 79-88.

[7]. Смотрите Быт. 24:7; Исх. 33:1; Числа 10:29; 11:12; 14:23; Втор. 1:8; 10:11; 11:21; 31:23; 34:4; Нав. 1:6; 21:43; Судьи 2:1.

[8]. Г. ван Рад. Книга Бытия. Комментарий. - Филадельфия: Вестминстер. – 1961. – С. 245.

[9] Киднер, Д. Книга Бытия. - Чикаго: Inter-Varsity Press,.- 1967. - С. 125.

[10]. Албрайт, В.Ф. «От патриархов к Моисею»: Библейский археолог 36. -1973. – С. 15-16.

[11]. Хазел, Г.Ф. «Общие принципы толкования Библии», Североамериканские Библейские конференции 1974  года. - Вашингтон, округ Колумбия: Ревью энд Геральд. – 1974. – С. 18.

[12]. Ахарони, Ю. Земля Библии. Историческая география. - Филадельфия: Вестминстер. – 1967. – С. 61-70

[13]. Китчен, К.А. «Ханаан, ханаанитяне». Новый Библейский словарь, под ред. Дж. Д. Дугласа, 2-е изд: Гранд-Рапидс: Eerdmans. – 1967. - С. 183; Хорн, С.Х. «Ханаан». Библейский словарь. - Вашингтон, округ Колумбия: Ревью энд Геральд. – 1960. - С. 169.

[14]. Миллард, А.Р. «Ханаанитяне» Народы Ветхого Завета, изд. Д. И. Вайсман. - М.: Мир. – 1973. С. 33.

[15].  Спейсера, Е. А.  Книга Бытия: Garden City: Doubleday. – 1964. – С. 114, Смотрите Лофинк, Х.  Обетование народа. – С. 76. Другие отрывки см. в разделе «реки Египетские» (Числа 34:5; 15:04 Нав. 47; 1 Цар 8:65; Исаия 27:12).

[16]. Мэй, Х.Г. «Емаф» Словарь переводчика Библии. - Нашвилл: Абингдон. – 1962. - 2:516-17; Ахарони, земля Библии, С. 65-67.

[17]. Смотрите п. 15 выше.

[18]. Подробнее см. Ахарони, земля Библии, С. 67-70.

[19]. Дипольд, П.  Земля Израилева. - Штутгарт: Кольхаммер. – 1972. С. 151.

[20]. Кайл, К.Ф. «Судьи», комментарии к Ветхому Завету. - Гранд-Рапидс: Eerdmans. – 1949. - С. 216.

[21]. Хиллерс, Завет 103, утверждение, что завет с Авраамом «связывает только Бог».

[22]. Мэли Е. Х. «Книга Бытия», библейский комментарий Иеронима. – Нью-Йорк: Englewood Cliffs: Prentice-Hall. -1968. - С. 20.

[23]. Вайнфельд, М. «Обряд обрезания», Духовный Словарь Ветхого Завета: Гранд-Рапидс: Eerdmans. – 1975. - 2:270-71.

[24]. Клайн. Структура библейского руководства. С. 126.

[25]. Граф Ревентлов. ZAW  71. - 1959. – С. 40, Левит 26. Условное провозглашения будущих событий.

[26]. Клайн. Структура Библейского руководства, 146, указывает, что ответственность человека является основной предпосылкой условий завета. Маккарти, Д.Ж. Завет Ветхого Завета: Обзор мнений. - Вирджиния Ричмонд,: VA: J. Knox. – 1972. – С. 3, подчеркивается, что «все заветы или контракты имеют свои условия».

[27]. Хазел, Г. Ф.  Остаток, 2 изд. Berrien Springs. - Мичиган: Andrews University Press. – 1974. – С. 339-48.

[28]. Янг, Э. Я. Книга Исаии: Гранд-Рапидс: Eerdmans.- 1965. - 1:394.

[29]. См. также Исаия 43:5-6; 45:13; 49:9-13, 22-26.

[30]. Иер. 23:1-8; 24:4-7; 30:8-9, 18-21; 31:27-28; 32:6-23.