Одной из основных задач данного информационного бюллетеня является обсуждение зверя в 17-й главе Откровения в сочетании с загадочным числом 666. Мы получили много вопросов по этой проблеме, поэтому вынуждены ее решить. Эта статья по объёму больше, чем наши обычные статьи. Данная статья приведена вместо материалов по изучению Писания и Библии.
Число 666, найденное в 13-й главе 18-м стихе Откровения, всегда приковывало внимание людей. В течение многих лет, было распространено новое предположение, которое рассматривается некоторыми как «новый свет» и, кажется очень привлекательным для некоторых членов церкви. Предполагается, что число 666 имеет дело с папским именем. Морской зверь в 13-й главе Откровения и зверь в 17-й главе Откровения воспринимаются более или менее как одинаковая сила. Они оба понимаются как представители папства.
Семь голов зверя в 17-й главе Откровения описаны более подробным образом, чем семь голов морского зверя. Таким образом, число 666 и семь голов, которые содержатся в 17-й главе Откровения, объединены для того, чтобы предложить новое толкование этого загадочного числа. Семь голов толкуются в Откровении 17:10-11: «И семь царей, из которых пять пали, один есть, другой еще не пришел, и когда он приходит, он должен остаться на некоторое время. Зверь, который был, и которого нет, есть и сам восьмой и из числа семи, и пойдёт на погибель». По-видимому, с 1798 года были использованы только семь папских имен, а именно Пий (12 раз), Лев (13 раз), Григорий (16 раз), Бенедикт (14 раз), Иоанн (12 раз), Павел (6 раз) и Иоанн Павел (2 раза). При сложении чисел 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12, где число 12 – это упоминание 12 раз папского имени «Пий», становится понятным, что имени «Пий» соответствует число 78. Ко «Льву» добавим 1+2+3+4+5+6+7+8 +9+10+11+12+13, получится 91, так как папское имя Лев было использовано тринадцать раз. Если сделать то же самое со всеми семью папскими именами и добавить цифры, то получится число 665. Теперешний папа считается седьмой головой, получившей смертельную рану (покушение на Иоанна Павла II в 1981 году), после которой он выздоровел. Утверждается, что один папа до сих пор считается пропавшим без вести. Когда он придет, он будет использовать имя не занятое никаким папой до него и станет антихристом и восьмой головой. Таким образом, его имя будет считаться только как «одно». Тогда и получится число 666. Если новый Папа использует имя Иоанна Павла III, он будет антипапой, который будет смещен и будет преследоваться настоящим антихристом. Излишне говорить, что такой сценарий основан на догадках.
Других предположений в 17-й главе Откровения предостаточно. Одно из предположений заключается в понимании шестой головы/царя как Иоанна Павла II. Тем не менее, многие толкователи, особенно адвентисты, отмечают, что головы/цари/горы представляют собой царство, а не отдельных царей[1]. «Четыре зверя в 7-й главе пророчества Даниила означают четыре царя (Дан. 7:17), точнее, Даниил имеет в виду царства, которыми они правят»[2]
- Вопросы
Прежде чем изучать 17 главу Откровения более подробно, следует ответить на некоторые основные вопросы: (1) Является ли морской зверь в 13-й главе Откровения идентичным зверю в 17-й главе Откровения или зверь в 17-й главе Откровения представляет другую силу? (2) Каков срок видения? Разве Иоанн описывает события первого века нашей эры, или источник можно найти позже и Иоанн находится там в духе? (3) Описание зверя в Откровении 17:08 «было или нет, или вот-вот выйдет из бездны, и пойдет на погибель» параллельно описанию рогов в стихе 10-м, в котором говорится «из которых пять пали, один есть, другой еще не пришел», или же эти различные стадии зверя непосредственно не совпадают с разделением голов?[3] (4) Каким образом толковать головы? Далее в статье мы кратко остановимся на этих вопросах и дадим ответы на некоторые из них.
В 17-й главе Откровения зверь, а также головы стали пониматься по-разному библейскими учеными в Церкви адвентистов. Комментарии к Библии Адвентистов Седьмого Дня содержат несколько точек зрения, но они не являются догматическими: (1) Некоторые адвентисты считают, что фаза зверя «который был» представляет языческий Рим, фаза «которого нет» - промежуток между языческим и папским Римом, и фаза «придёт» - папский Рим[4]. (2) «Другие связывают период «который был» с тем, что представляется зверем и его семью головами, период «которого нет» с интервалом между ранением седьмой головы и возрождением зверя как «восьмой» головы, и период «еще есть» с возрождением зверя, когда он станет «восьмой» головой[5]. В данном случае период «который был», вероятно, будет выступать за папский Рим и фаза «придёт» за возрождение после исцеления от смертельной раны.
Головы понимаются некоторыми, как «политическая оппозиция народу и цель Бога[6]». Еще одно предположение заключается в интерпретации пяти голов как зверей в 7-й главе Даниила плюс небольшой рог, то есть как империи из Вавилона папству, шестая голова как зверь из бездны (11 глава Откровения), так называемая Великая французская революция, и седьмая глава как зверь, выходящий из земли (13 глава Откровения), а именно Соединенные Штаты Америки. Еще одно предложение рассматривает пять голов как такие империи как: Египет, Ассирия, Вавилон, Мидо-Персия, Греция, шестую голову как языческий Рим, седьмую как папский Рим[7]. Разница между второй и третьей точками зрения заключается в том, что согласно второй точке зрения шестая голова относится к 1798 году нашей эры, тогда как в третьей точке зрения шестой зверь представляет собой период времени, в котором жил Иоанн, а именно первый век. Далее вернёмся к этому вопросу позже. Следующее толкование следует рассматривать как хорошую возможность, но не как последнее слово одного из самых трудных мест Священного Писания.
Хотя морской зверь в 13-й главе Откровения и зверь в 17-й главе Откровения имеют некоторые общие элементы, есть и важные различия. Общие элементы: у обоих есть семь голов и десять рогов (13:1, 17:7). Морской зверь имеет «уста, говорящие …богохульно» (Откр. 13:5), а другой зверь «преисполненный именами богохульными» (Откр. 17:3). Обе силы направлены против Бога, Иисуса и святых (Откр. 13:6-8; 17:14). Есть также примечательные различия: морской зверь имеет короны на своих рогах (Откр. 13:1), зверь в 17-й главе Откровения не имеет корон. Цвет морского зверя не упоминается, но цвет другого зверя - багряный (Откр. 17:3). Морской зверь выходит из моря (Откр. 13:1), но зверь, на котором едет Вавилон, выходит из бездны (Откр 17:8). Это говорит о том, что эти звери символизируют различные сущности, хотя и имеют некоторые общие характеристики и преследуют похожие цели.
2. Бездна
В Откровении бездна, из которой выйдет зверь, упоминается семь раз: (1) В Откровении 9:1 звезда, падшая с неба, имеет ключ к бездне. (2) В Откровении 9:2 эта звезда открыла кладезь бездны. (3) В Откр 9:11 Царь саранчи является ангелом бездны, имеющий имя Аполлион. (4) В Откровении 11:7 зверь, который выходит из бездны, убивает двух свидетелей. (5) В соответствии с Откровением 17:8 зверь, на котором сидит большая проститутка, «был, и нет его, и вот-вот выйдет из бездны, и пойдет в погибель». (6) В Откровении 20:1 ангел, сходящий с неба, имеет ключ от бездны. (7) Наконец, в Откровении 20:3 этот ангел заключает сатану на тысячу лет в бездну. По истечении этого срока, сатана будет освобожден. Четыре из этих ссылок относятся к исторической части Откровения[8], и все они находятся в поле зрения (Откр. 8:2-11:18).
Падшей звезде, упоминающаяся в Откр 9:1-2, под силу открыть кладезь бездны и привести к катастрофе, страданиям и пыткам, она должна быть определена как Сатана. В Иов 38:7 сыны Божии, небесные существа, называются утренними звездами. Падшая утренняя звезда встречается в 14:12 Исаия. Согласно Евангелию от Луки 10:18 Иисус видел сатану, падающего с неба. В Откровении звезды, когда используются символически, относятся к (1) Ангелам семи церквей, вероятно, являются религиозными лидерами и учителями (Откр. 1:20), и (2) небесными существами, такими как Иисус, звезда светлая и утренняя (Откр. 22:16), или падшими ангелами (12:4, 9). В Откр. 9:1 мы слышим об одной падшей звезде, только которая в соответствии с Откровением 8:10 является великой звездой, действия которой вызывают негативные последствия. Кажется, лучше понять эту звезду, как сатану, который в соответствии с Откровением 12:7-9 был сброшен с небес.
Очевидно, что царь саранчи и ангел бездны в Откровении 9:11, также называемый как Аваддон/Аполлион или разрушитель, является падшей звездой - сатаной. Его армия демонов нападает на человечество.
В Откр 11:7 зверь, который выходит из бездны, и временно убивает Божьих двух свидетелей (судьба Старого и Нового Завета во время Французской революции), является опять же сатаной[9]. Не существует никаких оснований, чтобы связывать бездну в 11-й главе Откровения, часть одного и того же объявленного видения, с другим лицом.
Тем не менее, с 20-й главы 1-3 стихов Откровения не происходит обратный ход. Власть сатаны, чтобы открыть бездну, берется из неё. Эта власть дана ему от Бога (Откр. 9:1), который все держит под контролем. Теперь сам сатана связан ангелом и заточён в бездну на тысячу лет. Кажется, что Откровение 17:8 указывает на такую ситуацию. Зверь, который «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет на погибель» является сатаной, который был представлен как большой красный дракон в 12-й главе Откровения.
Видимо, все отсылки к бездне в Откровении связаны с сатаной. Этот термин встречается в двух других местах Нового Завета. В послании Римлянам 10:7 бездна может быть царством мертвых. Но в Евангелии от Луки 8:31 демоны просят Иисуса, не быть высланными в бездну. Опять же это связано с сатанинской службой. Поэтому мы предлагаем понимать зверя, на котором сидит Вавилон, как сатану, который действует посредством политических сил.
3. Контекст и временные рамки 17-й главы Откровения
Книга Откровения делится на две основные части. Первая часть (Откр. 1-14) состоит из нескольких исторических видений, простирающихся со времен Иоанна до конца света. Вторая часть (Откр. 15-22) имеет дело только с событиями конца времени и была названа как эсхатологическая часть. В то время как дракон и морской зверь находятся в исторической части Откровения, зверь 17-й главы Откровения имеет отношение к разделу конца времени. Таким образом, предсказаны различия между этими зверями.
В 15-й и 16-й главах Откровения речь идёт о семи последних язвах. Шестая язва описывает высыхание реки Евфрат, реки Вавилон, приход царей с востока, а именно Иисуса и его небесного воинства, и Армагеддон. Седьмая язва описывает суд над Вавилоном и время, когда он разделился на три части. С 17-й главы Откровения далее это наказание описано более подробно. Связь язв с последующими главами очевидна. В Откр 17:1 одна из чашей ангелов представляет Иоанну суд над блудницей Вавилона, который описан в главах 17-19, где наказание зверю из бездны, которая несет в себе блудница следует в 20-й главе Откровения. Затем другая чаша ангела представляет Иоанну невесту Агнца, Новый Иерусалим в более подробной форме - Откровение 21:9-22:6. Откровение 17:8-12 следует рассматривать в этом контексте.
Краткое содержание17-й главы Откровения
1. Рассказ: Иоанн встречается с одним из ангелов с чашей (1а)
Речь ангела:
Речь 1 (1б-2): Суд над блудницей.
2. Рассказ: Иоанна пустили в пустыню (3а)
Точки обозрения - видения:
Видение 1 (3б-5): блудница на звере с семью головами и десятью рогами, Вавилон Великий, мать блудницам.
Видение 2 (6а): блудница и святые.
3. Рассказ: Иоанн удивляется (6б)
Речь ангела:
Речь 2 (7-14): зверь, головы, рога и их будущая борьба с Агнцем, верными.
Речь 3 (15-18): воды, рога и боевой зверь против блудницы, блудница как великий город.
В апокалиптической литературе, например, в Пророчестве Даниила, точка зрения часто сопровождается объяснением (ср. Даниил 7:1-15 и 7:16-28 или Откр. 1:16 и 1:20). После первой ангельской речи в начале 17-й главы Откровения, мы находим два коротких видения, затем следуют две длинные речи. В своей первоначальной речи ангел обещает Иоанну, что суд над блудницей будет ему показан. Тем не менее, ближайшие два коротких видения (Откр 17:03б-5 и Откр. 17:06) не нацелены на наказание, но вводят зверя с семью головами и десятью рогами. Тем не менее, следующие две ангельские речи не только объясняют силы, которые упоминались ранее, но также приводят более подробную информацию о наказании, упомянутом в первой ангельской речи. Они предоставляют дополнительную информацию, не содержащуюся ни в одном из двух видений. Таким образом, эти ангельские речи являются не только объяснением видений, но и представляют новые идеи.
Две точки зрения Откровения 17:03б-6а изображают женщину/блудницу и ее действия в историческое время (ср. 17:04 и 14:08). С другой стороны, речи устанавливают различные силы, введенные в начале главы 17 (за исключением зверя) и изображают зверя и рога в своём последнем бою против Агнца Божьего, и в их борьбе с блудницей, что и есть её наказание. Союзники блудницы обернутся против нее и уничтожат ее. Зверь также будет уничтожен. Все три речи имеют дело с наказанием.
Что касается действий конца света, сильный акцент делается на рогах и звере, нежели на голове. Головы непосредственно не упоминаются в причастности к финальной битве. Это может означать, что головы в большей степени связаны с потоком истории и, возможно, с блудницей, а рога в сочетании со зверем играют важную роль в финальной битве против Иисуса и в борьбе с блудницей. Эти рога придут к власти в будущем и будут сотрудничать со зверем «в течение одного часа».
Есть ещё два замечания на очереди. Но прежде чем перейти к ним, обратим внимание на следующее краткое содержание, в котором основное внимание уделяется речам 2 и 3.
Вторая и третья ангельская речь
Вторая речь Ангела (7-14):
Введение (7)
а. Зверь (8-9а)
Которого вы видели
б. Головы (9б-11)
Головы есть семь гор и семь царей
в. Рога (12-14)
Которые вы видели
Рога есть десять царей
Третья речь Ангела (15-18):
а. Воды (15)
Которые вы видели
Воды есть народы и толпы, и племена и языки.
б. Десять рогов и зверь (16-17)
Которые вы видели
в. Блудница (18)
Которую вы видели
Блудница есть великий город.
Блудница, воды, головы и рога определены. В каждом случае используется фраза «есть». Единственное понятие, которое чётко не определено, это зверь (Откр. 17:08, 9а). Существует еще один раздел в третьей ангельской речи, имеющий дело со зверем и рогами, в котором отсутствует определение (Откр. 17:16-17). Но о рогах уже говорилось ранее. Поэтому, еще раз нет объяснения зверю, хотя мы слышим о его деятельности.
В то время как зверь выделяется в качестве символа, который не имеет объяснения, головы выделяются другим образом. Вторая речь имеет дело со зверем, головами и рогами, а третья с водами, рогами и зверем и блудницей/женщиной. В этих шести разделах пять раз употребляется фраза «которого вы видели». Она употребляется со всеми понятиями, кроме головы. Это может или не может быть простым совпадением. В любом случае, когда мы пытаемся определить силы 17-й главы Откровения в конкретных условиях, это головы, которые образуют исходную точку. Пять из голов пали, одна есть. Фраза «одна есть» должна в той или иной форме быть связана с Иоанном. Существует определенное время, в котором оказался Иоанн, и в котором одна из семи голов также «есть». Тогда возникает вопрос, является ли это время первым веком нашей эры, когда жил Иоанн, или оно относится ко времени событий, открывшихся ему в видении.
Как мы видим, фраза «одна есть» относится к головам, так что мы относим выражение «не было» к зверю. Зверь был, не был, выйдет из бездны, и пойдет на погибель. Зверь описывается также три раза в 17-й главе 8-м стихе Откровения и 11:
1.был И КОТОРОГО НЕТ собирается выйти
из бездны И ПОЙДЁТ НА ПОГИБЕЛЬ
2. был И КОТОРОГО НЕТ и придёт
3. был И КОТОРОГО НЕТ и восьмой
из числа семи И ПОЙДЁТ НА ПОГИБЕЛЬ
Если «одна» (голова) относится ко времени Иоанна или к первому веку или более позднему времени в видении, следовательно, фраза «которого нет» (зверь) также может относиться к Иоанну и, следовательно, к истории. Является ли такой вывод оправданным? Мы так не думаем. (1) Несмотря на то, что в обеих фразах используется настоящее время, вряд ли возможно, что в одно и тоже время было так: зверь «которого нет» и одна из его голов «есть». (2) Зверь не идентифицирован. Утверждения, связанные со зверем, изображают это с точки зрения конца времени и указывают на его будущее наказание. Таким образом, фраза «которого нет» не обязательно связана с периодом времени жизни Иоанна. (3) Фазу «которого нет» можно рассматривать как дальнейшее развитие, потому что настоящее время часто выражает будущее (см., например, Откр. 17:11-13; 16:15). Кроме того, фаза «он пойдёт на погибель» в том же предложении также используется в настоящем времени, хотя это будет концом для зверя. То, что зверь не определен и, что главы выделяются, может указывать на то, что зверя следует понимать в основном из дальнейшей перспективы, в то время как головы содержат ключ, помогающий понять 17-ю главу Откровения. (4) Вторая часть Откровения 17:08, по-видимому, связывает фазы зверя «которого нет/придёт» с земными жителями. Однако, это только дальнейшее развитие, скорее всего, относящееся к последним часам существования этого мира[10]. (5) Как Книга Откровения понимает будущий приход зверя, выходящего из бездны? Ответ: Это описывается в 20-й главе Откровения как выпуск Сатаны из заключения бездны. Иными словами, фаза имеющая дело со зверем, выходящим из бездны, и его последующая погибель изображают события, после которых следует тысячелетнее царство Христа. Затем фазу «которого нет» следует понимать как время в течение тысячелетнего царства Христа. Первая фаза, описывающая зверя как «который был» относится к историческому времени и заканчивается с началом тысячелетия. Это время, которое указывает на деятельность сатаны в течение истории человечества до Второго пришествия Христа. Головы падут к этому времени, в то время как рога, кажется, появятся только в самом конце времени. Тем не менее, особое внимание Иоанна фокусируется на суде и таким образом на событиях, происходящих в связи с/после Второго пришествия Христа.
Семь голов делятся на три сегмента с добавлением восьмой головы: (а) пять пали, (б) одна есть, (в) одна еще не появилась, и (г), восьмая есть зверь. Хотя и есть соблазн связать фазу зверя с разделением голов, текст не требует такой процедуры. Если фазы зверя и разделения семи голов понимаются как параллельные, таким образом фаза зверя «которого нет» будет соответствовать периоду голов «одна есть». Если мы примем предложенную выше точку зрения, касающуюся зверя из бездны, такой подход будет невозможен, потому что если параллелизм нуждается в одном царе/царстве, они должны выжить в течение тысячелетия, фазы в течение которой зверя «нет». Но это исключается 19-й и 20-й главами Откровения. Кроме того, как было указано выше, зверь находится в состоянии «которого нет», а одна из голов его существует – «одна есть»? Это не только неудобно, но также требует фантазии толкования. Поэтому, кажется, лучше всего не принимать фазы зверя и сегментов головы как параллельные значения.
Естественное понимание Откровения 17:10, «и они семь царей, из которых пять пали, один есть, другой еще не пришел, и когда он приходит, он должен остаться на некоторое время», кажется, подразумевает, что в то время, когда Иоанн написал книгу Откровения, пять царств пали, а шестое было правящим. Мы не говорили, что Иоанн был перемещён в другое время. Очевидно, что Иоанн жил в течение периода шестой головы. Кроме того, книга Откровения в первую очередь была адресована христианам, жившим в первом веке. Наверное, они бы поняли стих 10 таким образом, что шестая голова относится ко времени, в котором они жили. Если предположить, что шестая голова не была правящей, когда было написано Откровение и Иоанн был перемещён в другое время, то мы не в состоянии придумать какое-либо определенное толкование 17-й главы Откровения, потому что нет никакого способа определить, в какое время Иоанн был перемещён, были ли это первые века нашей эры, средние века, время сразу после 1798 года или еще позднее время. Но такие пророчества, содержащие хронологические положения, были бы бессмысленными. Джон Полиен заявил:
В видении пророк может путешествовать от земли к небесам и рыскать назад и вперёд с последнего времени до конца времен. Видение не обязательно сосредотачивается во времени и месте пророка. Но когда видение объясняется пророку потом, объяснение всегда возвращается во время, место и обстоятельства видения[11].
Согласно этому принципу объяснение голов имеет решающее значение. Оно содержит шестую голову в первом веке нашей эры. Кеннет А. Странд пишет о звере и головах:
«Для завершения в истории, например, фазы зверя 17-й главы «которого нет», когда эта фаза очевидно предвидит суд, является нелогичным. Или рассматривать всю 17-ю главу как имеющую историческое, а не эсхатологическое исполнения, означает упустить тот самый момент главы и всей второй части книги Откровения, в которой это происходит.
Это не означает, однако, что нет никаких исторических отражений в главе 17. Объяснение семи голов и десяти рогов, к примеру, должно быть с точки зрения Иоанна во время его написания. Хотя видение Иоанна распространяется на фазу «которого нет» (суд), головы и рога являются историческими объектами, принадлежащие фазе «который был»[12].
IV. Предлагаемая интерпретация
Зверь. Мы уже предположили, что фаза зверя «был» относится к историческому времени. За это время сатана действует через различные учреждения. Время заканчивается Вторым пришествием Иисуса Христа. В связи со Вторым пришествием Христа сатана связан и заключён в бездну. Он входит в фазу «которого нет». После тысячелетнего правления Христа сатана освобожден из бездны. Он активен, как описано в 20-й главе Откровения. Он является восьмым из семи. Но он будет судим и уничтожен Богом.
Головы. Во времена Иоанна, пять голов - мировые империи - пали и осталась одна. Существующей была Римская империя. Пять предыдущих царств начинаются с Египта и продолжаются Ассирией, Вавилоном, Мидо-Персией, Грецией. Хотя это может быть выведено логически, раз царства, существующие во времена Иоанна, определены, есть дополнительная информация, содержащаяся в Откровении, которая указывает на Египет в качестве первой империи. Египет упоминается по имени в Откровении 11:08. Хотя этот Египет является символическим Египтом, потому что сказано, что Господь был распят там, он до сих пор напоминает нам о древней империи фараонов. Это самая ранняя империя упоминается в Откровении[13]. Кроме того, Странд показал, что первые пять труб и первые пять язв смоделированы по подобию египетских казней. Таким образом, он говорит о «Исходе из Египта» в 13-й главе Откровения. Египет как мировая империя преследовалась ассирийцами. Шестой головой будет Римская империя, седьмой - папство.
Шестая голова и краткость времени. Седьмая голова, как говорят, останется для «маленьких». Некоторые полагают, что этого не может быть принято папством, потому что папство уже существует дольше, чем некоторые из других царств, вместе взятых. Слово олиго, «маленький», «небольшой», «мелкий», «короткий» упоминается 4 раза в Откровении. В посланиях к семи церквям описывается количество вещей (Откр. 2:14) и лиц (Откр. 3:4), а в Откровении 12:12 и 17:10 речь идет о времени. Откровение 12:12 интересно тем, что текст утверждает, что после боя сатаны с Михаилом и его поражение, «к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается». Это «короткое время» началось с Христианского креста и все еще продолжается, состоящий в то же время из двух тысячелетий.
Время, выраженное олигосами, зависит от того, с чем его сравнивать. В Откровении 12:12 олигосы определяют период времени от изгнания сатаны во время распятия Христа до конца тирании сатаны над жителями земли. Этот период времени описывается, как олигосы в сравнении с более чем 4000 годами, предшествующих распятию[14].
Таким образом, «маленькое [время]» седьмой головы не исключают папство как завершение седьмой головы.
Десять рогов. Десять рогов являются политическими силами в семнадцатой главе, которые будут поддерживать зверя (Откр. 17:13). «Народы Земли, представленные десятью рогами, имеют цель объединиться со «зверем» … в принуждении жителей земли пить «вино» Вавилона …, то есть, чтобы объединить мир под его контролем и уничтожить всех, кто отказывается сотрудничать…»[15]
Диаграмма. Диаграмма, приведённая в конце этой статьи, взята из К. Странда[16]. Она суммирует наши дискуссии и помогает нам видеть отношения между различными фазами и сущностью видения.
Резюме
Мы полагаем, что: (1) Семь голов зверя, кажется, представляют царства, а не отдельных царей. Эти царства: Египет, Ассирия, Вавилон, Мидо-Персия, Греция, Рим и папство. (2) Звери в 12, 13 и 17 главах Откровения точно не представляют одинаковую силу. Зверь в 17-й главе Откровения является сатаной, действующий через политические силы. Он активен на протяжении всей человеческой истории. (3) Фазы зверя и подразделения голов не параллельны. В то время как фазы зверя представляют историческое время, время, в течение тысячелетия, а также время после тысячелетия, все головы должны быть размещены в историческом времени. Шестая голова, кажется, уже обозначает время Иоанна, то есть первый век нашей эры[17].
Как упоминалось ранее, толкование, представленное здесь, является жизнеспособным вариантом и следует принципам толкования, содержащихся в самом Писании. Есть и другие возможности, действующие с этим трудным периодом, который может иметь определенный смысл. Тем не менее, причудливые толкования во введении к этой статье должны быть отвергнуты. Они абсолютно произвольны и полностью субъективны. Они накладывают идеи на библейский текст, которые не встречаются в Священном Писании.
Несмотря на то, в 17-й главе Откровения изображены злые силы, которые достаточно активны, Бог по-прежнему держит всё под контролем. Он наказывает врагов своего народа и избавляет своих святых от всех трудностей и гонений. «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» (Откр. 17:14).
Зверь в 17-й главе Откровения
Историческая эра
«пять пали» |
1-я голова |
|
2-я голова |
«БЫЛ» |
3-я голова |
|
4-я голова |
|
5-я голова |
«один есть» |
6-я голова Время Иоанна |
«другой ещё не пришёл» |
7-я голова 10 рогов |
Эсхатологическая эра
«КОТОРОГО НЕТ» |
«Пропасть бездонная» (Миллениум) |
«ЕЩЁ ЕСТЬ» |
8-я голова |
«ПОЙДЁТ НА ПОГИБЕЛЬ» |
«Гибель» |
[1] См., например, Ранко Стефанович, Откровение Иисуса Христа: Комментарий к книге Откровения (Berrien Springs: Andrews University Press, 2002), 511-512, 515. [2] Джордж Элдон Лэдд, Комментарии к Откровению Иоанна (Grand Rapids: Wm B. Eerdmans Publishing Company, 1991), 227-228. [3] Фаза зверя «был» будет параллельна «пяти павшим», фаза зверя «которого нет» будет перекликаться с «один есть» и фаза зверя «придет» будет соответствовать «другому, который ещё не пришел». [4] См. Фрэнсис Д. Никол, Комментарии к Библии Адвентистов Седьмого Дня (Вашингтон: Ревью энд Геральд, 1957), 7:853. [5] Там же. [6] Там же., 7:854. [7] Там же, 7:854-856. [8] Историческая часть Откровения заканчивается в 14-й главе. [9] Эккехардт Мюллер, «Два свидетеля 11-й главы Откровения», Журнал адвентистов духовного общества, 13/2 (2002):30-45. [10] Они будут поражены - будущее время (Откр. 17:8). [11] Джон Полиен «Герменевтика библейского Апокалипсиса», неопубликованная статья, 2004, 25. [12] Кеннет А. Странд, Толкование книги Откровения: Герменевтические руководящие принципы, с кратким введением в литературный анализ (Уортингтон, OH: Ann Arbor Publishers, 1979), 54-55. [13] К. А. Странд, Сцены введения в Симпозиум по Откровению: Вводные и толковательные исследования, книга 1, под редакцией Ф. Холбрук (Silver Spring: Библейский исследовательский Институт, Генеральная конференция седьмого день адвентистов, 1992), 67. [14] Nichol, 7:811 [15] Там же, 7:857. [16] К. А. Странд, Толкование книги Откровение, 56. [17] На основании 16-го стиха 17-й главы зверь и рога обернутся против блудницы и будут атаковать, и уничтожать ее. В связи с этим головы не упоминаются, только зверь и рога. Если головы в основном относятся к прошлому, как уже говорилось выше, - это имеет смысл.