иоанна, иисус, бог, откровение, христос, книга, божий, слово, свидетельство, завет

«Откровения - это самая трудная книга для толкования из всех книг Нового Завета. В первую очередь это связано с использованием сложной и широко применяемой символики».  Этим побуждающим заявлением Джордж Лэдд начинает свой комментарий к последней книге Библии. Многие ученые согласны с Лэддом. Однако, есть, как минимум, три пояснительных ключа, которые помогут нам понять трудности этой книги.

 

Иоанн описал свои апокалипсические видения в Откровении в древнееврейском стиле греков, т.к. он действительно думал на иврите: «Тщательный анализ греческого синтаксиса Иоанна показывает, что он, как правило, использовал еврейский текст Ветхого Завета, как его первоисточник».  Этот факт обязывает нас искать богословское значение систематических ссылок Иоанна на Ветхий Завет и его истории спасения души.

Как еврейский христианин, Иоанн заимствовал израильский язык и его стиль выражения. Это было полностью близко еврейским христианам, знакомых с Моисеем, Псалтырём и Книгой Пророков. Одной из важных литературных особенностей является иллюстрация этого и имеет толковательное значение: «параллельность стиля слишком очевидна, чтобы быть проигнорированной. Автор неоднократно прерывается на стихи, в которых тщательно соблюдается параллелизм еврейской поэзии».

Более 600 раз Апокалипсис ссылается на древнюю историю Израиля. Этот факт указывает на первый ключ к пониманию книги Откровения: символическое видение Иоанна имеет свои корни и богословский смысл в еврейской Библии! Знание Ветхого Завета абсолютно необходимо для усвоения смысла пророческих языков Иоанна в Откровении. Ветхий Завет в целом играет важную роль в правильном понимании его использования, что необходимо для адекватного понимания Апокалипсиса в целом».

Творческое прочтение Ветхого Завета

 

Нам не нужно накладывать некоторый предвзятый философский метод, содержащий толкование, на Книгу Откровения, например, буквализм или аллегоризм. Но мы должны задать те вопросы, которые открывают собственный метод Иоанна, объединяющий Слово Божье в Еврейских Писаниях со свидетельством Иисуса Христа в Новом Завете, а также вопрос о соотнесении Израиля с Апостольской церковью Христа.

Иоанн представляет три толковательных ключа в начале книги. Вступительное слово содержит главный ключ: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну; который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел» (Откр. 1:1,2,).

 

Внимательное прочтение этих слов указывает на три ключа, которые имел в виду Иоанн, ставшими основополагающими принципами в толковании Апокалипсиса: Бога, Иисуса Христа и их единое откровение церкви.

 

Рассмотрим сначала каждый из этих божественных знаний во взаимосвязи. (1) Новое откровение Иисуса было дано ему Богом, «Богу и Отцу Своему» (1:6), ветхозаветным Богом Израиля. Это означает, что Ветхий Завет остается основополагающим Словом Божьим.

(2) Бог являет новое направление в истории спасения души, потому что Он вверяет Своё суверенное правление воскресшему Господу Иисусе, являющий сейчас Божий замысел Своим рабам.

(3) Иоанн суммирует все, что было отображено им как «слово Божие и свидетельство Иисуса Христа» (1:2). Эта двойная фраза увязывает Бога и Иисуса Христа на одинаковом уровне божественной власти, т.к. сходна грамматическая конструкция обеих частей фразы.

И Бог, и Иисус, теперь являют свои общие свидетельства, как священный долг перед церковью веровать и твёрдо чтить её, как высший стандарт веры и богослужения, даже в преследовании и перед лицом смерти. С некоторыми изменениями, Иоанн использует двойную фразу, как его ключевую подпись для описания верных церкви во времена отступничества и преследования посредством Книги Откровения (см. Откр. 1:9; 6:9; 12:17; 14:12; 20:4).

 

Литературный стиль Иоанна

 

Как Иоанн представляет свои толковательные ключи в Апокалипсисе? Будет ли недостаточным любой самопровозглашенный принцип толкования, как справедливо предупреждает Мартин Киддл: «Мы понимаем теперь, что это бесполезно пытаться производить замещающий ключ, как будто бы через книгу должно явиться то, что мы думаем, что должны раскрыть. Вместо этого мы должны попытаться вернуться в сознание писателя, оценить его мировоззрение, его прочтение времени, в котором он жил».

Это и есть стиль Иоанна: подводить итоги главной темы своей книги в предисловии или прологе, а затем развивать  её в своем  откровении. Например, наблюдается поразительное сходство между прологами в Евангелии от Иоанна (Иоанн 1:1-18) и Апокалипсисе (Откр. 1:1-8). В обоих прологах Иоанн свидетельствует о божественной славе и авторитетном свидетельстве Христа (Иоанн 1:1-3, 18; Откр. 1:1, 5).

Если в Евангелии от Иоанна кульминацией пролога является слава Воплощения («И Слово стало плотию, и обитало с нами», Иоанн 1:14), пролог Апокалипсиса же заканчивается блаженным возвращением Христа («Смотрите, он идет с облаками», Откр 1:7). Апокалипсис, таким образом, действует как продолжение истории Евангелия и основывается на земном свидетельстве Иисуса Христа.

В конце первого века, уже не было необходимости, как раньше, утверждать, что Иисус Христос выполнил мессианские обещания Ветхого Завета и, что церковь была наследницей данного обещания. Актуальным вопросом сейчас был вопрос об осуществлении обетов  Ветхого Завета по возвращению Иисуса.

 

Первоначальная Связь Откровения с Даниилом

 

Иоанн провозглашает, что его книга и есть Откровение «Иисуса Христа, которое дал ему Бог». Эта вступительная речь сообщает церкви, что Апокалипсис Иисуса Христа имеет такую же богодухновенность и авторитет, как и еврейские Священные Писания. В заключении Господь отождествляет себя, обращаясь к пророческому Слову Божьему: "Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя». (Откр. 22:16).

Апокалипсис Иоанна, таким образом, утверждает небесное «свидетельство Иисуса Христа» для церкви, в которой воскресший Господь являет Божий замысел для церкви. Иисус отождествляет Себя с Мессией Давида, предвещенного израильскими пророками (Исаия 11:1 и Числа 24:17). Свидетельство Иисуса, таким образом, будет в гармонии с пророческим Словом Божьим.

Какое значение для церквей будет  иметь свидетельство Иисуса?

Иоанн хочет: «показать, чему в ближайшее время надлежит сбыться [от греч.: ha dei genesthai]». Эти слова являются явной ссылкой на слова Даниила царю Вавилонскому: «Но есть  на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни» (Дан. 2:28, 29), «что будет после сего» (стих 45, ha dei genesthai, LXX).

Употребление Даниилом и Иоанном глагола «надлежит» [dei] имеет глубокое значение в определении будущего человечества. Они не имеют в виду слепую неизбежность судьбы, а замысел и провидение Бога Израиля для вечного будущего человечества.

«Бог знает не только будущее, он также «изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей» (Дан. 2:21), определил конец истории по Своей воле (см. Даниил 2:44, 45).

Вальтер Грундманн поясняет: «В глаголе dei и заключается таинственный Бог, осуществляющий Свои замыслы в эсхатологическом завершении».  Данное Божественное начало "надлежит" в Божьих замыслах включает в себя не только кару войны (Матф. 24:6) , но в первую очередь искупительную смерть Мессии (Матф. 16:21, Марк 10:45), провозглашение Евангелия Царствия Божия (Марк 13:10), и обещанное «вселенское  возрождение» Рая ( Деян. 3:21).

Отсыл к Даниилу от Иоанна в Откровение 1:1 наводит на мысль, что Откровение следует понимать в сочетании с символическим видением Даниила о будущих замыслах и целях Бога. Суждение Даниила является составной частью первого ключа в толковании Апокалипсиса Иоанна.

Последние научные знания подтвердили, что Даниил является "наиболее влиятельным" среди всех еврейских пророков, на которых ссылается Книга Откровения.  Это не означает, что оба апокалиптических писателя передают одинаковые пределы божественного откровения. Книга Нового Завета «Апокалипсис Святого Иоанна» продвигает пророческую веру Израиля посредством нового толковательного принципа завершённости в истории спасения души: ее христологической завершённости.

Историческая завершённость мессианских пророчеств Израиля в земном служении Иисусу уже были центральным свидетельством об Иисусе в четырех Евангелиях. Откровенческие пророчества заключаются в успокоении Церкви Христовой в том, что Израильские последние пророчества найдут своё окончательное завершение через Христа и в Его людях нового завета. Это видно из сравнения обетов, обращённых к церквям, в семи письмах в главах 2 и 3 Откровения с обетами,  реализованными в новых заветах Иерусалима для приверженцев Бога и Агнца в Откровении 20-22. Таким образом, Откровение уверяет "в ближайшее время" исполнения запечатанных пророчеств Даниила.

Сравнение текстов Даниила 2:28 и Откровение 1:1 иллюстрирует тесную взаимосвязь между этими двумя книгами: «что будет в последние дни», «чему надлежит быть вскоре»; «что будет после сего» (Дан. 2:28, 45; Откр. 1:1).

Судя по всему, Иоанн заменяет фразу Даниила «в последние дни» (NRSV) [«в грядущие дни», NIV], или «что будет после сего» (2:45), словом «скоро» или  «быстро». Новый акцент Иоанна на «быстрое» осуществление исполнения символического прогноза Даниила знаменует решающий прогресс в истории спасения души. Хотя книга Даниила была «запечатана до последнего времени» (Дан. 12:4, NRSV), Иоанн объявляет ознаменование начала завершения замысла Даниила о будущем, которое установит Царство Божье на землю.

 

Замысел Иоанна о непрерывном служении Христу

 

Иоанн провозглашает, что Бог сделал первый шаг в истории спасения души через Иисуса Христа, через Его смерть, воскресение и возвышение на небесах.

Новое вмешательство Бога через Христа является определяющим моментом для христианской веры. Иоанн призывает Своего Господа Бога «свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных» (Откр. 1:5).

Эти названия объединяют земных свидетелей Иисуса и Его настоящее и будущее служение на небесах. В своих последующих представлениях о книге с семью печатями в руке Божией, Иоанн уделяет особое внимание новой роли Иисуса как правителя над всем человечеством, как критический момент в истории спасения души (Откр. 5).

Значительным во всем этом является повторный отсыл на способность Иисуса господствовать над человечеством и вселенной: «не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5:5). Такие обозначения воскресшего Господа могут быть поняты только из Еврейских Писаний и от их мессианских обетов (см. Бытие 49:10; Исаия 11:1-10). Как Иоанн проясняет победу Иисуса на земле?

Иоанн описывает «завоевания [nikao]» Иисуса с точки зрения его смерти: «И увидел я между престолом ... и со старейшинами Агнец стоит, как если бы оно было убито, имеющий семь рогов и семь очей» (5:6). Иоанн рассматривает убитого Мессию. Другими словами, «Лев» - Мессия победил, став жертвенным «Агнцем» Бога! Природа этого «завоевания» Иисуса имеет решающее значение для Иоанна, потому что он становится моделью для каждого (см. 3:21; 2:7, 11, 17 и т.д. ).

Григорий Бил трактует это так: «Христос сам остался верен Отцу через страдания и смерть (ср. 1:5). Он потерпел поражение физически, но духовно победил».

В главе 5 Откровения Иоанн изображает как Отец в торжественной церемонии на небесном престоле передал Своё суверенное правление миром воскресшему Господу Иисусе. Агнец Божий, взял книгу [Библион] вечного Божьего замысла у «сидящего на престоле» (Откр. 5:7, NRSV).

Распятый и воскресший Господь снимает семь печатей с божественной книги (6:1), потому что теперь в Его власти исполнять суды Божьи, которые приведут к окончательному установлению Царства Божьего на земле. В ответ на это вся Вселенная поет гимны в честь Бога и Агнца (Откр. 5:13, 14). Таким образом, толкование Откровения 5 действует как удивительное начальное исполнение пророческого замысла Даниила о приходе «Сына Человеческого» к Отцу, чтобы получить Его власть над церковью и миром еще до начала Страшного суда.

Стефанович объясняет это прогрессивное исполнение пророческого Слова Божьего так: «Со взятием Библиона [книги] все судьбы человечества в руках интронизированного Христа; следовательно, это и есть небесная книга судьбы. На основе её содержания он и будет судить».

Апостолы и пророческое слово

 

Апостолы подтверждают постепенное выполнение пророческого Слова Божьего. В День Пятидесятницы, Петр провозгласил, что Иисус был вознесен "на правую руку Бога", как "Господь и Мессия", и предсказал приход «последних дней» или век Мессии (см. Марк 1:15).

Видимым доказательством небесной интронизации Христа было Божье излияние Духа пророчества на оставшихся последователей христианской веры Израиля, во исполнение пророчества Иоиля (Деян. 2:16,17, 33-36;. См. Иоиль 2:28, 29 ). Апостольский автор Послания к Евреям также подтверждает постепенное откровение Бога: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1, 2, NRSV; cf. Рим. 16:25, 26; 1. Петр 1:10-12). Бог, наполнявший израильских пророков, в настоящее время говорит в высшей и полной мере через Своего Сына, Иисуса Христа.

Иоанн даже поднял историческое само-свидетельство Иисуса до уровня исследования истины во имя спасения души: «Ибо это есть свидетельство Божие, что он свидетельствовал о Сыне Своем И это свидетельство:.... Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его Кто имеет Сына имеет жизнь; кто не имеет Сына Божия делает бунт иметь жизнь» (1 Иоанна 5:9, 11, 12, NRSV).

Очевидно, что связь между божественным обещанием и его выполнением через Иисуса Христа, между Ветхим и Новым Заветом, является одной из постепенных свидетельств, так как она по-прежнему исходит от одного и того же Бога завета. Историческое свидетельство об Иисусе, как записано в Евангелии, является авторитетным ключом Евангелия для толкования смысла Слова Божьего, провозглашённое через Моисея и пророков.

Свидетельство об Иисусе, "Альфа и Омега", приводимое в Апокалипсисе (Откр. 22:13), вдохновило на создание христологического приложения апокалиптических пророчеств Даниила, Иезекииля, Иоиля и Захария.

 

 

Лэдд, Дж Э. Комментарий на Откровение Иоанна / Джордж Э. Лэдд. - Гранд-Рапидс, штат Мичиган : Eerdmans. - 1972. - С. 10.

Чарльз, Р.Х. Исследования в Апокалипсисе / Р.Х. Чарльз. – Эдинбург : T & T Clark. – 1915. - Гл. 3; Откровение Св. Иоанна. Международный критический комментарий. - Нью-Йорк : Чарльз Scribners. – 1975. – I:Ixvi; «Иоанн переводит текст из Ветхого Завета».

Чарльз, Р.Х. Исследования в Апокалипсисе / Р.Х. Чарльз. – Эдинбург : T & T Clark. – 1915. – С. 88.

Бил, Г. К. Использование Иоанном Ветхого Завета в книге Откровения / Грегори К. Бил. JSNT Suppl. Серия 166. Sheffield Ac. Press. – 1998. - C. 61.

Киддл, М. Откровение Св. Иоанна / Мартин Киддл. – Лондон : Hoddet & Stoughton. – 1946. – XXII.

Духовной Словарь Нового Завета Kilters, 2:23

Бил, Г. К. Книга Откровения / Грегори К. Бил :Гранд-Рапидс: NIGTC, Eerdmans.-  1999. – С. 77; Использование Иоанном Ветхого Завета в книге Откровения, гл. 2.

Бил, Г. К. Книга Откровения / Грегори К. Бил :Гранд-Рапидс: NIGTC, Eerdmans.-  1999. – С. 353.

Стефанович, Р. История вопроса и смысл книги за семью печатями Откровения 5. диссертация доктора философии  : Andrews University. – 1995. – С. 322.