«Шестьсот шестьдесят шесть» — почему это не Викариус Филии Деи? Это один из актуальнейших вопросов, ведь столько столетий такое толкование было самым популярным среди протестантов, а потому и в нашей адвентистской среде оно долгое время было единственным и бесспорным.

Это толкование до сих пор стоит в наших комментариях, и многие видные богословы продолжают комментировать 666 именно как «Викариус Филии Деи». Это толкование настолько врезалось в наше сознание, что и менять-то ничего не хочется. Почему? Может потому, что нет другого веского аргумента? Может и так.

Почему именно на этом толковании остановились протестанты? В период раннего христианства в числе 666 видели Нерона, ну, очень уж «достал» он христиан, и зверя страшней, чем Нерон, они не видели, и, естественно, стрелки все перевели именно на него. Хотя где логика? Нерон жил еще до того, как Иоанн написал книгу Откровение. А мы читаем:

19 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего (Откр.1:19).

«Что есть и что будет после сего», но не то, что уже было раньше. Логично? Значит Нерон отпадает. Потом протестанты, гонимые, преследуемые и убиваемые, переключились на средневековое папство, вот тут-то и появился Викариус Филии Деи. Давайте пока Викариуса оставим в покое и посмотрим, до чего дошли сегодняшние толкователи этого числа. Вот самые нелепые из них: это — говорят — Ленин. Почему именно Ленин? Цифру шесть можно сложить из спичек, на шестерку потребуется пять спичек, а на три шестерки – 15 спичек; а из пятнадцати спичек можно сложить слово Ленин. Это самое нелепое толкование! И верна поговорка: «Кто что ищет, тот то и находит». Если не подходит на греческом языке, подгоняют под иврит, если иврит не подходит, исчисляют на латинском, а если ничто не подходит, тогда прибегают к трюку из спичек. Так под три шестерки подпадали и президенты разных стран, и видные деятели, ну, одним словом, те, кто кому-то не нравился, значит он зверь, и это он — шестьсот шестьдесят шесть.

Мы не будем говорить о штрих кодах, о чипах, люди и здесь видят зверя. Наша задача уяснить, почему все же не Викариус Филии Дей, ведь это переводится «Наместник Сына Божьего». А кто, как ни папа римский заявил о себе, что он на земле является наместником Иисуса Христа. Да, это все так. Говорят, даже, что где-то, в каком-то музее хранится корона какого-то древнего папы римского, на которой латинскими буквами написано «Викариус Филии Дей». Меня удивляет, это такая тайна с этой короной, что о ней только лишь говорят, но никто не может ее сфотографировать и выставить в интернет. Что это за тайна за семью печатями?! Хотя, стоп! Какую-то фотографию в интернете я видел с трёхъярусной короной папы, но там столько орнаментов, что среди орнаментов я не разглядел никакого Викариуса Филии Дея.

Ладно, пусть эта корона была, может ее в ближайшее время кто-то сфотографирует более четко и опубликует. Ну, и что, если какой-то папа носил такую корону, он что ли был зверем из 13 главы Откровение? Или от того, что у какого-то папы была такая корона, все папы стали «шестьюстами шестьюдесятью шестью»? И почему это папа должен быть зверем? Например, президент – это что ли государство? Нет, он глава государства. Так и зверь – это не папа, это всемирное царство, это целая система.

Был ли Навуходоносор зверем? Хотя Даниил и прокомментировал, что «Ты – золотая голова», он имел в виду все же не самого Навуходоносора. После Навуходоносора были еще цари Вавилона, поэтому «Золотая голова» — это не царь и не цари (один, другой, третий), а Вавилонское царство. Мы сегодня так и перечисляем: Вавилон, Мидо-Персия, Греция и Рим. Мы не говорим, что части туловища истукана или тот или иной зверь, что это, например, Валтасар, это Александр Македонский, это какой-нибудь там Калигула, Нерон или Домициан; нет, мы говорим, перечисляя всемирные государства: «Вавилон; Мидо-Персия; Греция и Рим». О них мы читаем в книге пророка Даниила:

3 И четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.

4 Первый — как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.

5 И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: «встань, ешь мяса много!»

6 Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.

7 После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный, и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него (Дан.7:3-7).

Но почему это вдруг папа становится Римом, четвертым зверем; он папа римский, а не сам четвертый зверь, который был ужасный, страшный и весьма сильный, и который отличался от всех остальных зверей.

Итак, давайте подведем итог: зверь – это папа или зверь, который больше чем папа? Мы читаем с самого начала:

1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.

Кого Иоанн увидел, папу римского с семью головами и десятью рогами или зверя?

Возьмем второй стих:

2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

О чем здесь: о папе или о государственности?

Возьмем третий стих:

3 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю,

Здесь речь идет о звере и об одной из его голов, которая была ранена и потом выздоровела? А может все же речь идет о папе с семью головами, у которого одна голова была ранена?

Возьмем четвертый стих:

4 И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?

Речь снова идет о целой системе, а не об одном руководителе. Ведь никто не собирался вступать в единоборство с папой; а вот против системы боролись.

Возьмем еще несколько стихов:

5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

Здесь мы видим четыре действия, которые уполномочили зверя что-либо делать: «даны»; «дана»; «дано»; «дана». Одно действие зверя: «отверз уста». И одно действие со стороны народа: «поклонятся».

Что или кто подразумевается под действием: «отверз уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на земле»? Сам папа хулил Бога, жилище Его и живущих на земле? Нет. Это вся верхушка этой системы: все законы, все постановления решаются целой коллегией, а не одним папой. И зверь с его именем – не папа, а зверь. И войну со святыми вел не папа, а папство. И 1260 лет угнетал святых Всевышнего не папа, а зверь, во главе которого были папы.

Поэтому: «число зверя» и «число имени его» — это не число какого-то одного папы, и даже не всех пап, а число зверя. И «Викариус Филии Деи», в таком случае, никак не подходит к зверю. Это может и походит к какому-то древнему папе, у которого была корона с надписью: «Викариус Филии Деи», и косвенно может подходить ко всем папам, так как каждый из них претендует на «Наместника Сына Божьего». Но надо учесть, что речь в тексте не идет о руководителе зверя, а о самом звере: «Число зверя» и «число имени его (зверя)».

Поэтому в 18 стихе сказано: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя». Не число папы, а число зверя. Сочти? В одной из тем я раскрыл значение этого глагола, здесь больше подходит перевод «вычисли». А вычислить число зверя мы можем в аллюзии на Соломоновы шестьсот шестьдесят шесть талантов золота.

Пастор Александр Серков