На базе ООН может появиться международная организация религиозных лидеров, уполномоченная противодействовать насилию. С предложением возглавить подобное объединение экс-президент Израиля Шимон Перес обратился к Папе Римскому Франциску.

В Ватикане с интересом восприняли инициативу, способную поднять статус Понтифика до уровня неформального председателя всемирного конгресса вер. Ранее, в июле с.г., к созданию «альянса религий» призвал экс-премьер Испании Хосе Луис Сапатеро, при этом в его планах особого места для Римского Папы не нашлось.

О подробностях встречи, состоявшейся между Пересом и Франциском, израильский политик рассказал изданию Famiglia Cristiana. По словам бывшего главы государства, «в прошлом большинство войн велось во имя идеи нации, но в наши дни столкновения происходят по причине религиозных разногласий». В изменившихся условиях Перес предлагает сформировать Организацию объединенных религий, которая осудила бы действия террористов, «убивающих людей во имя Бога». Той же цели могла бы служить «Хартия объединенных религий», в которой было бы зафиксировано, что преступления против человечности не имеют никакого отношения к вероисповедным традициям.

Сенсацией в устах Переса прозвучало предложение Римскому Папе в одиночку возглавить движение всех мировых религий в поддержку мира. «Святой отец – это не просто лидер, уважаемый большим количеством людей, он еще и человек, авторитет которого признают различные религии и их приверженцы. Может быть, даже так: единственный подобный лидер. Вот почему мне пришла в голову идея обратиться именно к нему», – заявил политик. Перес добавил, что понтификат Франциска носит уникальный характер, поскольку всемирного уважения глава Римско-Католической Церкви (РКЦ) добился, «возможно, впервые в истории».

Рассуждая о роли религий в современном мире, Перес сравнил предлагаемую им «ООН различных вер» с деятельностью самой Организации Объединенных Наций. «Для противостояния терроризму у нас уже есть международные институты. Один из них – ООН. Но что она собой представляет? У нее нет ни войск, которыми располагают суверенные государства, ни убедительности, которой наделены религии. Когда ООН направляет на Ближний Восток миротворцев, допустим, из Фиджи или Филиппин, и тех похищают террористы, что может сделать генсек этой организации? Всего лишь выступить с заявлением. И это заявление не будет иметь ни силы, ни эффективности, сравнимых с проповедью Римского Папы, который собирает миллионы на площади Святого Петра». Перес добавил, что миру нужен «безусловный моральный авторитет, который заявлял бы в некоторых случаях: нет, Бог не хочет этого, нет, Бог этого не позволяет». Скептикам, недооценивающим роль религии, Перес посоветовал не быть циниками.

Идею создания религиозного аналога ООН с полным основанием можно назвать витающей в воздухе. В июле с.г. с предложением объединить усилия всех религий на базе ООН выступил экс-премьер Испании Хосе Луис Сапатеро. Подобно Пересу, бывший глава правительства рассчитывает, что предлагаемый им «альянс религий» способен содействовать делу мира на Ближнем Востоке. Вместе с тем особой роли для Папы в планирующемся проекте Сапатеро не видит: по его словам, в «религиозной ООН» должен в полной мере соблюдаться принцип равенства.

В отличие от более консервативного проекта Переса, предполагающего безусловное уважение к моральной правоте религий, инициатива Сапатеро содержит в себе элементы критики в адрес существующих традиций, которую часть из их приверженцев считает неприемлемой. «Нет ни одной полностью истинной веры, но нет и ересей, и самое главное – придерживаться принципов свободы», – заявил Сапатеро. Применяясь к современному положению религий, политик счел допустимым подвергнуть их критике: «У всех вер есть общая проблема – она касается отношения к женщинам». Сапатеро предложил «альянсу религий», если тот состоится, вступить в диалог с обществом, и в частности с феминистскими организациями.

На этом фоне не вызывает удивления, что инициатива Сапатеро не нашла поддержки в среде консервативных католиков. Известный сайт infocatolica.com перепечатал новость об «альянсе религий» с заголовком «Экс-премьер предлагает модель Антихриста». На религиозных ресурсах испаноязычной «паутины» обсуждение инициативы Сапатеро ведется в эсхатологическом контексте. Самому политику припоминают отсутствие дружественных отношений с Католической Церковью.

Проблемы, с которыми столкнулся чрезмерно секулярный проект Сапатеро, считают некоторые, могут быть преодолены, если за основу взять предложение Переса. Израильский политик, не будучи христианином, подчеркивает всемерное уважение к авторитету Папы Римского, в обществе которого несколькими месяцами ранее он совершил моление за дело мира на Ближнем Востоке. Голос экс-президента, таким образом, представляет позицию части нехристиан, готовых войти в межконфессиональное объединение на подчиненной основе, что задает контуры будущей организации.

О стремлении Римского Папы играть более весомую роль, чем просто Предстоятеля одной из Церквей, свидетельствует целый ряд шагов в ходе его понтификата. Со времени восшествия Франциска на Святой Престол вектор внешней политики Ватикана отчетливо сместился в сторону некатолических государств. Не только прошлый и позапрошлый пастырские визиты Папы состоялись в нехристианские страны или регионы католического меньшинства, но и дальнейшие планы связаны с ними же. В сентябре глава РКЦ посетит Албанию, среди его следующих поездок называют Турцию и Шри-Ланку. Характерной чертой проектов Папы Франциска можно назвать стремление расширить пространство экуменического диалога за счет привлечения к нему представителей нехристианских религий – прежде всего приверженцев ислама.

Претензия Римского Папы на то, чтобы исполнять роль неформального председателя «совета вер», пусть и без занятия официальной должности, ощущается некоторыми религиозными лидерами в исламском мире. Представляет интерес в связи с этим заявление Министерства по делам религии Турции, сделанное в начале сентября с.г. Ведомство выступило с критикой в адрес Папы за то, что тот недостаточно защищает мусульман. Подобная претензия, представляющая собой новое слово в межрелигиозных отношениях, может быть вызвана впечатлением, что Понтифик принимает на себя роль духовного авторитета для различных религий мира.

Источник