Если постмодернисты чего-то и желают, они в первую очередь хотят свободы.
Если Богу не известно будущее, как я могу быть полностью свободным человеком – свободно поставить перед собой конкретную цель, доверяя Богу, Который знает, что делает? Для того, чтобы быть свободным, смотря в будущее, необходимо знание, на которое можно было бы положиться.
Д. А. Карсон замечает: «Пожалуй, ни одна доктрина не обсуждалась более настойчиво на протяжении двадцати веков христианской эры, чем владычество Бога и ответственность человека. Теология развития — самый новый пример продлевающейся дискуссии.
Богословы теологии развития утверждают, что если Бог знает будущее полностью, то концепция человеческой свободы не имеет смысла. Они полагают, что человеческая свобода и Божье всеведение несовместимы. Отсюда следует, что либо Бог знает будущее детально, включая действия человека, либо люди свободны в полном смысле слова, и Богу лишь остаётся ждать, какие будут решения человека.
Чтобы быть отнесеннымы к мыслителям теологии развития, нам следует допустить, что они хотят оградить Бога от проблем теодеции, но они также хотят лишить Бога понимания того, что Его детища своими собственными решениями только принесут зло в мир. Они считают, что если Бог заранее не знает про их решения, то Он избавляется от ответственности за зло. Это точка убеждение требует рассмотрения.
Однако есть и другой, более глубокий аспект этой проблемы. Приверженцы теологии развития утверждают : «Если Бог не отвечает за зло, то и люди могут быть свободны от ограниченности со стороны Божественного всеведения». Несомненно, по меньшей мере, для некоторых, что из первого предложения следует и второе. Таким образом, можно увидеть желание или потребность – личная свобода. Эта свобода интересует их больше, чем что-либо другое. Р. Г. Груенлер говорит :«Хотя делается попытка предложить разрешение проблемы зла, ограничивая силу Бога, я убежден, что истинный мотив — это защита человеческой свободы от угрозы всемогущего Бога».
Мысль о том, что свобода человека не имеет смысла, если Бог знает о будущем, не более логична, чем мысль Жана-Поля Сартра, который писал: «Если Бог есть, тогда будущее известно, и я не свободен; поскольку свободен, отсюда следует, что Бога нет». Здесь можно применить логику Джонатана Эдвардса: «Если у каждого явления имеет причину, следоательно, это относится и к свободному выбору человека; Бог является Первопричиной всего, поэтому Бог должен быть причиной нашего свободного выбора». Понятно, что одной логики мало. Только логика, которая основана на Священном Писании, гарантирует единственный верный путь к познанию.
Зачастую неправильно понимается сам термин свобода. В постулате «Если Бог всезнающ, тогда я не свободен» есть предположение, что свобода представляет собой «свобода от Бога». Но в Священном Писании ясно сказано: «Где есть Дух Господень, там есть свобода». Поразительно, но свободу обретают не те, кто её ищет, а те, кто её не ищет, «ибо кто хочет сберечь свою душу, тот ее потеряет, а кто потеряет свою душу ради Евангелия и Меня, ее тот сбережет» . Груенлер говорил: «Свобода определяется не самостоятельной силой, независимой от Бога, а готовностью творения быть верным и бескорыстным в служении Богу и Иисусу Христу».
В Священном Писании свобода изображается как дар, который даётся Христом. То есть этот дар приобретается с его Подателем или его Податель с даром. Свобода не существует вне Иисуса Христа. Иисус сказал: «Итак, если Сын вас освободит, то будете истинно свободны». Для этого Он покинул небо. Спасение – это не только известие, но и пребывние Спасителя. Христос пришел спасти пленных . Наш Спаситель призывает людей к Себе: «Придите ко Мне, все обремененные и труждающиеся , и Я вас успокою» . И Он зовёт их пребывать с Ним. «Пребудьте во Мне… без Меня не можете ничего делать». Это деликатное, не принуждающее приглашение. Принимая его, мы не теряем ничего , но приобретаем все.
Взаимоотношение с Христом отражают то, что тот, кто стал Его рабом,- самый свободный в мире человек. Сводным человека делает познание истины. Мы видим, что «мир велик у любящих закон Твой, и им нет преткновения». Приобретая опыт отношений с Христом, мы находим, что «ни жизнь, ни смерть, ни Начала, ни Ангелы, ни Силы, ни будущее, ни настоящее, ни глубина, ни высота, ни другая тварь какая не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, нашем Господе».