Мировые религии претерпевают значительные изменения, незаметные широкой общественности.

 В то время как США борется с боевиками «Исламского государства», а террористы лелеют мысли о создании халифата на Ближнем Востоке, религиозные идеи, которыми прикрываются многие страны для достижения своих целей, стремительно видоизменяются и обрастают новыми смыслами.

Религиозные споры вызывают в мире не большее внимание, чем политические, но часто за яркими поводами наблюдателям трудно заметить истинное направление эволюции крупнейших мировых религий.

Религиозные споры вызывают в мире не большее внимание, чем политические, но часто за яркими поводами наблюдателям трудно заметить истинное направление эволюции крупнейших мировых религий.

«По-иезуитски, в латентной форме, идет широкая незаметная ревизия основ учения о нравственности Католической церкви»

Последняя по времени, но не по значимости тема для обсуждения в среде как католиков, так и христиан в целом – отношение к представителям ЛГБТ. В октябре, аккурат к завершению Чрезвычайной ассамблеи Синода епископов Католической церкви, стало известно, что в Риме вводится закон о государственной регистрации гомосексуальных союзов.

Весть об этом заставила папу Франциска выразить сожаление в связи с решением руководства итальянской столицы.

 

«Папу очень огорчило то обстоятельство, что власти Рима сделали это в последний день заседаний ассамблеи Синода», – отметил митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич.

Тема взаимоотношений католиков и гей-пар стала одной из самых обсуждаемых за последние несколько лет: священники заявили, что нужно проявлять больше сострадания к гомосексуальным парам. Эта новость вызвала немедленную реакцию со стороны верующих.

Но проблема куда шире полемики вокруг геев: шаг за шагом все мировые религии претерпевают изменения под давлением общественности, политиков и духовенства.

Католицизм

Обсуждение Синодом возможности принятия однополых пар в лоно церкви – далеко не последнее в череде громких скандалов последних лет: так, Католическая церковь оказалась замешанной и в скандалах, связанных со случаями педофилии среди священнослужителей.

За 10 лет в Ватикан поступило более четырех тысяч заявлений от жертв священников-педофилов.

И Франциск решил поставить точку в подобной практике: 5 декабря 2013 года учредил комитет по искоренению сексуального насилия в отношении детей со стороны священнослужителей.

Новый папа действительно отличается стремлением к революционным преобразованиям. После своего избрания, обращаясь к огромной толпе, собравшейся на площади Святого Петра в Риме, Франциск попросил благословения у верующих, прежде чем благословить их самому, подчеркнув тем самым свое смирение.

Также «смирение» подчеркивается тем фактом, что Франциск отказался от специального автомобиля и отправился в Ватикан в автобусе вместе с другими кардиналами.

Он также нарушил традицию и принимал кардиналов, когда они давали клятву верности, стоя, вместо того чтобы сидеть на папском троне.

Однако скромность и смирение не мешают папе устраивать корпоратив компании Porshe прямо в стенах Сикстинской капеллы. Для детей ничего не жалко – вырученные средства должны будут пойти на благотворительность.

Франциск уже заявлял, что готов обсуждать отмену традиции безбрачия, которая существует у католиков в течение тысячи лет: «Целибат – это не догмат веры. Это образ жизни, я думаю, что это подарок для церкви, но так как это не догма, дверь для обсуждения всегда открыта».

Католическая церковь последовательно готовится к ревизии духовных ценностей.

«Чисто по-иезуитски, в латентной форме, идет широкая незаметная ревизия основ учения о нравственности Католической церкви. Если в догматике они совершили ревизию в последние 50 лет – после Второго Ватиканского собора, то в нравственных постулатах были существенные положения, на отказ от которых Католическая церковь никогда бы не пошла при прежнем папе Бенедикте XVI.

Поэтому он отрекся. Его время кончилось – началась глубинная мировоззренческая и нравственная революция. Она давно уже подготавливалась, а сейчас все выходит наружу – вот в чем революционность.

Революция не в смысле содержания, а в смысле методов. Тут то же, что и с теорией заговора: она больше не существует, потому что заговор вышел наружу. Его авторы прятались, пока они не имели достаточного влияния, а сейчас они начинают выходить наружу», – отмечала специалист по политике Ватикана Ольга Четверикова.

Православие

РПЦ также стоит перед вызовами и претерпевает реформы, которые в большинстве своем широко не афишируются в СМИ.

Крупные преобразования начались в 2007 году, когда на религиозных интернет-сайтах было опубликовано письмо бывшего епископа Анадырского и Чукотского Диомида «Ко всем верным чадам святой православной церкви», в котором он обвинил руководство РПЦ в «отступлениях от чистоты православного вероучения».

В своем послании епископ упрекал руководство патриархии в «духовном соглашательстве, подчиняющем церковную власть мирской, зачастую богоборческой».

Он также был возмущен, по его словам, «попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачей важнейших его функций Собору архиерейскому», то есть тем, что жизнь церкви строго регламентирована архиереями, и что они в перерывах между соборами сами решают все вопросы узким кругом.

Диомиду было запрещено проводить богослужения.

Позднее руководство Православной церкви осуществило постепенные преобразования: произошло дробление епархий в регионах. «Административные реформы патриарха по разделению епархий выявили много интересного. И не всегда хорошего.

Разделение епархий было необходимо для того, чтобы архиереи были ближе к своей пастве, но в ряде епархий положение ничуть не поменялось.

У каждого архиерея есть своя свита. Епархий стало больше, архиереев стало больше, архиерейских свит стало больше. А расстояние между главой епархии и прихожанами осталось прежним», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД кандидат исторических наук, публицист Александр Чаусов.

То есть по сути церковь стремилась дать больше свободы приходским священникам, ослабила хватку.

Однако свобода РПЦ навредила (вспомним скандал с Pussy Piot и кампании в СМИ, развернутые против патриарха Кирилла). В результате церковь пришла к тому, от чего отказывалась – вновь перешла к выстраиванию четкой иерархической структуры и «затягиванию гаек».

По мнению Чаусова, «все те псевдоправославные маргинальные течения, которые существовали в 90-е и в начале нулевых, никуда не делись. Царебожники, иннщики, разного рода не то что ультраортодоксы, а очень странные люди, которые свои верования и суеверия почему-то идентифицируют как православие».

 

«Более того, в последние годы стала появляться такая категория, как «правослакты», или православные активисты. Ярчайший пример – «Божья Воля» Дмитрия Энтео. Вроде бы люди мотивируются идеями христианского миссионерства, но на деле это безвкусный эпатаж и хамство.

Такое «миссионерство» от церкви отталкивает, а не привлекает в православие людей», – считает эксперт.

РПЦ столкнулась с логичным для всех старых церквей вызовом: времена требуют новых священников для уже ставшей новой паствы. Православная церковь отвечает усилением иерархии и попыткой избавления от тех, кого можно назвать «попутчиками».

При этом сами основы вероучения пока не допускают ни изменений, ни толкований, и логика, благодаря которой иосифляне победили нестяжателей, продолжает толкать церковь к сотрудничеству со всеми формами светской власти.

Иные проблемы у протестантов.

Протестантизм

Население США, большую часть которого составляют протестанты, по-прежнему отличается религиозностью и консерватизмом мышления. Многие дети начинают свой день в школе с молитвы и ходят с родителями по воскресеньям в церковь.

Протестантизм, зародившийся в Германии в XVI веке, постепенно начал набирать популярность благодаря переселенцам из Англии и других европейских стран во время британской колонизации.

В России много подобных церквей, прихожане которых много занимаются благотворительностью и ездят в миссионерские поездки в дальние страны или в сибирскую деревню с целью проповедовать Евангелие – и церковь будет их поддерживать и материально, и морально.

В таких церквях буквально по полочкам разбирают Библию, приобщая к ее изучению детей и молодежь. Они убеждены, что христианин должен постоянно читать ее и вникать в суть прочитанного, сам.

Сzужения проходят очень демократично – нет пышного убранства. Можно констатировать, что российские протестанты отстаивают консервативные семейные ценности.

Традиционный протестантизм – полноценная третья ветвь христианства наряду с православием и католицизмом. Ошибочно полагать, что все протестантские (или евангельские, как их иначе называют) церкви принадлежат к сектам и во время причастия верующие пьют кровь младенцев, как полагают многие, не знакомые с культурой этих общин: на самом деле во время обряда прихожанам раздают виноградный сок либо разбавленное вино.

Среди множества направлений и течений есть традиционные, которые включают в себя баптистские, харизматические, англиканские, лютеранские, пятидесятнические, кальвинистские церкви.

А вот, например, Свидетели Иеговы, Адвентисты седьмого дня, мормоны и методисты, Общество Сторожевой башни – имеют склонность к неправильной по мнению официального протестантизма трактовке содержания Священного Писания, и поэтому большинство протестантских церквей считают их сектами.

Однако между всеми этими направлениями существуют некоторые различия, которые вносят раздор в их единство: так, например, девушки и женщины в баптистских церквях должны носить платок (чего не делают пятидесятники и англикане).

Возникают споры и о том, нужно ли омывать друг другу ноги во время причастия на богослужениях: те, кто за, ссылаются на то, что Иисус также омывал ноги ученикам. Те, кто против – считают, что не нужно, потому что тогда в домах евреев существовала гостеприимная традиция омывать ноги каждому гостю, входящему в дом, потому что после тяжелой дороги ноги были в пыли. Сейчас необходимости в этом нет.

Сегодняшние протестантские церкви резко отличаются от пуританских церквей времен колониализма в Америке. На богослужениях поют песни, потому что, как они считают, тем самым прославляют Бога, как и призывает Священное Писание (Псалом 150).

Огромное распространение в последнее время приобрело так называемое Евангелие процветания, суть которого состоит в том, что чем больше ты жертвуешь, тем больше ты можешь получить от Бога. Это учение стало камнем преткновения для веры многих христиан и внесло разделение между верующими.

Эти «пасторы» говорят, что можно использовать Бога в своих целях, в то время как истина библейского христианства противоположна – Бог использует верующего как сосуд, как инструмент.

Однако зачастую хвала Богу превращается в шоу, в концерт. Более того: многие музыканты и проповедники занимаются своего рода самопиаром, выступая на многочисленных христианских телеканалах и рассказывая не о Христе, а о себе.

Основная проблема протестантизма – оторванность общин друг от друга: нет единой концепции, как проводить богослужения, потому что каждая церковь сама вольна решать, как выстраивать работу с прихожанами. Как следствие, наличие разных точек зрения на способы служения и толкования Библии создает благоприятную почву для развития ересей.

Протестантизм должен ответить на вопрос о форме (тогда как католики, например, разбираются с содержанием, а православные – и с тем, и с другим). Религия молодится, рядится в светские одежды, и привлечение паствы оборачивается забвением Писания, сетуют многие протестанты, не желающие участвовать в шоу-бизнесе проповедников.

Этот вызов не стоит недооценивать, все проблемы, с которыми столкнулся протестантизм сейчас, были заложены в нем с самого рождения, а Сеть, мобильные телефоны, ритм жизни лишь усилили тенденции, которые вряд ли пришлись бы по душе основателям новой веры.

Мусульмане движутся по схожей траектории, однако последствия этого движения выглядят крайне пугающими.

Ислам

Пока США под предлогом ликвидации террористической угрозы на Ближнем Востоке посылают туда своих солдат, сами боевики «Исламского государства» (ИГ) уже успели признать за собой право на использование похищенных ими женщин в качестве сексуальных рабынь.

В своей новой публикации в пропагандистском журнале Dabiq они объяснили, что совершают подобные действия, следуя законам шариата. Публикация ИГ вышла накануне доклада Human Rights Watch по данной проблеме.

По данным ООН, около двух с половиной тысяч человек, в основном женщины и дети, были заключены в рабство, подвергаются сексуальному насилию: боевики террористической организации «Исламское государство» продают их примерно за 10 долларов. Многие девушки добровольно уехали к террористам (о чем потом пожалели), чтобы помочь им пережить войну с неверными, мешающими создать халифат.

Представить себе такое, например, в Иране до начала Исламской революции в 1979 г. и свержения шаха, было невозможно: женщины и мужчины носили одежду на западный манер, было снижено влияние духовенства, на смену шариатским судам пришла светская система, появился средний класс.

После революции все вернулось на круги своя. Возглавивший протест духовенства верховный лидер Ирана аятолла Хомейни, родившийся в семье священника-шиита, был человеком образованным, однако это не помешало ему установить жесткие запреты буквально во всех сферах иранского общества.

Стремительную экспансию исковерканной исламской идеологии уже ощущают на себе западные страны – в Британии до сих пор расследуют скандал в светских школах, в которых учителя без ведома родителей пропагандировали мусульманский образ жизни: как следствие, христианство теряет популярность в глазах британцев.

Стоит отметить, что ислам исламу рознь. То, что не принято в Тунисе, вполне законно совершается в Саудовской Аравии.

Боевики-исламисты же сейчас, выдергивая из контекста фрагменты Корана и неверно истолковывая их, стремятся максимально упростить понимание религии. Делается это в первую очередь для того, чтобы малограмотное население Ирака и других мусульманских (и не только) стран легко могло воспринимать их трактовку Корана, не вдаваясь в подробности. Чем больше фанатиков – тем легче создать управляемый халифат.

Мусульмане, не желающие участвовать в новой большой войне, вынужденно страдают от своих же собратьев по вере: интеллектуальный ислам рискует стать религией книжников, мало кому интересной за пределами кампусов, где принято побивать неверных камнями и насиловать десятилетних девочек с согласия их родителей.

Ни в одной религии мира сегодня нет столь тяжелого разрыва между умеренными и лояльными западным ценностям интеллектуалами и готовыми умирать за веру полуграмотными фанатиками, хотя нельзя сказать, что православие полностью избежало подобной дихотомии. Стянуть эту рану, объединив всех приверженцев Аллаха, и должен сегодня ислам.

Гораздо проще дела обстоят у буддистов.

Буддизм

Духовный лидер последователей тибетского буддизма Далай-лама XIV, говоря о буддизме, выделяет три составляющие: буддийскую науку об уме и природе реальности, буддийскую философию и собственно религию (ритуалы, обряды, практики).

Если последние мало подвержены каким-либо изменениям, то буддийская наука периодически пересматривает свои представления об окружающем мире в соответствии с развитием современной научной мысли.

Специалисты сходятся во мнении, что единой системы этого учения не сформировано. «Существует огромное разнообразие буддийских методов и учений, которые могут легко подойти разным обществам и культурам. Можно даже поспорить на тему того, религия это или нет.

Но он распространился из Индии по многим, многим странам Азии; и в каждой из этих стран, в каждой цивилизации, с которой он столкнулся, буддизм поняли по-разному и приспособили к своей культуре.

Буддийский подход придает особое значение целостному представлению об экономике и политике, все взаимосвязано. И такое понимание важно вне зависимости от того, буддист вы или нет», – отмечает буддолог Александр Берзин.

Интересный парадокс: в западных странах буддизм считается религией продвинутой молодежи и элиты, а в Южной Корее к своей традиционной вере относятся, как к христианству на Западе, считая пережитком прошлого.

Христианство в этой азиатской стране ассоциируется с успехом и позитивом. Негативно к буддизму молодежь относится и потому, что считает его не религией, а совокупностью бессмысленных обрядовых действий, не приносящих радости ни уму, ни сердцу.

Более того: монахи дискредитировали себя, когда стало известно о коррупционных скандалах в 2005 году: они расхитили деньги, которые предназначились для строительства музея.

А в 2012 году в Сети появился ролик, в котором видно, как монахи проводят время за игрой в карты: ставки делались нешуточные.

«Как пример перемен в тибетской системе монашеского образования можно привести и сравнительно недавнее начинание, связанное с введением в курс обучения для монахов западных научных дисциплин. Это совместный проект с Университетом Эмори в США, который называется «Научная инициатива Эмори – Тибет», – отмечает заместитель директора фонда «Сохраним Тибет» Наталья Иноземцева.

Также из последних нововведений – возможность для монахинь в полном объеме получать традиционное буддийское образование, ранее доступное лишь для монахов, и защищать экзамены на степень геше-ма, доктор буддийской философии».

Однако, по словам эксперта, при всей открытости тибетского буддизма и лично Далай-ламы новым веяниям в науке нравственные заповеди, оставленные Буддой, остаются незыблемыми. Далай-лама часто говорит об этом во время своих учений и публичных выступлений.

«Если же говорить о вызовах современности, с которыми сталкивается человечество и последователи буддизма в частности, Далай-лама считает, что одна из важнейших задач – научиться мирному и гармоничному сосуществованию как представителям разных религиозных традиций между собой, так и людям верующим и неверующим», – подчеркнула Иноземцева.

Буддизм не был никогда религией в том смысле, к которому мы привыкли. Чтобы исповедовать его ценности, вам необязательно становиться буддистом.

Потому восточное учение стало модным среди бизнес-элиты, так как предлагает в простом варианте некую религиозную философию для топ-менеджеров – и примерами тому являются такие тренинги, как, например, «Дао бизнеса» и «Дзен-маркетинг». Именно дзен-буддизм становится поп-философией западного мира.

Никакой особенной трагедии в этом нет, но буддизм все больше отрывается от своих истоков, превращаясь даже не в мировоззрение, а просто в набор хлестких цитат из книжки в мягкой обложке, и искажений изначального смысла, который вкладывал в свои слова Гаутама Будда, день ото дня становится все больше.

Буддизму придется очень постараться, чтобы просто не раствориться в этих цитатах ни о чем.

Источник