Является ли воскресенье христианской субботой? Многие христиане говорят, что да. Они базируют свою точку зрения на осмыслении определенных библейских отрывков. К примеру, Христос воскрес из мертвых «в первый день недели». Он пришёл к ученикам своим в воскресенье и в воскресенье отправил им Духа. Таким образом, воскресенье – это недельная Пасха. Катехизис Католической церкви 1994 г. Прибавляет, что воскресное празднование Евхаристии и Господнего Дня – это суть церковной жизни.
В католической церкви еженедельно в воскресенье происходит месса. Однако и то, и другое – это человеческий вымысел и подменяет Христову работу. Голгофу поменяет месса, а субботу, данную Богом человеческому обществу в Едеме, - воскресенье. Однако это ещё не всё. Традиция прикрыла мессу христианским одеянием, то же случилось и с воскресеньем. Воссоединение воскресного дня и воскресение Христа заслужило веру большинства христиан и не Его продолжателей.
Все христиане уверены, что в Новом завете случилась подмена субботы на воскресенье. Гляньте на Христово воскресение в первый день недели, - сказали они, - на Пятидесятницу или на разные собрание этого дня. Однако все эти отрывки описывают происшествия, но ничего не предписывается. То есть, то, что какие-то встречи и события встречаются в первый день недели, не свидетельствует, что на смену субботе пришло воскресенье. Когда речь идёт про Божьи Десяти Заповедей, Небесные конституции, конечно, Бог бы Сам провозгласил про такое радикальное изменение. То, что Он не совершил этого, должно бы побудить соблюдающих воскресенье поставить вопрос, почему Он не сказал ничего. Следует разобрать тексты про первый день.
Апостол Павел хотел, что в первый день недели всякий служитель церкви в Коринфе выделял деньги для бедных в Иерусалиме, что тот мог взять их, когда будет в Коринфе. Влечёт ли это замену субботы воскресеньем? В. Гарольд Майер находит в этих строках подтверждение, что христиане были обязаны делать пожертвования для церкви в воскресенье. Ф.В. Грошейд полагает, что Павел не призывает их делать пожертвования еженедельно, но также думает, что акцент на первом дне недели поставлен на том, что воскресение было учреждено для особенного служения Господу. Однако в отрывке нет и намёка на то, что люди собирались для служения Богу или что установленные сборы пожертвований сделали воскресенье новой субботой. Павел лишь просит каждого участника церкви систематически откладывать деньги дома, чтобы, когда он придёт, собрали нужное количество для передачи ему.
«Я был в духе в день Господень», - говрит Иоанн. Множество христиан сопоставляет этот день с воскресеньем, именуемый ими днём Господним. Фраза Господень день на греческом языке звучит как kyriake hemera. Данный термин прописывается в Новом завете один только раз, и именно здесь. Как правильно замечает Алан Ф. Джонсон, критики дали несколько значений, такие как «будущий судный день», «пасхальное воскресенье» или просто «воскресенье». Леон Моррис склоняется к мнению о том, что это было воскресенье, притом полагает, что здесь впервые употребляется термин, который означает день служения Богу, еженедельное празднование воскресения.
Из данных отрывков следует, что в них не предписано никакое изменение субботы, нет никакого перенесения субботы на воскресенье. Не нужно забывать, что, к примеру, Евангелия были написаны примерно 60 г. Н.э. и примерно 90 г., следовательно, приблизительно через 30 и 60 лет после Христово воскресения. Но нигде в Новом Завете не говорится, что воскресенье станет субботой из-за воскресения Христа. Практически Иисуса распяли в день приготовления, покоился в могиле в субботу и воскрес в воскресенье утром. Хоть Иоанн именует пятницу «иудейской», он не говорит ничего про перенос субботы на воскресенье, который обязатеоен для христиан.
С библейскими отрывками, которые рассмотрены выше, связан следующий вопрос: в поддержку воскресенья как новой субботы в тексты каждого из них привносится смысл из более поздней практики. Однако библейские отрывки не принимают такого более позднего включения.Мнения про то, что воскресенье было христианской субботой в Новом Завете, абсолютно неубедительны.
Любопытно заметить, что теологи, цитаты которых находятся в книге Кэрсона «От субботы ко дню Господнему», подводят итог, что полагать, как будто воскресенье было установлено как Господень день, назначен для святого собрания и как будто христиане в Палестине через непродолжительный период после Христово воскресения чтили этот день в память о Творении, практически невозможно. Против этой точки зрения есть практически неопровержимые доказательства. Потом в этой же работе говорится, что нельзя заявлять, что сам Новый завет даёт повод считать, что со времени воскресения Бог сказал исполнять первый день недели вместо субботы. По поводу субботы в книге признаётся, что нет ни библейского, ни убедительного богословного повода, по которому суббота должна быть перенесена на воскресенье.
Очевидно, что Новый Завет не защищает перенос дня покоя с субботы на воскресенье. Также Новый Завет не сопоставляет воскресные собрания с днем поклонения. Кроме этого, Новый Завет абсолютно умалчивает про это изменение. Если бы Бог приказал его как новое толкование святого Божьего закона, то Священное Писание это было бы не отражено так же понятно, как понятно 4-ая заповедь написана в Ветхом Завете. Абсолютно невозможно даже думать про какое-то изменение в Божьем Законе. Это как изменение основного закона страны. Бог бы ясно просветил про любое изменение субботы и христиане бы знали об этом. Это очень правильно в свете того факта, что Христос дал обещание прислать Святого духа, чтобы «устремить вас на всякую истину». Так как Бог не меняется, а значит, не меняется и закон Его, изображение характера Его, когда же случился переход с субботы на воскресенье? Упоминается ли про это в каких-нибудь небиблейских источниках?
Закон Божий настолько постоянен, как и Сам Бог. Это значит, что у субботы такой же вечный характер, как и у Бога. Всякий, кто пытается сместить субботу на другой день, в действительности, хочет изменить Бога. Библия предписывает, что определённая власть попытается сделать такое изменение. В Дан. 7:25 говорится про власть небольшого рога, который «против Всевышнего будет говорить слова и притеснять святых Всевышнего; даже возмечтает упразднить у них праздничные времена и закон». История изображает эту власть, противодействующую Богу, Его закону и пытающуюся переделать закон. В «Катехизисе Трентского собора для приходских священников» говорится, что сделала ранняя церковь: Божья церковь приняла решение, что было бы не плохо перенести празднество и соблюдение субботы на воскресенье. Таким образом человеческая церковь начала воскресенье, тогда как как суббота – это Христово творение.
В «Католическом зеркале» мы читаем «Католическая церковь… в силу свого Божественного назанчения заменила субботу на воскресенье. Мы говорим — в силу своего Божественного назначения, так как Тот, Кто ознаменовал Себя „Господином субботы“… велел всем без исключения „подчиняться Его церкви“ под страхом оказаться в Его глазах „язычником и мытарем…“ Однако протестант сказал, „Как я могу взять учение отпавшей церкви?“ А как, задаём мы вопрос, ты смог всю свою жизнь принимать ее наставление по субботнему вопросу, находящееся в прямом сопротивлении признаваемому тобой учителю — Библии?».
Гаспар де Фоссо, архиепископ из Реггио, в своем призыве к семнадцатой сессии Тридентского собора 18 января 1562 года ссылается на замену субботы на воскресенье как на доказательство авторитета церкви. Яснее церковный авторитет описывается Священным Писанием, потому как, с одной стороны, она их рекомендует, именует их Божественными, рекомендует их для чтения, в сомнительных случаях правильно их растолклвывает и критикует все, что отрицает их, но с другой стороны, законные приказы Священного Писания, которые преподал Господь, закончили свое существование из-за того же значения. Суббота, чудеснейший день в законе, был заменён на Господень день. Архиепископ из Реггио открыто объявил, что традиция стоит над Священным Писанием. Таким образом, церковный авторитет не зависит от значения Священных Писаний, потому как церковь сменила обрезание на крещение, субботу на воскресенье не по Христовой воле, а силой своего собственного значения.
Тут просматриваются попытки соблюдения воскресения на основе Нового Завета. Смена субботы на воскресенье больше отражает, что значение Католической церкви выше значение Священного Писания. Это что-то повествует о церкви и о воскресенье. Этот день не имеет Божественного свидетельствования.
В новом «Катехизисе Католической церкви» говорит, что воскресенье очень отлично от субботы, за которой оно по хронологии идёт еженедельно. Ее официальное воплощение заменяет для христиан воплощение субботы. Через Христа пасхальное воскресенье делает богословскую истину иудейской субботы и объявляет вечный покой в Боге для человека. Практически суббота, которая представляла конец первого Творения, была сменена на воскресенье, напоминающее про новое творение, началом которого было воскресение Христа.
Божий высоконравственный закон так же вековечен и постоянен, как и Бог. Однако Католическая церковь сместила закон с нужного места и сместила субботу на первый день с седьмого. Посмотрите, что она сказала про воскресенье: «Празднество воскресенья соблюдается начертанная природой на человеческом сердце нравственная заповедь воздавать Богу как внешнее, явное, гласное и регулярное поклонение, так и нести доказательство Его всеобщего милосердия ко всем. Воскресное богослужение – это осуществление высоконравственной заповеди Ветхого Завета, воссоздавая ее ритмичность и дух в еженедельном прославлении Творца и Искупителя Его народа».
Можно ли считать религиозную свободу и воскресенье совместимыми? Наконец, установление воскресного закона отнимет у верующих их социальную свободу, но не свободу во Христе. Но в «Катехизисе Католической церкви» говорится, что относительно религиозной свободы и общего блага, христианам следует устремляться признавать церковные святые дни и воскресенье как законные праздники.
Воскресенье будет законным праздником соответственно человеческим предписаниям, однако не Божьим с законом. Христос сказал: «Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Неправильно именовать воскресенье Господним днем, поскольку Христос – это Господин субботы, а не воскресенья. Христос и сегодня зазывет христиан: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди».