Ранние отцы церкви, говорящие о субботе, это Варнава, Тертуллиан, Иустин Мученик, Игнатий и Викторин. Они дискутировали на множество тем. Одна из них касалась времени, когда Бог ввёл субботу. Случилось ли это в час Творения, или гораздо позже в час Израиля? Иустин Мученик полагал, что последователи Бога до Моисея и Авраама не придерживались субботы, поэтому она не определена при Творении, а Тертуллиан считал, что Авель, Ной, Мелхиседек, Адам, Енох и Авраам соблюдали её. Варнава подтверждал, что суббота определена в начале Творения. В результате отцы церкви не достигли единого мнения о том, когда была введена суббота.
Разница во мнениях породила две точки зрения. Первые полагали, что суббота необходима всем людям, так как она была дана Богом при сотворении человека. Вторые полагали, что суббота относится только к иудейской нации, так как Бог создал её лишь для них.
Другой вопрос был о том, что Христос думал про субботу. Тертуллиан полагал, что Христос преступил субботу, разрешив Своим голодным ученикам, которые сорвали колосья с зерном, размельчать их руками, чтобы найти пищу. Отцы церкви объяснили это так: Христос вообще не отменил субботу. Значит, Он не нарушил закона как и в первом случае, сделав то, что было полезно для жизни Его учеников, так как он разрешил им перекусить едой, когда они хотели есть, так и во втором случае, вылечив сухую руку.
Любопытно, что точки отсчета Варнавы и Тертуллиана не пересекаются. Как со Второго прихода может случиться вечная суббота, в соответствии с Тертуллианом, если Варнава ждёт нового мира как начала восьмого дня? Тысячелетнее царствование находится в подвешенном состоянии. Хоть и для удостоверения своего мнения Варнава опирается на Псалмы, мы не видим этой опоры. В Священном Писании о восьмом дне упоминается лишь двадцать раз, и ни один раз он не принадлежит к мысленным образам Варнавы и иных ранних отцов церкви.