Смерть – это, своего рода, закон природы. Смерть неизбежна для каждого живого существа на это земле. Это закон природы. Согласно Библии, Бог, когда сотворил человека, не думал о его искоренении. То есть, смерть – это не установленная норма, а последствия трагедии. Первый человек совершил смертный грех, после чего все живое на земле стало тленно. Об этом нам говорит книга Бытие. Как повествует Библия, цель пришествия Христа – вернуть людям вечную жизнь, которая была утрачена. Здесь идет речь не о даровании бессмертной души, она ведь не подлежит уничтожению по свое природе, а о вечной жизни всего человека, который состоит из души и тела.
Душа с телом должны подлежать восстановлению одновременно для всех людей, в тот день, когда все мертвые воскреснут. Существуют учения, например в индуизме и стоицизме, что в человеке главное – душа. В свою очередь, тело – это лишь временная оболочка, в которой душа лишь развивается и которое впоследствии покидает. То есть, когда достигнет необходимого уровня, оболочка становится ей не нужна. Следовательно, она покидает его, словно человек снимает и выбрасывает уже изрядно поношенную и ненужную одежду. Когда душа освобождается от тела, она переходит на другую ступень бытия, более высокую. Христиане такое понимание природы не приемлют. Они считают, что у человека духовное начало, но при этом, он состоит из двух взаимодополняющих сторон: материальной и духовной. То есть, человек – это двустороннее существо. Есть также простые и бестелесные существа, к примеру, бесы и ангелы. Только благодаря телу природа человека становится богаче, но в то же время и сложнее. Как говориться, «Богом определенный союз души и тела — это вечный союз». Когда смерть одолевает человека, она попадает в совсем другие, чуждые для нее условия. Именно поэтому, чтобы смыть все последствия грехов, необходимо воскресение. Как известно, это должно произойти при втором пришествии, когда все мертвые воскреснут, то есть душа воссоединиться с обновленным телом. Его слово все услышат, и Он подарит вечную жизнь. Жизнь, в которой не будет ни слез, ни страданий, а будет лишь вечная гармония и покой. Необходимо отметить, что душа попадет не в новое тело, а в то, которое принадлежало ей раньше, только оно будет нетленное и обновленное, а так же приспособленное к новым условиям существования.
Что же происходит с душой между тем, как она отделилась от тела и тем, как наступит день всеобщего воскресения? Согласно Священному Писанию, душа живет, мыслит и чувствует. Как сказано в Библии: «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы». Смерть – это, своего рода, разлучение с телом. В Священном писании смерть характеризуется такими словами, как успение, отшествие, разлучение. Понятно, что слово успение (сон) относится к телу, а не к душе. Считается, что тело смерти отдыхает от всех своих трудов. В противовес ему, душа продолжает точно такую же сознательную жизнь, как и вела раньше. Насколько справедливо это утверждение можно судить по притче о богатом Лазаре или согласно чуду на Фаворе. В притче о богатом Лазаре рассказывается, как находившийся в аду богач и находившийся в раю Авраам обсуждали, как можно послать душу Лазаря на землю к его братьям, дабы их предостеречь от ада. Во второй притче говорится о том, как пророки Моисей и Илия, которые жили задолго до Христа, беседуют с Господом о Его предстоящих страданиях. Кроме всего этого, Христос рассказал иудеям, что «Авраам видел Его пришествие, очевидно из рая, и возрадовался». Существует мнение, что душа после физической смерти человека находится в бессознательном состоянии. Это ложное представление, и выше приведенная цитата говорит нам об этом. Если бы душа после смерти находилась в бессознательном состоянии, то в словах Христа не было бы смысла.
О том, как души праведников реагируют на Небе на все события, которые происходят на земле, нам рассказывает книга Откровения (Откр. 5 – 9 главы). Согласно всем писаниям, деятельность души действительно продолжается после физической смерти человека, то есть после того, как она покинула его. При этом, там отмечено, что душе отводится специальное место пребывания: рай или ад. Место пребывания зависит от того, что заслужила душа, когда находилась в теле. Оно определяется «частным судом», который, в свою очередь, отличается от «всеобщего суда», который состоится в конце мира. Писание учит: «Человеку надлежит однажды умереть, а потом суд», — очевидно, индивидуальный (Евр. 9:27). Следовательно, православная вера разделяет два состояния души, находящейся в загробном мире: ад для грешников и рай для праведников. Она не считает верным учение католической церкви о том, что существует среднее состояние - чистилище, так как в Священном писании нет доказательств о промежуточном состоянии. Кроме этого, церковь учит нас тому, что мучения с грешников могут быть сняты, если по ним молятся и совершают в их память добрые дела. Отсюда вытекает обычай, согласно которому люди подают помянники за Литургией, в которых отмечают имена умерших и живых.
Для каждого человека смерть – это составляющая часть его жизни. Жизнь и смерть – это два понятия, которые представляют одно целое, без чего бытие немыслимо. Человек должен достойно прожить жизнь и с легкостью принять смерть, ведь смерть – это неизбежность.