Подведем итог относительно нашего изучения земного и небесного святилища. Первое, мы поняли, что на небе находиться реально существующее святилище, в котором обитает Господь. И второе, святилище на земле воздвигнуто по примеру небесного святилища, но не является его достоверной копией. Так что же общего между земным и небесным святилищем? Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, давайте разберемся с богословской наукой – типологией.
С греческого языка типология переводиться как «наука о типах». Что это означает? Как слово «тип» может быть связано с Библией. В словаре Ожегова можно найти пять смысловых значений этого слова, но ни одно из никак не относиться к Библии.
Это название образовалось от греческого слова «тюпоо», что означает «сформировать» или «произвести точную копию, оттиск». Именно в значении «матрица» или «оттиск» употребляется существительное «тюпос», образованное от глагола, в Новом Завете и Септуангинте, когда показывает смысл слова «тавнит», рассмотренное нами чуть раньше.
Ричард Дэвидсон, рассматривая значение слова «тюпос» сделал заключение, что в Новом Завете есть пять эпизодов (1 Кор. 10:113, Рим. 5:1221, 1 Пет 3:1822, Евр. 8 и 9), где это слово, кроме своего значения «оттиск, матрица», показывает нам новый прием толкования Библии.
Давайте разберем некоторые эпизоды: 1 Кор. 10 гл., 6 ст. Здесь видим, что говорит апостол Павел «Все это - примеры, предостерегающие нас, чтобы мы не были, как 'некогда' наши предки, на злое падкими».* Что же имеет ввиду апостол Павел? В предшествующих стихах он описывает хождение израильтян по пустыне после Исхода, в частности описывает переход через Красное (Чермное) море, о манне небесной, которой Господь насыщал людей, о скале, которой Господь утолял их жажду. Вдохновленный Господом Павел раскрывает во всех этих историях что новое. Прочитав 2 стих, мы видим что переход через Красное море у него сопоставляется с крещением, а скала, из которой Всевышний брал воду – Иисус. Делая заключение своим суждениям, апостол Павел говорит, что «это были образы». Здесь используется греческое слово «тюпос», для объяснения новозаветной церкви, что те давние обстоятельства, это не просто история, но и отражение событий нашего времени. Рассмотрим следующий пример Послание к Евреям, 8 гл. 45 ст: «…здесь и так' есть 'священники', которые приносят дары, как то Закон 'велит'…»*. В 9 ст. 9-й главы ап. Павел святилище Ветхого Завета прообразом настоящего времени. Что нам известно из этих глав? Апостол Павел поведал нам об Иисусе Христе, который служит в наши дни, о его великом подвиге, когда он принес Себя в жертву, а затем после воскресения, продолжает служение в небесном храме, в качестве первосвященника. Затем Павел вновь прибегает к помощи ветхозаветных образов. Он рассказывает об указаниях Господа Моисею, приведенные в книге Исход в 25 гл. 40 ст. И в Новом Завете, и в греческом переводе встречается слово «тюпос». Павел желает показать, что земное святилище является отражением Небесного Святилища. А то богослужение, которое велось в нем, есть отражение событий, творящихся в небесном святилище, во времена Нового Завета.
Приведенные выше размышления апостола Павла стали базовыми для богословской типологии. Согласно энциклопедии Бейкера ее можно определить как раздел библейского толкования, в котором ветхозаветный объект является прототипом объекта Нового Завета, где первый носит название тип, а его выражение в Новом Завете называется антитип (греч. «антитюпос»). Тип и антитип могут являться как одушевленным, так и неодушевленным объектом. Как правило, тип подразумевает Иисус Христа и можно встретить множество примеров в Новом Завете. Это показывает нам разговор Иоанна с Иисусом 3:14: «Как поднят был некогда Моисеем 'медный' змей в пустыне, так и Сын Человеческий должен быть на высоту поднят».* Змей, который показан в Числах 21:9 является типом Иисуса. Также Иисус приравнивает себя к хлебу, а вернее манне, которой насыщался народ израильский в пустыне. Это излагается в 6 гл. евангелие от Иоанна, а также ап. Павел говорит, повествуя о пасхальном агнце, что это Иисус Христос (1 Кор. 57).
В чем же различие связующего элемента между типом Ветхого Завета и антитипом Нового Завета от иносказания и соответствия? Дэвидсон в своей диссертации показывает совокупность характерных черт, основных элементов, относящихся к типологической связи ветхозаветных и новозаветных объектов.
1. Исторический элемент. Тип и антитип должны были иметь место в истории, вне зависимости от того являлись ли они одушевленным или неодушевленным объектом.
2. Пророческий элемент. В типе Ветхого Завета должны присутствовать объекты, которые имеют пророческую силу, показывающую исполнение в Новом Завете.
3. Эсхатологический элемент. Ветхозаветные образы типологии не имеют связи с любыми образами Нового Завета, только с теми, которые прямо имеют отношение к последнему времени.
4. Христоцентричный, сотериологический элемент. Типы Ветхого Завета это не любые случайно подвернувшиеся образы, а именно те, которые сбываются личности Иисуса и в его спасительной миссии.
В науке можно встретить две типологические связи: вертикальная и горизонтальная. Связь между земным элементом, показанным в Ветхом Завете и его реальным небесным элементом, о котором рассказывает нам Новый Завет, носит название вертикальной типологии. Так, например, связь земного и небесного святилища.
Историческая взаимосвязь между Новым и Ветхим Заветом носит название горизонтальной типологии. Так переход через Красное море, рассмотренного выше, является типом крещения из Нового Завета. Это отражает горизонтальную типологию.
Типологию можно показать на таком примере: тип, словно прожекторный слайд, получает луч Божьего откровения и отражает его на экран, одновременно увеличивая в размере. Луч направлен вдоль временной линии между Новым Заветом и Ветхим Заветом. Значит тип намного уже антитипа. Так и в жизни, насколько бы не был благочестив Агнец, он никак не является копией Господа, Христа, которого он отображает. Нельзя полностью выразить природу Божественного через хлеб насущный. Как мы уже отмечали в предыдущей статье слово «тюпос», означаемый «матрицу» свойственен тем, что антитип, производное этой матрицы, стоит выше ее потому, что выполняет уготованную для нее цель. Именно поэтому, при изучении святилища нет смысла в том, чтобы выискивать постоянные аналогии между каждым элементом, используемым в земном и небесном храме. Небесное святилище будет, безусловно, гораздо шире земной скинии. Такой типологический метод ляжет для нас в основу изучения святилища и его предназначения для христиан 20 века.
Следует знать, что львиная доля типологических изучений проводиться с помощью метода от новозаветного Антитипа к ветхозаветному Типу. В пример этому вспомним, как Иоанн называет Иисуса Божественным Агнцем, который взял на Себя грех всего мира, а Павел сравнивает пасхального Агнца с Христом. Нам не придется тратить много усилий, чтобы выявить эти типологические параллели Ветхом Завете и Новом Завете. Доктор Дэвидсон говорит, что приводить аргументацию необходимо не от типа Ветхого Завета к новозаветному антитипу, а наоборот, следуя от небесного к земному. Такая позиция может иметь смысл только в том случае, когда идет речь о вертикальной типологии и святилища в общем, о чем и говорилось выше. Но кроме типологии святилища в качестве здания, нам важна и типология ритуалов и действий, которые выполнялись израильским народом, а их типология может быть горизонтальной. Что осознавал израильский народ в то время, исполняя такие ритуалы? Или же их выполнение было необдуманным механическим действом? Конечно же нет. Выше нами уже был разобран пасхальный ритуал, где мы ясно поняли, что Господь не указал бы исполнять ритуал, не раскрыв смысл оного. Это естественно, что они не видели воочию креста на Голгофе и спасителя Иисуса Христа умирающего за грехи мира, но они, хоть и смутно, видели в жертвенном агнце будущего искупителя, своей смертью дающего жизнь.
Нам видно, что распределение типологических взаимосвязей по принципу от типа к антитипу осуществимо и более того является и необходимым. Если человек не понимает, что выполняет, значит, будет верно утверждение некоторых богословов, что Ветхий Завет – это книга дел. Применяя такой метод, мы можем более тщательно раскрыть смысл тех ритуалов, которые ранее выполнялись в Ветхом Завете.
Дальнейшей нашей задачей будет исследование типологии ритуалов ветхозаветного святилища. Для решения этой задачи нам необходимо прибегнуть к помощи обратной типологии, т.е. от Ветхого Завета к Новому. Выберем для этого три основных пункта, другими словами отыщем три объекта Ветхого Завета и найдем типологическую связь с Новым Заветом. Такими объектами у нас будут: заместительная жертва (агнец), само святилище и священник. Разберем теперь каждый из них более подробно.
Еще в первой статье, рассматривая историю Авраама, мы выяснили, что его примером Бог хотел объяснить человечеству, что такое заместительная жертва, которой можно возместить грех. Не нужно и упоминать, что жертвоприношения являются достоверными историческими событиями. Все это показывало на будущую настоящую жертву, которая навеки поможет решить задачу греха и смерти. Посмотрим, что говорил Исаия указывая на эти события:
«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились…» (Иса. 53:57).
Каждый христианин знает, что такое предсказание сбылось в Новом Завете при жизни Иисуса Христа, который являлся реальной исторической личностью. Это событие описано в книге Деяния Апостолов, когда Филипп объяснял это предсказание Эфиопскому вельможе и тот осознав значение пророчества, уверовал во Христа. Из всего вышеизложенного видно, что во всех четырех основных типологических элементах: историческом, пророческом, сотериологическом, и эсхатологическом, есть заместительная жертва – Иисус Христос.
Несложно заметить, что все эти четыре элемента присутствуют и в типологии священник – Христос. У нас нет сомнений в исторической реальности священства Ветхого Завета. Мы знаем предсказательные слова Давида, которые можно прочесть в псалме 109: «клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». В те времена эти слова не могли быть сказаны касаемо Давида либо кого-то еще. Только по отношению к Иисусу могли быть произнесены такие речи, записанные в послании Евреям 5 и 7 главах.
Типологическая взаимосвязь земного и небесного святилища рассматривалась нами выше. Мы говорили о том, как в четвертой главе книги Откровения ап. Иоанн понимает реальный небесный храм. Необходимо лишь заметить, что типология земное–небесное святилище содержит и элемент предсказания. Пророк Амос говорит: «Он устроил горние чертоги Свои на небесах и шатер Свой утвердил на земле» (Амос 9:6, пер. с оригинала). В ответ на книгу Амоса профессор Калифорнийского университета Давид Фридман прокомментировал, что своим стихом пророк намеревался разъяснить, что существует два святилища: небесное, которое сотворил Господь, и земное, которое является отражением небесного. Господь пребывает в двух святилищах по-разному. Небесное воздвигнуто самим Господом, а земное – по Его указанию на основании образца небесного святилища.
В дальнейшем, основываясь на известные нам основные типологические связи, мы будем выстраивать типологию ритуалов в храмах.
* перевод М.П. Кулакова