Книга Бытия повествует нам о том, что вначале Господь создал небо и землю. Разве можно рассуждать о святилище в этой книге, если оно было воздвигнуто Моисеем до потопа. Теперь очень распространено мнение, что Моисей позаимствовал схему святилища у язычников, переделав его под поклонение Господу. Тот, кто так считает, сделал свои заключения исходя из исследований археологических раскопок и на основании накопленного христианского опыта в силу того, что в истории известны случаи перенимания обрядов у языческих народов. Сделал ли и Моисей подобное?
Эта статья расскажет нам о том, что отсутствие сооружения, не являлось помехой для того, чтобы существовали обряды и служение на более ранней стадии, о которых Моисей рассказывает в книгах Исход и Левит. Далее досконально рассмотрим результаты археологических исследований, чтобы сделать вывод, правда ли существует такое большое сходство между святилищем и языческими храмами.
Каин и Авель (святилище)
В четвертой главе книги Бытия изложена хорошо известная нам история о жертвоприношении Каина и Авеля.
«Каин принес Господу плоды земли, а Авель – наилучший дар из первого приплода стада своего. Господь одобрительно посмотрел на Авеля и его жертвоприношение, оставив Каина и его жертвоприношение без Своего одобрения. Каин сильно разгневался и взор его поник. Тогда сказал Господь Каину: «Отчего ты так сильно разгневался? Отчего поник взор твой? Если намерения твои добры, разве не поднимаешь ты голову? А если не добры, грех притаился у порога. Овладеть тобой он хочет, но ты можешь господствовать над ним.»*
Уже здесь мы можем увидеть тенденцию святилища, так как жертвоприношение является тем, что в дальнейшем будет происходить во святилище.
Конечно, многим эта история будет не по душе, ведь Господь отклонил жертву Каина. Почему он погрузил Каина в такое сильное разочарование? Чтобы это понять давайте порассуждаем о следующем.
Оба брата принесли дары, но Каин принес дар от плодов, иным словом «минха», а Авель от животных. Понятие минха встречается также в книге Левит: «Если какая душа хочет принести Господу «минха» («жертву приношения хлебного» – в русском переводе)»...(Лев. 2:1) Минха всегда означает жертву приносимую без крови. Что же неправильно сделал Каин, по сравнению с его братом.
Авель преподнес жертву «из первого приплода» (в Синодальном переводе используется выражение «от первородных, от тука их»). Согласно книге Левит, такой дар свершается за грехи. Иначе он назван как хатат, как собственно и само слово грех. Преподнести хатат, означает понять свой грех и свою вину перед Всевышним.
Каин же этого не признает, поэтому и жертвует минха.
Бог отвечает Каину: «Если делаешь добро, то не поднимаешь ли лица? а если
не делаешь доброго, то у дверей грех («хатат») лежит».(4:7). Трудно понять, какой именно грех и что это за двери имел ввиду Всевышний. В ином переводе вероятно вместо «греха» имеется ввиду «жертва за грех». Другими словами, если не творишь добро, необходимо совершить жертву за грех, т.е. хатат – так советует Господь Каину (1).
Любопытно, что в выражении «притаился у порога» (в Синодальном переводе используется выражение «у дверей лежит») явно прослеживается тема Святилища. В книге Левит Господь наказывает оставить жертву «у входа в скинию». Используется один и тот же термин «петах», который означает вход, дверь согласно Бытия 4:7. Даже такая мелочь имеет здесь очень большое значение. Но вновь вспомним про Авеля. Еще раз вернемся к четвертому стиху четвертой главы: «а Авель принес наилучший дар из первого приплода стада своего».
Посмотрим это в сравнении с нижеследующим предложением из книги Левит 4:19: «И весь тук его вынет из него, и сожжет на жертвеннике». Что мы здесь наблюдаем? Авель приносит жертву от первенцев стада, от их тука, т.е. он соблюдает определенный ритуал, а не бессмысленно убивает животное. Подробное описание такого ритуала мы можем прочесть в книге Левит. Отсюда можно сделать вывод, что первые люди знали смысл и порядок обрядов жертвоприношения. Им прекрасно было известно, когда и каким образом приносить жертвы Господу. И, несмотря на то, что святилище еще не воздвигалось, разнообразные служения уже происходили.
Ной и святилище
До этого момента мы обсуждали лишь два типа принесения жертв. Но этим разнообразие жертвоприношений не ограничивается. В 8-й главе книга Бытие рассказывает еще об одной жертве. Это жертва всесожжения или на еврейском «ола». Дословный значение этого слова будет «то, что идет вверх», иными словами это жертва, поднимающаяся ввысь в виде дыма. Такое жертвоприношение совершил Ной. Вот, что говорит Бытие 8:20: «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике».
Книга Левит подробно описывает нам, каким образом должно осуществляться такое жертвоприношение (Левит, 1:3,10,14). В ней приводится три типа жертв для ритуала всесожжения:
1) из крупного скота (3 ст.);
2) из мелкого скота (10 ст.);
3) из птиц (14 ст.).
Как мы видим, жертвоприношение Ноя полностью совпадают с этими предписаниями.
Когда мы прочтем эту историю далее, можно проследить еще одну связь с книгой Левит, касаемо еще одного жертвоприношения Ноя. В Бытие 8:21: «И обонял Господь приятное благоухание». Первая глава книги Левит повествует нам троекратное повторение: «это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу» (Левит, 1:9, 13, 17). Значит, мы вновь можем увидеть, как Ной исполняет хорошо знакомый ему обряд.
И вскоре, Господь, на горе Синай, напоминает и подробней разъясняет уже понятные и знакомые им указания. Е. Уайт в своей книге «Патриархи и Пророки» писал, что человек уже в саду услышал о плане спасения, когда сатана выслушивал свой приговор, затем ангелы более полно объяснили Адаму и Еве этот план. Прародители знали, ради искупления их греха сын Божий умрет на кресте.
Авраам и святилище
Изучая книгу Бытие, нельзя не обратить внимание на служение Авраама, который является отцом всех верующих. Разберем только две, более важных для нас истории. В 15 главе мы можем прочесть, что Всевышней Аврааму преемника. Авраам желает увероваться в правдивости намерения Господа. Тогда Бог отвечает ему: «Возьми Мне трилетнюю телицу, трилетнюю козу, трилетнего овна, горлицу и молодого голубя». Здесь приводится пять типов жертвенных животных. Давайте вновь посмотрим книгу Левит. В первой главе видим, что иные животные для жертвоприношения не брались, кроме тех, на которые указал Всевышний.
Как же поступает Авраам далее? Он берет указанных Богом животных и совершает
жертвоприношение, согласно условиям этого ритуала. Посмотри в сравнении Бытие 15:10 и Левит 1:6:
«Он взял всех их, рассек их пополам» (Бытие)
«И снимет кожу с жертвы всесожжения, и рассечет ее на части» (Левит)
В соответствии с книгой Левит птиц рассекать было не нужно. Также и в книге Бытие можно увидеть, что Авраам этого не делал. Итак, Авраам совершает жертвоприношение всесожжение, в точности соблюдая указания ритуала, который в дальнейшем будет проводиться во святилище.
В 22-й главе книги Бытие можем познакомиться с самым напряженным моментом в судьбе Авраама, когда Господь говорит Аврааму принести в жертву Сына Исаака (2ст.):
«Иди с ним в землю Мориа. Принеси его там в жертву всесожжения на горе, которую Я укажу тебе.»*
На еврейском языке сказано, что жертву надо принести как ола. Аврааму было известно, что нужно делать: необходимо разрубить, убить и тому подобное, т.е. сделать то же, что и жертвенными животными. Такое надо было совершить со своим единственным любимым сыном.
Что при этом думал Авраам для нас остается закрытым. Но очевидно, что таким повелением, Господь хотел разорвать завет с Авраамом. И подлинно стержнем договора Господа с Авраамом являлось обетование приемника. На это постоянно и указывал Всевышний с начала пути патриарха из Харана, из отцовского дома. При каждом появлении перед Авраамом, Бог напоминал о договоренности, повторяя клятву на протяжении многих лет. Авраам все потерял, по прошествии долгих двадцати пяти лет ожидания исполнения обета. Господь забирает вместе с сыном и надежду на благословенный народ.
Это естественно, что людям современным людям сложно понять такие мысли. Даже если человек в преклонном возрасте и у него есть внуки или правнуки, трудно представить, что будет с вашим поколением в пятом-шестом колене. Но для народов, существовавших в том далеком прошлом на ближнем востоке, огромным мучением было знать, что их поколение перестанет существовать даже и девятом колене.
Трудно Аврааму было это знать. Мало шансов, что вновь произойдет чудо и Сарра, которой сто десять лет, будет на сносях. Измаила изгнали, и он больше не возвратиться назад. На что еще можно надеяться?
Почему Господь принял решение расторгнуть завет с Авраамом? Кто-то может возмутиться, прочитав такой вопрос, ведь Авраам был дружен с Господом и безгрешен. Если вы так подумаете – это будет ошибочно. Библия не составлена по подобию книги жития святых. Библия говорит о человеке все как есть на самом деле, и плохое, и хорошее, в то время как житие святых рассказывает нам лучшее, что вобрал в себя человек.
Жизнь Авраама не была такой безупречной, как может показаться на первый взгляд. Вспомним как два раза, ради спасения своей шкуры, он предал жену свою, в Герраре, перед самым появлением своего сына Исаака и в Египте. Это предательство не могло не иметь последствий. В это время в Египте только стала обретать форму собственная религия, стержнем которой являлись спиритизм, поклонение мертвым и тому подобное. И не случись бы позорное изгнание Авраама из Египта, его влияние было бы огромно. Из-за таких нравоучений народу Египта затруднительно было что-либо поведать о Всевышнем. Но Господь был милостив и все прощал Аврааму.
Но, несомненно, самым нечестивым поступком патриарха стал грех с Агарью. Пойдя на поводу у своей жены Сарры, Авраам сделал ошибку, результат которой вылился в Арабо-Израильский конфликт, наблюдаемый в наше время. Самым его необдуманным действием было изгнание в конечном итоге из дома Агарьи с Измаилом. Это было серьезным проступком по отношению к божьему повелению. Ранее Авраам уже хотел выгнать Агарью, но Бог повелел возвратиться назад.
Именно это и стало причиной божьих испытаний, именно поэтому Господь сказал Аврааму принести в жертву Исаака. Непреодолимый путь! Невероятно трудно выполнить то, что повелел Господь. Следует отметить, что второй стих нам повествует: «Бог сказал: «Возьми, пожалуйста, сына твоего…». Т.е. Бог просит Авраама это выполнить добровольно, без принуждения. Хотя Всевышнему ничего не стоило бы просто послать Аврааму смертельную болезнь. Но Господь желает, чтобы Авраам прошел через это вместе с Ним, на одной из гор, на которую укажет Господь. Всевышней сам идет с Авраамом по этой мучительной дороге.
Впрямь, весьма трудно бывает нам следовать указаниям божьим. И когда уже немного отошел от Него, гораздо проще уйти еще дальше, чем возвратиться назад. Так и Аврааму, гораздо проще было не идти по предложенному Всевышним пути. Как же поступил Авраам?
«Рано утром Авраам собрался в путь, оседлал осла своего, взял с собой двух своих слуг и Исаака, сына своего, и, нарубив для всесожжения дров, направился к месту, о котором говорил ему Бог. На третий день пути Авраам увидел в дали это место»*
Что же заставило Авраама послушать Господа. Рассмотрим 11 главу из еврейского послания:
«Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить».
Вы сразу можете решить, что речь шла о немедленном воскресении, но из приведенного текста нельзя узнать, когда это случиться. Несомненно Авраам был уверен, что сын его воскреснет, так и Марфа верила в воскресение брата Лазара, говорив Иисусу: «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» Иоанна 11:26. Но возможно ли, что подобные мысли, могла позволить отцу сделать такое со своим сыном!?
Ответ будет отрицательным. Давайте посмотрим, какие еще у Авраама были причины. Возвратимся к отрывку из Быт. 22 главы:
«На третий день пути Авраам увидел вдали это место. «Останьтесь здесь, посмотрите за ослом, – сказал Авраам слугам своим, – а мы с сыном пройдем дальше, поклонимся Богу и вернемся к вам». Взял Авраам дрова для всесожжения и положил их на плечи своего сына Исаака, а сам понес огонь и нож. И когда шли они вдвоем, Исаак заговорил с Авраамом, отцом своим. «Отец!» – промолвил он. «Что сын мой?» – отозвался Авраам. И тот спросил: «Есть у нас огонь и дрова, но где же агнец для всесожжения?». «Сын мой!» –сказал Авраам, – Бог уготовит Себе Агнца для всесожжения». И шли они дальше вдвоем»*
«Бог уготовит» – вот, что двигало еще Авраамом. Патриарх понимал, что Господь все делает только для нашего спасения. И даже если в нашем понимании указания Господа неправильные и приведут к гибели, мы должны отказаться от этих мыслей и вспомнить, что Бог выше наших собственных выводов. Всевышний знает наше будущее, а мы его можем лишь предположить и планировать. Нужно просто доверять Господу. И Авраам ему доверял. И это доверие подтверждалось поступками патриарха, как мы можем прочесть в писании Иакова 2:21: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?». Авраам предпочел пройти по трудному пути вместе с Господом, чем пойти по легкому, но одному.
Давайте далее проследим последние шаги Авраама и Исаака на пути к горе Мориа.
«А когда они пришли на то место, которое указал ему Бог, Авраам поставил там жертвенник и разложил на нем дрова. Завершив приготовления, он взял Исаака, сына своего, и положил его на жертвенник, поверх дров. Авраам уже взял нож, чтобы убить сына своего, но в тот же миг ангел Господень воззвал к нему с неба: «Авраам! Авраам!» «Да», – откликнулся он. «Не поднимай руки на юношу, – прозвучало повеление свыше, – не делай ему ничего худого! Теперь я знаю, что почитаешь ты Бога – ради Меня не отказался ты пожертвовать сыном своим, своим единственным».* Быт 22:912.
С души сразу спадает камень, прочитав этот отрывок, мы понимаем, что Господь не хотел такой жертвы, а все было лишь тяжким испытаем. Но не нужно спешить, прочтем еще один стих:
«Оглянувшись, Авраам увидел позади себя барана, запутавшегося в зарослях рогами. Пошел Авраам, взял барана и принес его во всесожжение вместо сына своего»* Быт 22:13.
Из этого мы можем сделать вывод, что кроме проверки на послушание патриарха, Господь хотел преподать ему не один урок.
Первый урок – урок о жертве, которую можно заместить. Сын должен был стать жертвой, но вместо него стал жертвой агнец.
Вероятно, Авраам не рисовал в своих мыслях Распятие на Голгофе, но из этого случая он мог сделать вывод, каким образом человечество будет спасено. Человек останется жить, если взамен ему жертвой станет агнец, отобранный Богом.
Второй урок заключается в том, что Авраам должен был осознать, что заместительная жертва поможет решить любые сложности. Даже если Господь недоволен действиями патриарха и надежды нет на то, что божий завет свершиться, все же можно найти решение – использовать заместительную жертву. Своей кровью Агнец восстановил связь с Господом и человеком.
Нам не ведомы мысли Авраама в то время и как он видел смысл жертвоприношения до этого происшествия. Но патриарх совершенно определенно понял, что необходимо дожидаться в жизни того самого овна.
В иудаизме это событие носит название «Акеда». Талмуд рассказывает, что если человек испорченный грехом, приходил в храм для совершения жертвоприношения, обязанностью священнослужителя было прочесть ему из Торы историю Авраама. Так, не зная о Голгофе и предначертанном искупителе, израильтянин знал, что совершает заместительную жертву. Впоследствии, человек с помощью заместительной жертвы мог увидеть преднамеченного Агнца, который через свою смерть подарит человеку жизнь. В этом и заключается глубокий смысл принесения жертвы. С точки зрения нравственности жертвоприношения можно объяснить так, что грешник, убивая несчастное животное, должен осмыслить совершенный грех, смотря на кончину животного. Такое разъяснение является не полным. Дав указание Аврааму жертвовать своего сына, Бог открыл патриарху будущее, явив ему намеченного искупителя, который своей жертвой принес человечеству возможность жить, также как благодаря агнцу, дарована жизнь Исааку.
1. Проблемной для расшифровки является вторая часть в тексте «он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». Дело все в том, что у евреев «хаттат» женского рода. Если в писании излагалось о превосходстве над грехом и о самом грехе, тогда оригинал выглядел бы следующим образом: «она влечет тебя к себе, но ты господствуй над ней». Но мы видим, что в тексте употребляются местоимения «он», «ним», а это означает, что они не имеют ничего общего с предыдущей фразой. Некоторые исследователи прослеживают связь с Быт. 3:16 в дословном переводе части текста «у него влечение к тебе, а ты будешь господствовать над ним». В 3:16 отрывок повествует о господстве мужа над женой. Есть вероятность, что Господь этим дает понять Каину, что если он надлежащим образом принесет жертву, то будет господствовать над Авелем по первородному праву.
*перевод М.П. Кулакова