грех, жертва, человек, ритуал, священник, жертвенник, кровь, иисусНаиболее важным жертвоприношением, свершаемым во святилище, являлась жертва за грех. Ее должно было приносить в случае, когда человек оплошно совершит что-то против заповедей Божьих. Жертва за грех, на еврейском «хаттат», отличалась от других жертвоприношений тем, что совершать ее надо было за провинность, а не в по желанию своему.

Рассматриваемый нами ритуал, согласно четвертой главе книги Левит, делиться на две составляющие. Первая включает с 3 по 21 стихи, где говориться о том, что этот ритуал проводится в случае, когда согрешил священнослужитель или народ Израиля в целом. Вторая  – с 22 по 35 стихи – в случае греховных деяний отдельного человека. Эти составляющие нужно разбирать отдельно.

 

Жертва за грех личности

 

Четвертая глава книги Левит с 22 по 35, а также шестая глава с 25 по 30 стихи описывает нам правила жертвоприношений за грех, принесенные старшим в общине и обычным израильтянином. В данной ситуации проводиться один ритуал, но с небольшой разницей. Необходимо было принести в жертву разные животные. Давайте, точнее разберем повеления Господа.

«Когда же из простого народа впадет кто в грех, уклонившись от какой–либо из заповедей Господних, неумышленно нарушит то, чего нельзя нарушать, и тем навлечет на себя вину…»* (Лев.4:27­31).

И далее:

«…сказать Аарону и сыновьям его: «Обряд жертвоприношения за грех таков: заклание этой жертвы должно совершаться пред Господом на том же месте, где закалывают жертвы, сжигаемые полностью, – это великая святыня…»* (Левит 6:25­26).

Вот как будет представлена динамика этого ритуала:

1. Возложение руки на голову жертвенного животного за грех (Левит 4:29).

2. Умерщвление жертвы (Левит 4:29).

3. Действие священника с кровью (Левит 4:30):

а) возложение части крови на роги жертвенника;

б) выливание остальной части крови к подножию жертвенника.

4. Действия над тушей животного:

а) отделение тука (Левит 4:31);

б) сжигание тука;

в) съедание мяса священником (Левит 6:26).

Отсюда следует, с одной стороны ритуал жертвы за грех имеет схожесть с ритуалом всесожжения, а с другой ¬– и существенную разницу с действиями связанными с кровью и тушей жертвы.

 

Действия над кровью

 

Изучая жертву всесожжения, мы узнали, что кровь отождествлялась с грехом. Также мы выяснили, что в этих обоих ритуалах путем возложения руки, грех переходил на жертвенное животное, а затем с кровью на жертвенник.

Но в ритуале жертвы за грех такое действо происходило иным путем. В ритуале всесожжения жертвенник кровью окроплялся со всех сторон и лишь за счет стекания капель попадал на него, то в ритуале за грех большая порция  крови выливалась к основанию жертвенника и кроме того священник еще мазал кровью роги жертвенника. Какое это имело значение?

В переводе намеренно используется именно слово «роги», а не привычное нам «рога». Таким образом делается акцент на то, что «рог» – это технический термин (по-еврейски «керен»).  Весьма затруднительно в точности сказать, как выгляди роги жертвенника. Многие исследователи считают, что они представляли собой четыре выступа в углах жертвенника. Не исключено, что они были сделаны лишь для удобства перемещения жертвенника. Однако «роги» в библейских писаниях встречаются довольно часто, а значит, у них было не только служебное предназначение. Преступник, прикоснувшись к рогам жертвенника всесожжения, таким образом молил Господа о защите. Рассмотрим следующий пример из 3 книги Царств 1 главы в 50 и 51 стихах: «Адония же, боясь Соломона, встал и пошел и ухватился за роги жертвенника.  И донесли Соломону, говоря: вот, Адония боится царя Соломона…». Отсюда видно, что Адония боясь, что его убьют, просил таким образом защиты у Господа.

В 21 главе 14 стихе книги Исход  можно прочесть: «Того же, кто ближнего своего убьет намеренно, коварно напав на него, предай смерти, хотя бы он и убежал к жертвеннику Моему и искал подле него защиты»*. Таким образом мы видим, что Господь не будет брать под свою защиту, человека, совершившего такое тяжкое преступление, хотя он и схватился за роги жертвенника.

Поэтому Господь и указывает нам, чтобы при совершении ритуала произошло соприкосновение крови с рогами жертвенника. Сделав это, оступившийся человек получал Божью защиту.

 

Действие над тушей животного

 

Вы могли уже обратить внимание на то, что такие действия над тушей животного весьма схожи с действиями при мирной жертве. Но существует и различие: при жертвовании за грех мясо животного съедалось священнослужителем. Это мы можем увидеть в 26 стихе 6 главы: «И священнику, который приносит жертву за грех, надлежит есть ее мясо; есть его должно на святом месте, во дворе Шатра Откровения»*. Какое значение имело такое указание? И какова роль священнослужителя в жертвоприношении? Понять это мы сможем, прочитав в книге Левит  10 главе 17 стих. Говорит Моисей священникам: «…Почему вы не ели на месте святом мясо жертвы за грех? Ведь это святыня великая, и дана она вам, чтобы вы брали на себя греховное бремя общины и удаляли его, восстанавливая единение народа с Господом…»*. Отсюда следует, что употребление мяса жертвенного животного за грех – это не такое простое занятие, как может показать на первый взгляд. Это святое действо, с помощью которого священнослужитель освобождал человека от греха. Как это происходило? И вновь нам придется вернуться к истории и культуре древнего Израиля. По-еврейски слово «наса», в русском переводе «снимать», наделено глубоким смыслом. Но главное его значение – «носить». Глагол «наса» часто употребляют, когда говорят о прощении. Если посмотреть, то в русском я зыке глаголы «прощать» и «забывать» являются синонимами. «Забудем все, что было», - мирясь говорят люди. У семитов прощение связано с другими понятиями. Если в Библии встречается выражение «прости вину мою», его значение будет иметь смысл «понеси на себе вину мою» или «забери мою вину». В этом и есть большая разница.

Если вдруг близкий вам человек обидел вас грубым словом, но затем попросил у вас прощения, ведь нет ничего сложного в том, чтобы простить его, хоть у некоторых это вызывает эмоциональный дискомфорт.

В ситуации, когда друг взял что-либо в пользование на время, но нехотя сломал это, что нужно сделать? Несомненно, нужно простить его. И продолжать поддерживать теплые отношения и чувства к нему. Но если у друга на этот момент нет средств устранение неисправности, то чинить придется вам. В результате выходит, что вы не просто «забываете» другу оплошность, но и отвечаете за последствия.

Посмотрим, что твориться с жертвой. Агнец, взявший на себя вину грешника, после съедания становиться частью организма священника. Т.е. теперь священнослужитель принимал на себя вину и условно вносил ее во святилище.

Многие исследователи считают, что совершая жертву за грех, израильтянин таким образом просто поддерживал священнослужителя в материальном плане. Давайте разберемся, есть ли в этом утверждении смысл? Существует одна особенность. Жертвенное мясо за грех съедалось вареным, в то время как мирной жертвы выпекалось на огне. Это одно из главнейших отличий рассматриваемых здесь нами ритуалов: сваренное мясо, притом без соли, вряд ли можно назвать лакомством. Это больше похоже на пресную, неаппетитную еду, не приносящую удовольствия от ее вкушения. Тем самым Господь давал понять, каким неприятным для него является грех.

Всевышний сурово смотрел, чтобы вкушаемое жертвенное мясо не переросло в чревоугодие. Книга Царств 2 глава приводит нам пример, как священнослужители Офни и Финеес, сыновья Илия, жертвенное мясо вкушали жаренным. Бог говорит, что это ничто иное как «великое зло», так как, вкушая мясо жертвы, священник должен был выполнить задание Божие по очищению от греховного, которое свершил человек. Священнику необходимо было глубоко понимать всю ответственность и тяжесть греха, и чревоугодие здесь никак не могло присутствовать.

 

 

Типология жертвы за грех

 

Чтобы разобраться в типологии жертвы за грех, нам необходимо сделать сравнение с жертвой всесожжения. Припомним значение жертвы всесожжения. Это указание на прощение Иисусом Христом греховного человека. Это прощение имеет две важные составляющие: первая, что Бог оправдывает и отпускает все грехи, содеянные когда-то; второе, создает завет с человеком в его обновленной благочестивой жизни.

Так в наши дни мы соглашаемся с тем, что мы грешны, заключая завет с Иисусом с помощью крещения. Даже если мы не делали каких-то серьезных проступков, все равно мы признаем, что природа нашего имеет грешный характер, и мы склонны к его совершению и нам не достичь идеала. Оправдываясь перед Христом, мы отказываемся от грешной природы. Так и случалось в ветхозаветные времена при принесении жертвы всесожжения.

Как не жаль, но только отказа от нашей грешной сущности и совершенных грехов, мало для новой благочестивой жизни. Человек часто ошибается. Эта грустная истина по отношению к человеку была верна во все времена. В книге Притчей в 24 главе 16 стихе написано, что хоть праведник и ошибется много раз, но исправиться, и будет жить дальше, а нечестивый «впадет в погибель».

В Ветхом Завете слово «праведник» не нужно понимать, что это человек, который совсем не совершал грехов. Это человек, который получил оправдание Всевышнего. Данное утверждение доказывает Соломон, говоря, что и праведник может совершить проступок.

О том же утверждает и апостол Иоанн: «Когда говорим, что без греха мы, обманываем самих себя и нет в нас истины»* (1 Иоанна, 1: 8). Даже, если мы сошли с греховной тропы, все равно греховная сущность может управлять нами, и мы нехотя грешим. Как же следует нам поступать в данных ситуациях? В нашу новозаветную эпоху мы имеем преимущество в том, что можем исповедаться Иисусу Христу и заслужить оправдание. Читаем в 1  Иоанна  1:9: «Если же мы свои грехи признаем, то Бог, верный и праведный, прощает нам их и очищает нас от всякого нечестия»*. В ветхозаветное время Господь дал возможность совершать жертву за грех, тем самым исповедуясь перед Господом в грехе, совершенном по неосторожности.

Богословы нашего времени называют освящением регулярное обращение к Господу за отпущением грехов. В словаре Церкви  Адвентистов Седьмого Дня можно найти, что современные богословы называют освящением процесс эволюции характера.

В Первом послании Тимофею (6:11) апостол Павел дает освящению определение как «праведности, благочестию, вере, любви, терпению, кротости»*. В Послании к Римлянам (12:2) от говорит, что это «'полное' обновление ума 'вашего'»*.  Послание к Колоссянам (2:6-7) видим: «Так вот, коль вы приняли Христа Иисуса,… продолжайте жить в Нем,…укрепляйтесь в вере…и будете вы исполнены 'радости и' благодарности»*. Мы видим, что ап. Павел хочет сказать, что спасение не заканчивается созданием завета с Всевышним. Отношения должны укрепляться и совершенствоваться вместе с характером человека, что самим нам не по силе. Мы постоянно просим Господа помочь нам и простить грехи наши. От Иоанна в первом послании мы можем прочесть (1:9), что Господь прощает, или как мы уже узнали «берет на себя» наши грехи, и таким образом чистит нас от всякой лжи, улучшая нашу сущность, освобождая нас от склонности к греху. Посмотрим, что показывает нам типология жертвы за грех в Новом Завете. Здесь жертва за грех обозначает Иисуса Христа, который понес на себе наш грех и освятил нас.

Что же было открыто Израильскому народу? Представляли ли они будущего Агнца, который возьмет на себя их грехи? В шестой главе книги Левит мы можем увидеть, что это не так, потому что в жертвоприношении принимал участие и священнослужитель. Собственно ему предстояло вкушать мясо жертвенного животного, тем самым перекладывая на себя грех.

Значит, израильский народ понимал, чтобы очиститься то определенного греха, нужно не только смерть жертвенного животного. Даже в ситуации, когда случайным образом кто-то отступил от Божьей заповеди, необходимо была помощь священника, которому приходилось нести на себе грех человека, занося во святилище. Только тогда грех уже не мог нести угрозы человеку, который в нем покаялся. Таково было предназначения Иисуса Христа, как и говорилось в вещем псалме Давида в 109 главе 4 стихе: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека». В первом послании апостола Иоанна во 2 главе 1-2 стихах читаем: «Дети мои, пишу вам это, чтобы вы не грешили. А если бы и согрешил кто 'из вас', то 'ведь' есть у нас Заступник - Иисус Христос, Праведник. Который рядом с Отцом…»*. Из приведенного отрывка видно, что сын Божий выступает и спасительной Жертвой и Просящим за наши грехи.

Слово «прошение» зачастую воспринимается неправильно. Большинство людей считают, что Иисус, когда-то выступивший жертвой, чтобы нести на себе грех народа, и вознесшийся через кровь в Небесное Святилище, находиться у престола Господнего и просит рассерженного Отца Своего смиловаться над грешниками.  Конечно же это не так. В данном содержании, говоря об Иисусе, как Просящем, Иоанн использует слово «параклетос».  Такое же греческое слово использовано и в 16 главе Евангелии от Иоанна, где Иисус упоминает о Святом Духе, говоря, что он Утешитель. В данной ситуации и Христос и Дух Святой несут одинаковую миссию. Только один выполняет ее на земле, а другой – на небе. Нашим Утешителем будет Иисус Христос, так как попав на Небеса, он начал нести службу для нашего очищения. Это мы можем прочесть в Послании к Евреям в 7 главе, где апостол Павел приводит цитату из Псалма 109:4: «В Писании' такое и дано 'о Нем' свидетельство: "Ты священник навеки по чину Мелхиседека"»*. А далее он говорит, что Иисус своей службой на Небесах замещает священнослужителей Ветхого Завета, в роли «поручителя» Нового Завета.

Используя положения принятые в типологии, видим, что в ритуал жертвы за грех имеет все три составляющие Ветхого Завета, а именно: храм, священнослужитель и агнец. Отсюда следует, что наше спасение не зависит только лишь от жертвенника. Одной просьбы Господу отпустить нам грехи наши очень мало. Всевышний простит нам, но надолго ли нам этого хватит, ведь для многих безбожные поступки являются составляющей их сущности? Посмотрим, что говорит Давид:

«Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною…» Пс. 18:13­14.

Здесь Давид не просто молит Господа взять с него грех, ему нужно гораздо больше. Он желает, чтобы Бог своим всемогуществом помог избавиться от склонности к грехопадению. Это единственный путь к избавлению от греха. Для достижения этой цели Господь будет использовать все ресурсы святилища. В типологии жертвы за грех присутствует также и историческая сторона. Это мы можем прочесть в послании к Евреям:

«Так и Бог к клятве прибег, чтобы яснее показать ждавшим обещанного наследства непреложность воли Своей…»*(Евр 6:17-20).

Так и поступил Христос попав на небо. В небесном храме он продолжил свою миссию, которую начал на Голгофе и работал над нашим освящением.

Изучая ветхозаветную типологию и задачу священника в ритуале жертвы за грех, можно сделать вывод, что совершая жертву, рядовой израильтянин ждал не только подлинного грядущего Агнца, но и подлинного Священника, который понесет его грех на Себе. Священник заберет его в Небесное святилище и там оно окончательно будет уничтожено, и человек освободиться от этой тяжести.

 

Ритуал за грехи народа

 

В книге Левит мы можем познакомиться с описанием ритуала за грех всего народа:

«Если же вся община Израиля, того не замечая, впадет неумышленно в какой–либо грех, уклонившись от заповедей Господних, нарушит то, чего нарушать нельзя, и тем навлечет на себя вину…»*(Левит 4:13-21).

Легко проследить, что в данной ситуации священник не вкушал жертвенного мяса. Это происходило отчасти потому, что ветхозаветный священник не в полной мере отвечал своему уровню совершенства, о чем мы можем узнать из  Послания к Евреям:

«Всякий первосвященник, из людей 'на служение' призываемый, для людей и предстает перед Богом, чтобы приносить дары и жертвы за грехи...»* (Евр. 5:1-2).

Священнослужитель, который проводил этот ритуал, также относился к греховному народу, и потому, на нем также лежал грех. Отсюда следует, что было бесполезно вкушать жертвенное мясо. Первосвященнику надлежало внести грех в храм, возложить кровь жертвенного животного на роги жертвенника и окропить завесу этой кровью. Туша жертвы убиралась за пределы стана и там придавалась сжиганию. Этот ритуал, несомненно, показывал народу Израиля все значение священнической службы, которая впоследствии должна была реализоваться в Иисусе Христе. Он своей жертвой берет на Себя грех любого из нас и всего народа в целом, так как Иисус «дабы освятить народ Своей собственною кровью, за стенами города пострадал»* (Евреям 13:12). Христос в одно время вобрал в Себя все характеристики подлинной жертвы и подлинного Священника, что требуется для окончательного уничтожения греха. Вот, что говорит апостол:

«Это тот именно Первосвященник, какого так недоставало нам: святой, злу не причастный, непорочный, от 'нас', грешных, удаленный и выше небес вознесенный…»* (Евреям 7:26­27).

 

* перевод М.П. Кулакова