Давайте приступим к изучению плана создания святилища. Сначала вы можете подумать, что такое занятие весьма скучно, но взглянув пристальней на некоторые подробности, увидите, сколько необычного и интересного вас ждет.
Если разбирать текст создания святилища в полном объеме (книга Исход, глава 25-31), написанный по повелению Господа, вы увидите, что он завершается напоминанием праведности дня субботнего. Во множестве стихов встречается изречение «и сказал Господь» (25:1, 30:11, 20:17, 30:22, 30:34, 31:1), как и в первой главе книги Бытие, где мы можем каждому дню Божьего творения сопутствуют такие слова.
Еще один замечательный факт можно обнаружить, тщательно рассмотрев план возведения скинии. В книге Исход шаг за шагом повествуются Божьи указания касаемо: ковчега (25:10-22), стола для хлебов предложения (25:23-30), светильника (25:31-39), покрывал из виссона (26:1-6), козьей шерсти (26:7-13), покрова из бараньих кож (26:14), брусьев и подножий (15:2526), наружных (26:26-27) и внутренних шестов (26:28), золотых окладов для брусьев (26:29), внутренней (26:3133) и входной (26:3637) завесы, медного жертвенника (27:1-8), завесы двора (27:915) и для ворот двора (27:16).
В итоге получается 15 элементов в приведенном выше описании. Но не нужно думать, что святилище больше не имело никаких элементов. Несмотря на это, выходит именно 15 деталей. В этом нет случайности. Если внимательно посмотреть книгу Бытие первую главу, выясниться, что и здесь содержится 15 шагов сотворения мира. Давайте сравним эти отрывки в следующей таблице.
№ элемента |
Возведение святилища, |
Сотворение земли, |
|
глава:стих |
элемент |
||
1 |
25:10-22 |
ковчег |
небо |
2 |
25:23-30 |
стол для хлебов предложения |
земля |
3 |
25:31-40 |
светильник |
свет |
4 |
26:16 |
завесы из виссона |
твердь посреди |
5 |
26:7-13 |
покрывала из козьей шерсти |
суша |
6 |
26:14 |
покров из |
зелень, трава, сеющая |
7 |
15:25 |
брусья и |
дерево плодовитое |
8 |
26:26-27 |
наружные шесты |
светило большее, для |
9 |
26:28 |
внутренние |
светило меньшее |
10 |
26:29-30 |
золотые |
пресмыкающиеся |
11 |
26:31-35 |
завеса внутренняя |
рыбы большие |
12 |
26:36-37 |
завеса |
скоты |
13 |
27:18 |
медный |
гады |
14 |
27:9-15 |
завеса |
звери земные |
15 |
27:16-19 |
завеса |
человек |
Читателю в наше время, вероятно, тяжело увидеть связь в этих текстах. Но для мышления семитского народа она была легко уловима и своей очевидностью показывала то, что постройка святилища ведется по Божьему замыслу как и сотворение мира.
Поэтому совсем не удивительно, что нет наглядного зримого плана святилища. Мы встречаем точные указания по поводу возведения святилища, но не видим намеков на какой-либо чертеж. Тем, кто изучает Ветхий Завет весьма затруднительно воспроизвести модель скинии и быть уверенным в том, что эта модель повторяет оригинал. Также и в тексте о сотворения мира мы не встречаем никакого плана, а находим лишь описание алгоритма действий. Для нас эта истина прикрыта таинственной завесой.
Следует заметить, что возведение скинии не только намекало на сотворение, но и на скорое обновление земли.
По аналогии с Эдемским садом, вход в скинию располагался с восточной стороны. Адам со своей семьей преподносили дары к вратам в райский сад. Теперь вход в скинию уподобился вратам Эдема. Придя в этот храм, поклоняющийся как будто притрагивался к грядущей обновленной земле. В безграничной пустыне, опаленной горячим солнцем, взгляд израильтянина падал на блистающую красотами скинию, украшенную разнообразными изящными растениями. Множество драгоценных камней и металлов, присущих святилищу язычников, вызывало внутри человека особые чувства и воспоминания о потерянном рае и поворачивало души богомольцев к Новой Земле.
В дальнейшем, когда был воздвигнут храм Соломона, он был убран невиданным богатством и роскошью. Было сделано еще больше рисунков растений, хотя остальные ритуальные объекты не менялись. Обилие убранств храма Соломона вновь навевает воспоминания о райском саде и пробуждает предвкушение прихода Царства Божьего в своем величие и красе.
Все вышеизложенное становиться более понятным, когда мы разберем видение пророка Иезекииля, в котором ему был показан якобы идеальный храм (Иез. 47:1–12):
«Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из–под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из–под правого бока храма, по южную сторону жертвенника…»
Это видение открывает нам глубокий замысел Господний: возвратить человечеству Эдемский сад. Следует заметить, как сильно Новая Земля перекликается с понятиями искупление и святилище: вода, как знак бесконечной жизни, струиться из святилища.
В итоге вот, что мы можем пронаблюдать: схожесть объектов конструкции; внутреннее декорирование и отделка; увеличение роскоши от скинии к храму Соломона и от него к храму Иезекииля; вход с восточной стороны; ясное Божественное пребывание как в Эдемском саду, в скинии, в храме Соломона, в видении Иезекииля.
Приведенное нами выше открывает эсхатологический смысл скинии и храма, указывает нам на уже прошедшее и грядущее. Ни один из элементов в замысле спасения не носит случайный характер. От рождения мира и до завершения истории Божественный план остается постоянным и понятным для выполняющих Его повеления.