В настоящее время человеку будет не просто разобраться в значении очистительных жертв. Такую жертву должно было совершать после рождения ребенка, либо же человек, излечившийся от проказы. Человек считался «нечистым», если из его организма происходили какие-либо истечения, как, например, из загноившейся раны. Женщина же считалась «нечистой» в период менструального цикла или при любых других кровотечениях.  Таких людей должно было отгородить от общества на определенное время.

В книгах Левит (12-15 главы) и Числа (19 глава) точно рассказывают нам, в каком порядке и в какой ситуации необходимо было приносить очистительную жертву.

Так, например, роженица в зависимости от пола младенца могла находиться в изоляции 60 или 33 дня. После завершения менструации либо какого-либо другого кровотечения, женщина считалась «нечистой» еще одну неделю. Человек, заболевший проказой, уходил за пределы стана. Все те, кто считался «нечистым» не имели права заходить в скинию. После завершения срока  изоляции должно было совершать очистительные жертвы.

Большое число очистительных жертв включало в себя жертву за грех и жертву всесожжения (Левит 12:6, 15:14­15, 29­30). Чем провинились эти люди? За какую провинность должно было совершать жертвы? Почему им запрещено было посещать скинию?

Чтобы разобраться в данных вопросах, давайте сопоставим некоторые определения, приведенные в жертве за грех и очистительной жертве. При завершении жертвы за грех, смотрим: «…священник совершит служение ради согрешившего и тем восстановит его единение с Богом – и простится тому грех его»* (Левит 4:35). Далее в книге Левит, читаем: «…священник совершит служение пред Господом, чтобы восстановить с Ним единение женщины, лишившейся чистоты в дни ее кровотечений»*  (Левит 15:30). Если сопоставить приведенные примеры, видно, что во втором примере нет какого-либо греха и его прощения. Что можно забыть человеку, который испытывает муки? Такое сопоставление точно нам показывает, что в Библии «нечистота» по болезни не являлась грехом. Исследователи говорят о таком состоянии, как о ритуальной нечистоте. Такая ритуальная нечистота имела 6 степеней, в зависимости от которых должно было совершать определенные очистительные ритуалы. Давайте рассмотрим эти степени в следующей таблице, показав их в порядке уменьшения тяжести.

 

Степень

Тип нечистоты

Книга

(глава:стих)

Срок

 изоляции

Очистительный

ритуал

1 степень

(наиболее тяжкая)

Проказа

Левит 13,14

Больной проказой уходил за пределы стана и мог быть объявлен «чистым», после регулярных осмотров священника. Очищение свершалось на восьмом дне по окончании болезни

Священник давал указ принести двух чистых птиц. Одна закалывалась, вторую окунали в кровь первой птицы и выпускали на волю. На восьмой день привести двух ягнят мужеского пола и одну годовалую овцу, три десятых части от меры лучшей муки, сдобренной оливковым маслом и один лог оливкового масла отдельно. Один агнец приносился в жертву повинности, другой – во всесожжение. Овца служила жертвой за грех. Елей кропился в скинии пред Богом, а затем вместе с кровью жертвы повинности мазался на мочку правого уха, на большой палец правой ноги и руки.

2 степень

Роды

Левит 12

Зависело от пола новорожденного, продолжалась 33 или 60 дней

Жертва за грех

и всесожжение

3 степень

Кровотечение  у  женщины  

Левит 15:25­30

Восемь дней после выздоровления

Жертва за грех

и всесожжение

Гнойная рана

Левит 15:1­15

4 степень

Прикосновение к  мертвому

телу

Числа 19

Семь дней

Пепел

рыжей коровы

5 степень

Менструация

Левит 15:19­24

Семь дней

Нет надобности

6 степень

Прикосновение к  имеющему

нечистоту

Лев 15:11, 21, 27

До вечера

того же дня

Выстирать одежды и

вымыться самому

Поллюция  у  мужчины 

Левит

15:16­17

Половой акт

Левит 15:18

 

Тот, кто первый раз знакомиться с данными правилами, может показаться, что обычные законы гигиены. В отношении проказы это можно допустить. Но разве родившая женщина имеет какую-либо заразу? И можно ли назвать кровотечение инфекцией? В чем смысл с гигиенической стороны семь дней считаться человеку «нечистым» похоронив кого-либо? Обдумывая все это, можно сделать заключение, что нет ничего общего между ритуальной чистотой и правилами гигиены и санитарии.

Те правила, которые мы читаем в книге Левит с 12 по 15 главы,  отличны от правил санитарии о чистой и нечистой пище, рассказанных в 11 главе по трем следующим признакам. Первое, термин «нечистый», которое используется в 11 главе (шэшэц), а также с 12 по 15 главы (тамэ) у евреев имеют абсолютно различное значение. Второе,  11 глава не говорит нам, что в случае потребления кем-либо мяса нечистого животного, он сам станет нечистым. И третье, не существует очистительного ритуала для того, кто употребил в пищу нечистое животное. Человек не следует повелению Господа и тем самым совершает грех. Ему нужно покаяться. В ситуации ритуальной нечистоты она обязательна. В случае болезни женщины, сопровождающейся кровотечением, ей необходим надлежащий уход. Все нужно содержать в чистоте: постель, одежду, посуду. В Библейском писании есть  указание, что нельзя трогать постель больного. Читаем: «Каждый, кто прикоснется к ее постели в это время, должен выстирать одежды свои и вымыться – и до вечера будет нечист…»* (Левит 15:21-22). В Библии предписано, что тот, кто прикоснулся, должен омыть одежды и не посещать скинию до самого вечера. Отклонившийся от закона или вкусивший нечистую пищу будет нести ответственность за свой грех перед Господом.

Какой же смысл во всех очистительных жертвах?

В данной ситуации мы встречаемся с явлением проклятия, которое появилось в результате греховного поведения Адама и Евы. До сих пор мы разбирали с вами жертвы за моральные, замышленные и случайные провинности. Но кроме того, что человек совершает грешные поступки, его сущность уже изначальна греховна от рождения. Нам от предыдущих поколений достается склонная к болезням и смерти натура. Мы не берем на себя случившийся первый грех, но его последствия приносят нам мучения и сейчас. Примером может служить такой естественный для всех процесс как рождение ребенка, который приобрел болезненность после первородного греха.

Кровоточащие и гноящиеся раны, проказа и смерть – наглядные симптомы проклятия, про которое Господь поведал Адаму следующее:

«…за то, что ты послушался жены своей и отведал плода того дерева, о котором тебе было сказано: «Не ешь плоды его“, проклята земля за тебя; плоды ее будут доставаться тебе трудом тягостным  все дни жизни твоей…»* (Бытие 3:17­19).

Еве же Господь сказал: «…Многие тяготы в беременности твоей уготованы Мною тебе, в муках рожать детей будешь…»* (Бытие 3:16). Также и на близости женщины с мужчиной и истечении семени наложены последствия страшного греха первородного. Давид сказал, что он зачат в преступлении и рождение его произошло во грехе. Хотя Господь и оставил повеление плодиться, уже никто не сможет родить праведного человека, так как проклятием поражены даже человеческие гены.

Но не вечны муки человечества. Господь заберет страдания в день Своего пришествия. Дав Своему избранному народу совершать очистительные жертвы, Он указывал на грядущее спасение их греховной сущности и на избавление от любой нечистоты.

Принимать участие в таких очистительных ритуалах было очень тяжело человеку. Пока продолжалась болезнь, человек не мог придти в храм на службу. Несмотря на то, что на нем не лежало проклятие, человек должен был преодолеть результат первородного греха: тяжесть болезни, беременности и даже смерть. При ритуалах очищения жертвы были идентичны жертвам, приносимым при рассмотренных уже нами ритуалах, за исключением мирной жертвы.

Если человек приносил жертву за грех, это никак не могло обозначать, что он его совершил. Рассматривая через призму ритуальной динамики, мы можем уже сказать, что жертва за грех и жертвы повинности человеческий грех попадал во святилище. Господь не указал человеку совершать какой-то новый обряд, достаточно было принесения жертвы за грех для того, чтобы занести во святое храма ритуальную нечистоту.

Тот, кто избавился от нечистоты, что жертвы несут заместительный характер. Приходу выздоровления человек должен быть благодарен жертвенному Овну, принявшему смерть за него. Господь намеревался возрастить веру народа о будущем Агнце, который искоренит все болезни и избавит от смерти.

Христиане еще находятся в ожидании исполнения сего обещания. Несмотря на то, что Иисус Христос и есть тот истинный Избавитель, который уже совершил Свою жертву ради нас, чем освободил нас от ритуальной нечистоты, все же мы должны всматриваться в грядущее и верить в исполнение завета апостола Павла, которое можно прочесть в первом послании Коринфянам в 15 главе, стихи 51-53:

  «И еще скажу вам тайну: не все мы умрем, но все преобразимся…»*.

В итоге мы разобрали все ритуальные жертвоприношения, приносимые во святилище Ветхого Завета. Нам четко теперь ясно, что каждая деталь и любой элемент обряда, даже если он на первый взгляд кажется неуместным и странным, носили не случайный характер. Все, что происходило в храме, задумал Господь для спасения всего человечества. Каждая совершенная жертва показывала на различные принципы служения Христа-спасителя.

Совершение жертвы всесожжения и хлебной жертвы являли Иисуса, как нашего Оправдателя. Т.е. на того, кто кидает в морскую пучину наши грехи и искореняет наши проступки (Михей 7:19).

Мирная жертва говорила об Иисусе Христе как о составной частичке нашего сердца, Который останется с нами «во все дни до конца 'этого' мира» (Матфея 28:20). 

Жертва за грех и жертва повинности показывала Христа как нашего Освятителя. Являясь праведником, Он не только забывает наши грехи, но и выступает в роли нашего священника, чем искореняет в нас наши греховные привычки.

Очистительные жертвы показывают Иисуса, как нашего Прославителя. Своим пришествием, Он, склонное к болезням и смерти тело, сделает идеальным.

Если изучать типологию принесения жертв не только из новозаветного перехода в ветхозаветный, но и в обратном направлении, можно заметить, что она противоречит двум неправильным представлениям о Левитской службе Ветхого Завета.

Во-первых, Синайский завет считается заветом дел. Принося жертвы, тем самым якобы народ Израиля заслуживал себе спасение. Но мы с сами уже поняли, что любое ритуальное действо являлось следствием веры в то, что это элементы будущего искупления.

Во-вторых, все элементы святилища Ветхого Завета относились только к Голгофскому кресту. Это мы тоже опровергли. Такая суждение о служении в Ветхом Завете не может правильно и в полном объеме дать оценку. Если такое допустить и представить, что всесожжение и мирная жертва указывали лишь на историю с Голгофой и соответствовали вертикальной типологии, тогда жертва за грех и жертва повинности, кроме Голгофских элементов, имели бы эсхатологическую сторону, давая понять, что Иисус Христос несет службу на небесах после Своего воскресения и сейчас. Тоже относиться и к жертвам очищения, значение которых уходит за границы событий на Голгофе  и стремиться ко Второму пришествию.

 

* перевод М.П. Кулакова