В первой главе книги Левит описывается ритуал всесожжения. Давайте посмотрим стихи с первого по девятый:
«И воззвал Господь к Моисею и говорил с ним из Шатра Откровения, из Скинии говорил…»* (Левит 1:19)
Уже даже не вдаваясь глубоко в смысл слова «всесожжение» становиться ясно, что оно обозначает, что принесенная жертва сжигалась всецело. На еврейском «всесожжение», звучит как «олаў», и точный перевод его будет как «восходящая». Но встречается и перевод как «возношение». Конечно, рассмотрение только этимологии нам не хватает для разгадки смысла этого ритуала. В содержании книги Левит термин «олаў» является техническим и подразумевает большой набор определенных действий, значение которых мы узнаем точнее, если последовательно проследим динамику данного ритуала.
Давайте изучим все действия по порядку в соответствии с книгой Левит 1 главой:
1. Возложение руки на голову жертвы всесожжения (4 стих);
2. Умерщвление жертвы;
3. Действие священника с кровью:
а) взять кровь;
б) разбрызгать во все стороны жертвенника.
4. Действия с тушей жертвы:
а) снятие кожи;
б) расчленение;
в) вымывание внутренностей;
г) сжигание.
Теперь постараемся разобраться в назначении каждого из этих действий в отдельности.
Возложение руки
Есть множество мнений по поводу объяснения смысла этого действия. Большинство богословов утверждают, что таким образом происходит передача жертвы в достояние Господа. Они считают, что раз такое жертвоприношение не совершалось за определенный грех, то и объяснить иначе его нельзя. Однако, давайте тщательней разберем текст: «И возложит он руку свою на голову жертвы всесожжения и приобретет он благоволение, чтобы очиститься ему» (перевод с оригинала).
От чего было необходимо очиститься и от кого приобрести благоволение? Ответы, безусловно, напрашиваются сами собой. Не ясно только почему необходимо было именно возложить руку, для получения Божьего благоговения и очищения от грехов.
Чтобы безошибочно найти ответ, необходимо разобрать текст, в котором приводится такой жест. Рассмотрим главу 16 книги Левит стих 21: «Возложит обе руки свои на голову того козла и в смиренном покаянии провозгласит над ним все беззакония сынов Израилевых, все преступления их, все их грехи. Так переложит Аарон всё это на голову козла…»*.
Из вышеизложенного стиха мы видим, что за возложением рук следовала греховная исповедь. Богословами было замечено некоторое различие: 16-я глава повествует о возложении двух рук, а 1-я – только об одной. Значительно ли это различие или они равнозначны? Изучая и сравнивая тексты из Библии можно сделать вывод, что эта разница не столь важна. Другой пример описания возложения рук мы можем прочесть в книге Числа в 27 главе стих 18 и 20:
«И сказал Господь Моисею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою... и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых».
В этих стихах мы читаем, что Моисей, возлагая руку на голову Иисуса Навина, переносит как бы долю своих достоинств и полномочий. Отсюда видно, что возлагая руку на жертвенное животное, молящий за грехи переносит на жертву частичку своих качеств. А так как в стихах присутствуют слова «во очищение грехов», становится ясно, что этой частичкой являлись именно человеческие грехи, которые он передавал жертве. Таким образом Господь давал грешнику его благоволение и очищал от греховности, а животное заимствовало грехи.
Рассмотрим еще один интересный отрывок из книги Левит 24:11. Здесь мы видим человека, который открыто богохульствовал. Всевышний сказал Моисею, чтобы все кто слышал от него злые слова, возложили руки на него, а затем богохульнику предстояло умереть. Давайте посмотрим, какое значение имело в этом примере возложение рук.
В 15-ом стихе мы можем прочесть: «Каждый, кто похулит Бога своего, ответит за грех свой».* Очевидно, что выражение «ответит за грех» означает, что совершивший его сам понесет наказание за грех. Такое значение есть и в содержании изучаемого нами ритуала всесожжения, где после возложения рук жертва придавалась смерти.
Исходя из вышеизложенного, нам отчетливо видно, что тот уровень культуры израильтян, описанный в Библейском писании, позволял им отчетливо понимать, какой смысл нес в себе жест возложения рук, а именно передачу вины и своих качеств.
Обе эти цели мы видим в ритуале всесожжения. Греховный человек, возлагая руки, передавал жертве свой грех, и далее вину обязана была уже нести сама жертва. В последующем жертвенное животное должно было умереть от его рук.
Действия священника с кровью
Мы уже выяснили с вами, что означал жест возложения рук. Но очевидно, что это еще не завершение ритуала. После придания жертвенного животного смерти, священник брал ее кровь и брызгал со всех сторон на жертвенник. Зачем он выполнял такие действия?
Вновь прочтем текст из Библии, чтобы понять символизм крови в культуре израильского народа. Пророк Исаия сказал (59:3): «Ибо руки ваши осквернены кровию и персты ваши – беззаконием…» Этот кусок текста приведен в виде синонимического параллелизма, а именно один и тот же смысл сказан двумя вариантами с помощью синонимов. Слову «руки» в данном примере параллелен синоним «персты», соответственно слову «кровь» параллельным будет являться слово «беззаконье». Таких примеров в священном Писании, где «кровь» берет на себя смысл греха и вины, довольно много. Таким примером может послужить отрывок из книги Левит (20:9, 11, 16), где выражение «кровь его на нем» означает, что на нем лежит вина или грех. Тоже можно найти и в книге Иисуса Навина (2:17-19):
«И сказали ей те люди: мы свободны будем от твоей клятвы, которою ты нас закляла… И если кто-нибудь выйдет из дверей твоего дома вон, того кровь на голове его, а мы свободны; а кто будет с тобою в доме, того кровь на голове нашей, если чья рука коснется его».
Тексты подтверждают нам то, что кровь в культуре израильтян имела значение греха или вины. Отсюда мы можем сделать вывод, что священник, окропляя жертвенник кровью со всех сторон, как бы передает ему грех. Т.е. прослеживается цепочка: грешник возлагает свою вину на жертвенное животное, которое впоследствии своей кровью передает этот грех на жертвенник.
Действия с тушей жертвы
После завершения ритуальных действий с кровью, следовала самая трудная часть. Убитое жертвенное животное необходимо было расчленить, вымыть внутренности и все части предать возложению на жертвенник. Часть действий на этом этапе ритуала исполнялась чисто в служебном порядке. Несомненно, надлежало избавить жертвенное животное от всех нечистот. Расчленение животного имело важное значение, и в дальнейшем мы еще будем к нему возвращаться при рассмотрении типологии этого ритуала. Расчленение жертвы мы с вами уже встречали в 15 главе книги Бытия. Попробуйте вспомнить, как Бог указал Аврааму расчленять всех жертвенных животных. Такое действие было довольно характерным для тех времен, так как именно в таком порядке происходили договоры сюзеренства. При подписании договора вассалу надлежало разрубить животное пополам и явиться со словами пожелания себе того же, в случае не выполнения условий по договору.
Позже мы убедимся, что и для ритуала всесожжения также было характерным заключение договора.
Как мы выяснили, части расчлененного животного возлагались на жертвенник для сжигания. В первой главе книги Левит читаем в 9 стихе: «…это всесожжение, дар для отрадного благоухания Господу».* В еврейском языке существует слово «ишше», которое довольно сложно перевести точно. В буквальном переводе в смысловом содержании книги Левит, его можно перевести как «пищевое приношение». Для начала может показаться удивительным и непонятным, зачем Господу приятные благоухания и пищевые дары. Это придает оттенок язычества.
Конечно, такие выражения не стоит воспринимать в буквальном смысле. Ведь книга Левит записана в специфической форме, в ней большое количество профессиональных технических терминов. По этой причине словам придаются другие значения, отличные от их первоначальных. Такое явление встречается в любом языке. Приведем пример значения слова «шпилька» — приспособление для создания причёсок для длинных волос. Но у этого слова есть множество и других значений, таких как крепёжная деталь, разновидность каблука и др. Но давайте возвратимся к нашему выражению «пищевое приношение».
Многие богословы считают, что ритуальный закон, описанный в книге Левит, был перенят у язычников, которые приносили пищу своим богам. Это мы можем проследить в послании Коринфянам от апостола Павла, где он говорит о жертве идолам. Перед божеством в храме клали мясо, якобы попробовав его, идол тем самым благословит пищу.
В данных обрядах язычников прослеживаются близкие параллели с указаниями Господа Израилева. Он желал быть накормленным. Но здесь есть весомая разница. Тушу жертвенного животного в Левитском ритуале клали на жертвенник, а не перед Божественным изображением и его уже нельзя было вернуть, так это был дар Господу, который попадал к Нему в виде дыма. И рассматриваемое нами выражение «пищевое приношение» сюда очень подойдет, так как Господь тем самым говорит нам, что у Него нет нужды в человеческой пище. В Псалме 49:1213 говорится:
«Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?»
В таком же порядке надо относиться и к выражению «приятное благоухание» и не понимать буквально. Эта метафора носит антропоморфный характер, как и остальные метафоры, употребляемые в Библии при описании Господа. Например, «глаз Божий», «крылья Божьи» и др. Джон Хартли, комментируя свою книгу, говорил, что в современной западной культуре не отдается должного внимания запаху в ощущениях человека. А Гиббонс расширил это, сказав, что у ближневосточных жителей запах возрождает теплые воспоминания и имеет большую связь с эмоциональной стороной человека. Поэтому рассматриваемая нами метафора будет являться как бы итогом всего отрывка (Левит 1:19) и демонстрирует, что если человек выполняет все по закону Божьему, это будет угодно Господу и за это грешник приобретет Божье благоволение.
Типология жертвы всесожжения
Немного ранее мы разобрали динамику жертвы в ритуале всесожжения, что помогло нам ясно увидеть как происходило данное действо, а также понять , что каждый нюанс в его свершении имел глубокое значение.
Мы тщательно разобрали каждую деталь и выяснили их значение. Давайте теперь посмотрим на этот ритуал в общем, не раскладывая его на составные части и попробуем зацепить все точки в истории, где встречается возносящийся жертвенный дым.
В книге Бытие 8:2021 описывается, как Ной после всемирного потопа, выходит на сушу и первое, что делает – это приносит жертву всесожжения. Господь принимает от Ноя его жертву и заключает с ним завет. Следующий пример мы находим в 15 главе книги Бытие, когда Авраам по указанию Господа приносит жертву всесожжения, и далее можно прочесть о «…Завете, Союзе, что заключил Господь с Аврамом»*( Быт. 15:18). Этот союз встречается еще раз, когда Авраам в завершении своего испытания придает всесожжению жертвенного овна, который заместил его сына Исаака. Далее на Синае, когда был получен десятисловный закон, так называемый Синайский завет, Господь сказал Моисею: «Воздвигни лишь жертвенник для служения Мне, сделай его из комьев земли и на нем приноси свои всесожжения и жертвы благодарственные…»* (Исход 20:24). Конечно, это еще далеко не полный список примеров, которые только подтвердят, что ритуал всесожжения проводился в самые значимые жизненные моменты, когда человеку нужно было заключить союз с Господом или обновить его.
Кроме рассмотренного типа всесожжения, существовал и еще один тип, который по-еврейски звучит как «ола тамид». Это мы можем найти в книге Исход в 29 главе стихи 38,39 и 42:
« И вот что ты будешь возлагать на этот жертвенник: двух годовалых ягнят изо дня в день, постоянно…»*
Ежедневное всесожжение являлось базовым для иных жертвоприношений, происходящих во святилище. В главе 6 книги Левит записано: «Огонь всегда должен гореть на жертвеннике, гореть неугасимо».* Такое указание было дано священнослужителю. Так как Иов в свое время совершал жертвоприношение всесожжения Господу за спасение детей своих, так и служитель Божий должен был свершать такой ритуал утром и вечером за всех людей. Каждый израильтянин, который знал, что ежедневно за него свершается такое действо, и жертвенный огонь не перестает гореть, был убежден, что заключенный завет между ним и Господом сохраняется и постоянно обновляется.
Можно сделать вывод, что для народа израильского, который воочию не видел креста на Голгофе и еще не предполагал, как будет выглядеть мирской Спаситель, жертва всесожжения четко давала понять, что с ее помощью заключается завет Всевышнего с человеком.
Давайте посмотрим, что значит для христианского народа в настоящее время такая жертва. Будем руководствоваться правилом, используемым нами выше, для установления ритуальной типологии. Основываясь на структуре предсказаний нам уже известно, что заместительное жертва является прототипом Христа. Какой смысл в данной ситуации вбирает в себя понятие завет? Профессор Уайнфельд в своей статье говорит, что слово «берит» (завет) у древних евреев обозначало мирный договор и дружелюбные взаимоотношения. В ситуации союза Господа с человеком, Бог первым делает шаг к спасению и обновлению отношений с человеком. Это мы видим в истории с Ноем, спасенным Всевышним от гибельного потопа: «Но Бог вспомнил о Ное и позаботился о нем и обо всех зверях диких, о всем скоте домашнем, – о всех, кто был с Ноем в ковчеге. По воле Божьей сильный ветер поднялся на земле, и вода стала убывать...»* (Быт 8:12). И перед тем, как дать народу израильскому закон, Господь сказал: «Я — Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства»* (Исх 20:2).
Это можно увидеть и у Павла в послании к Римлянам в 5 главе 9 и 10 стихе:
«Теперь же, когда мы оправданы кровью Христа, тем более и спасены Им будем от гнева 'Божьего'…».*
Апостол Павел пишет, что смерть Христа приближает нас к Богу. Примирение являются начальной точкой новых взаимоотношений. Такие обновленные отношения в Ветхом Завете возникают именно с момента заключения союзного завета Господа с человеком. При примирении, у христианина с Господом аналогично начинаются заветные отношения. Однако Павел точно продемонстрировал очень важный момент, что такое примирение будет лишь в том случае, если мы будем «оправданы кровью Христа».
От греческого «дикайома», т.е. оправдание, в доскональном переводе имеет значение «заверение в праведности». По-другому можно сказать, что совершенные грехи исчезают, и мы получаем Божье благоволение.
Подводя итог, можно сказать, что жертва придаваемая всесожжению направляла нас к одному из главных позиций жертвы Иисуса, а именно на то оправдание, которое нам приносит смерть Христа.
* перевод М.П. Кулакова