I. Начало "державы смерти".
1. Впервые люди узнали о смерти в Едеме, когда Бог предупредил их о том, чтобы они "не вкушали от запрещенного плода", ибо в день, в который они вкусят от него, смертью умрут /Быт.2, 16. 17./:
а/ образно выражаясь, эту первобытную картину "царства смерти" можно представить себе следующим образом: в центре Едемского сада произрастали два особенных дерева – Дерево жизни и Дерево смерти. Эти два дерева были потенциальными источниками жизни и смерти и ключи от них находились в руках Бога. В то время как Он открыл человеку свободный вход к дереву жизни, от которого он мог есть живительные и полезные плоды, к дереву смерти вход был закрыт, и вкушать его плоды было запрещено Богом.
Сатана в свое время, будучи "осеняющим херувимом" на небе, знал некоторые секреты жизни и смерти и потому в своей "мастерской" сделал "отмычку", потому что оригинальный ключ от "ада и смерти" находился у Бога; и при удобном случае он открыл источник смерти, подвел первобытного человека к нему и искусил его плодом запрещенного дерева. Плод действительно был приятным на вкус и вожделенным для глаз, в то же время он сулил "познания, неизвестные до сих пор никому во всей вселенной, тем более на Земле".
Отведавши этого "лакомства" человек был заражен микробами греха, а следовательно и смерти. /Рим. 6, 23./.
Господь предварительно сказал человеку: "В день, в который ты вкусишь от запрещенного дерева, смертью умрешь" /Быт.2, 17./ и точно так получилось, что он в тот же день был "отрезан" от Дерева жизни, оторван от источника жизни. В тот же день там была поставлена небесная стража, охраняющая путь к Дереву жизни /Быт.3, 24./ и произошла трагедия. Запасы жизни у наших прародителей постепенно истощались, новыми неоткуда было запастись, и спустя 930 лет они умерли /Быт.5, 5./.
В тот момент, когда сатана своей лукавой "отмычкой" открыл источники смерти и человек вкусил от запрещенного дерева, сатана провозгласил основанную на Земле "суверенную и независимую державу смерти" и провозгласил сам себя царем /Евр. 2, 14; Лук.4, 57; Ин. 14, 30./.
2. Зачем Бог в центре Едемского сада, рядом с Деревом жизни произрастил и Дерево смерти, или дерево "познания добра и зла"? Какая цель этого жеста?
а/ так как Бог создал человека не в форме электронного автомата с заранее заложенной программой действия, от которой не в состоянии был бы уклониться ни направо, ни налево, а со свободной волей, для этого нужно было "дерево познания добра и зла", где человек мог бы проявлять свое желание, свою волю, свой разум и свои внутренние достоинства;
б/ это дерево смерти было камнем испытания веры и любви к Богу Адама и Евы /Патр. Пр. гл. 3, и 6./.
II. Царство смерти от Адама до Моисея
1. О таком царстве смерти знали все народы мира, и каждый из них называл его своим именем:
а/ первая в мире послепотопная цивилизация Шумеры называла его "Куром", древние евреи "Шеолом", греки "Аидом", а русские и украинцы "Адом", "преисподней", "Геенной огненной" и т. д.;
б/ все эти поверья, или как их еще можно назвать "народные суеверия" упоминаются как в Ветхом, так и в Новом Заветах, не потому что пророки и апостолы верили в них, но потому, что такие суеверия существовали. Мы верим, что в конце всего будет положен конец греху и беззаконию, и тогда Господь воздвигнет Царство правды и добра, где не будет больше ни сатаны, ни его пророков на земле /Мал. 4, 1, 2; Дан. 2, 44; 2Петр. З, 13./.
2. Учение о державе смерти ститалось устойчивым от Адама до Моисея /Рим. 5, 14/. Что же тогда произошло? Какие изменения?
а/ сатана радовался, что ему удалось соблазнить Моисея, и он согрешил. Теперь он поставил свою стражу на горе Нево, на месте, где умер Моисей, и хотел сделать тело его и место его смерти местом поклонения евреев, и ввести их в идолопоклонство, чтобы и они согрешили против заповедей Господних. Но Христос воскресил Моисея из мертвых и взял его на небо, Из-за этого и произошел спор между Христом и сатаной /Иуды 1, 9./
Примечание. Вследствие своего греха Моисей оказался во власти сатаны, в царстве смерти, но его тело не подверглось тлению, потому что Архангел Михаил вовремя пришел с ключами от ада и смерти, открыл врата могилы, и державе смерти пришел конец /Опыты и Видения стр. 164, оригинал/;
б/ таким образом, держава смерти дрогнула, она получила трещину и сатана знал, что ему конец.
III. Победа на Голгофе
1. По мере развития событий на Земле и в истории человечества, "План Спасения", выработанный божественною Ипостасью, тоже развивался, постепенно воплощался в прообразах и жертвах, и настало время, когда Христос лично должен был явиться в греховный мир, чтобы окончательно разоблачить сатану и исторгнуть из его рук всякую власть, незаконно им присвоенную /Лук.11, 21. 22./:
а/ чувствуя приближение этого момента, Христос сказал: "Ныне князь мира сего изгнан будет вон" /Ин. 12, 31./, т. к. его судьба была уже предрешена;
б/ на Голгофе Христос водрузил знамя победы. Борьба была выиграна. Сатана был побежден и знал, что его царству придет конец. Добыча из его пасти была исторгнута /Ис.49, 24. 25./, маска с его лица сорвана, ключи ада и смерти были отобраны, и все небесное воинство воспело "новую песнь" /Пс. 97, 1. 2; Ж. В. гл. 79, и 15./.
2. Явившись Иоанну на острове Патмос, Он сказал: "Я первый и последний; и был мертв, и се жив во веки веков, и имею ключи ада и смерти":
а/ со времени воскресения Христа смерть побеждена /Откр. 21, 4./;
б/ как только Христос вышел из гроба, Он повернулся лицом к нему и торжественно провозгласил: "Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? "Я есмь воскресение и жизнь! " "Верующий в Меня если и умрет – оживет! " /1Кор. 15, 54. 55./.
3. Ключи ада и смерти оказались в руках жизнедателя Иисуса Христа. Для верующего человека смерть больше не утрата /Флп. 1, 21./:
а/ Спаситель говорит о ней, как о кратком мгновении. Для верующего человека смерть не что иное, как краткий сон, минута мрака и молчания /Даян. 12, 2./;
б/ жизнь верующего человека "сокрыта со Христом в Боге. И когда Христос, жизнь наша, явится, тогда и мы явимся с Ним во славе" / Ин. 8, 51-52./.
Пусть Господь поможет нам иметь такую веру, и надежду на Него!
"Я – путь, Я – воскресение, Я – жизнь", – Христос сказал:
" Дерзай, о чадо, в славу Я свою тебя призвал.
Я – путь на небеса, где святость и краса,
И здесь пока иди за Мной во след".
С тех пор, как в Вифлиеме Он на землю снизошел,
Путем тернистым Он до самой смерти крестной шел
Господь предал Себя, чтоб искупить тебя
И за Собой тебя зовет вослед.
Как много поношенья от людей Он здесь принял!
Но будучи злословим, Он врагов благословлял;
Он здесь избрал страдать, чтоб там нам царство дать,
Коль прежде здесь за Ним пойдем вослед.
Христа прославить призван ты, гряди за Ним во след,
Он – путь на небеса, в Нем святость и краса,
И здесь гряди, гряди за Ним вослед!
/ Христос в Песнях./