Вступление /Откр. 2, 13; /
Слово "Ефес" – желанный, вожделенный. /Деян. 19, 35./
Период Ефесской церкви от 27 до 100 гг. до Р. Хр.
Во дни Иоанна Богослова Ефес был главным городом римской провинции в Малой Азии и позже стал ее столицей. Проповедь Евангелия сюда впервые была занесена ап. Павлом в 52 году по Р. Хр., когда он возвращался в Иерусалим со своего второго миссионерского путешествия. Ап. Павел прожил там примерно около двух лет. Такое продолжительное пребывание апостола в Ефессе увенчалось особенным успехом. Он говорит об этом сам: "Это продолжалось до двух лет, так что все жители Азии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи так и Еллины".
/Деян. 19, 10; /
После этого ничего определенного не было известно о Ефесской церкви, пока, спустя 30 лет, она снова не появилась на страницах книги "Откровение". Тем не менее, есть исторические данные, что ап. Иоанн был пресвитером этой церкви после закрытия центральной общины в Иерусалиме, примерно в 68 г. до Р. Хр. во время иудейско-римской войны. Следовательно, в то время, как писалось Откровение, Ефес был одним из ведущих центров христианства, и поэтому к нему-то и было обращено слово Христа. Центральное положение Ефеса в христианском мире и его духовное состояние как нельзя лучше характеризовали всю церковь апостольского периода, который длился до конца 1-го столетия.
I. Жизнь и деятельность первых христиан
1. Прежде всего бросается в глаза массовое присоединение к христианской церкви крещением в день Пятидесятницы /Деян. 2, 41./:
а/ как от весеннего солнца тают льды, так и под влиянием Святого Духа растаяли предрассудки против христиан как среди иудеев, так и среди язычников. Это было великое духовное пробуждение, невиданное доселе в истории человечества.
"Иудейские вожди предполагали, что работа Христа прекратится с Его смертью, но, вместо этого, они стали сами очевидцами чудных событий в день Пятидесятницы. Они слышали, с какой силой ученики проповедовали о Христе и как их слова сопровождались знамениями и чудесами. В Иерусалиме тысячи людей Открыто исповедовали свою веру в Иисуса из Назарета, как в своего Мессию". /Д. Ап. гл. 4, и 25./
2. Жизнь первых христиан /Деян. 2, 42-45/:
а/ "Особенно важным подтверждением истины христианства служила жизнь его членов. Афинагор, один из руководителей христианской церкви, сказал однажды язычникам: "У нас вы можете найти неграмотных, рабочих, старых женщин, которые, не будучи даже в состоянии доказать своими словами спасительного влияния христианского учения, в то же время доказывают спасительное влияние, вытекающее из его настроения, делами" /Первые Дни Христианства, стр. 103./;
б/ "На всей жизни христиан лежал отпечаток спокойной и священной серьезности. Христиане знали, что они "соль земли и свет мира" и старались соответствовать этому призванию. Их взоры устремлялись в будущность, к своему Господу, Который обещал прийти опять, и в ожидании Его скорого пришествия они с ревностью старались иметь освящение своей жизни, без чего никто не мог предстать пред Ним. Вся их жизнь была как бы военною службою под начальством Христа. Когда они принимали водное крещение, они клялись Иисусу в своей верности, отвергая диавола и все его дела" /там же стр. 106./;
в/ "Не только в церкви, но и дома, и на службе, и даже на улице христиане старались показать себя, что они христиане. С необычайной заботливостью они остерегались всякого соприкосновения с языческими нравами и обычаями; с нежнейшею совестливостью они избегали всего, что могло бы показаться отрицанием христианской веры"/.
3. Труд для Господа /от стр. 107; хр. 2, 2. 3; /:
а/ "Их сердца были преисполнены такой глубокой любовью, что это чувство побуждало их идти в самые отдаленные уголки земли и там свидетельствовать о Христе. Они стремились всей душой продвигать вперед работу, начатую Христом. Они вполне сознавали величие своего долга перед Небом. Они посвятили свою жизнь Его служению, и все их естество свидетельствовало об их полном самопосвящении"/Д. Ап. 4, 30./;
б/ в результате такой работы происходили самые неожиданные обращения. Поворотный пункт между дохристианской и христианской жизнью наступил круто и резко. Внезапные обращения ощущались более чем когда-либо, так как чудо, лежащее в каждом обращении, выступало яснее и осязательнее. По достоверным свидетельствам встречались поразительные случаи. При Диоклетиане один актер в Риме, Геннадий, должен был выступить на сцене, чтобы высмеивать христиан. Он беззаботно играл свою роль, возбуждая восторг народа до того самого момента, когда он, по ходу своей программы, должен был совершить крещение. Тогда вдруг его охватила какая-то непреодолимая сила, он замялся, остановился и объявил изумленным зрителям, что он сам хочет стать христианином. Тотчас же он оставил сцену и действительно отправился, чтобы принять крещение, и скоро запечатлел свою веру мученической смертью" /П. Дни Христианства стр. 105./;
в/ в результате такого труда Слово Божие распространялось и в скором времени достигло самых отдаленных уголков Римской империи и даже всего мира /Деян. 13, 49; Кол. 1, 6. 23; /.
4. Моральная чистота и организованность церкви:
а/ "Христос свидетельствует о них: "Не можешь сносить развратных" /Откр. 2, 2; 2Кор. 5, 9-13/. Христос более одобрительно отозвался о первой христианской церкви, чем "Ефесской", за то, что она провела четкую и твердую границу между истиной и заблуждением как в учении, так и в личной жизни членов, и за то, что она заняла твердую позицию против зла" /Комментарий АСД/ ;
б/ "Над нравственностью и жизнью членов церкви производилось тщательное наблюдение, и все проступки подверглись тщательному и строгому взысканию. Те, которые впали в тяжкие грехи, к которым относились идолопоклонство, богохульство, прелюбодеяние, разврат, убийство, обман и лжесвидетельство, исключались из общины. Только после продолжительного испытания и представления доказательств искреннего раскаяния, такие члены могли быть приняты вновь. Но это по древнейшей практике допускалось только однажды. Тот, кто опять впадал в такие грехи, исключался из общины окончательно. Так церковь старалась строгою дисциплиною сохранять себя свободною от худых элементов, и тем самым оказывать поддержку слабым"/Первые Дни Христианства. стр. 109/ 5. Их богослужения. Деяния Апостолов гл. 2, стр. 46. 47./:
в/ всякий христианский дом был как бы храмом Божиим. В нем прилежно читалось Слово Божие, ревностно и благоговейно совершались молитвы, звучали христианские Псалмопения. Утро начиналось обычным чтением Слова Божьего и молитвой, которая заканчивалась хвалебным гимном, после чего все члены семейства давали друг другу поцелуй мира и расходились на свои работы. Ни одна трапеза не совершалась без молитвы. Вечером день заканчивался опять общей молитвой"/там же, стр. 115./
II. Лжеучения и борьба с ними
1. "Испытал тех, которые считают себя апостолами, а они лжецы"/с. 2./:
а/ Как пчелы стоят на страже своих семейств, так и первые христиане стояли, охраняя свое учение и чистоту жизни. Ап. Павел призвал в Милет Ефесских пресвитеров и предостерегал их /Деян. 20, 17. 18. 29. 30./;
б/ Ап. Иоанн тоже предостерегал /1Ин. 2, 18. 19. 22; /: " Уже в первой христианской церкви возникали заблуждения, которые впоследствии были известны под названием "антиномии гностицизма". Очень скоро после этого появились "николаиты", которые навлекли на себя анафемы ап. Иоанна. После них возникли "офиты", которые восхваляли райского змия как своего благодетеля; богохульственные каиниты, которые выбирали своих героев среди худших лиц, упоминаемых в Ветхом Завете. Потом появились "Карпократиане", которые учили развратному образу жизни; "антитакты", которые считали своим долгом по отношению к Богу нарушать все Его святые заповеди на том основании, что они были провозглашены Богом на горе Синай; "адамиты", которые учили людей жить подобно животным, т. е. свободной любовью. Такие и подобные им заблуждения уже начинались в зародыше в первые дни христианства, и с ними церковь вела непримиримую борьбу" /Первые Дни Христианства, стр. 208./
Заключение.
Постараемся подражать чистоте первых христиан. Служить Богу так, как служили они! /Евр. 6, 11. 12; 13, 7; /
Пусть жизнь моя, как яркий свет,
Рассеет мрак кругом
Пусть жизнь моя, как песнь звучит,
И шлет блуждающим привет,
Ведет их в Отчий дом.
И к небу всех влечет,
Усталый дух пусть ободрит,
Надежду в сердце шлет.
Пусть как цветочек жизнь моя Благоуханье льет,
И в скорбь земного бытия Отраду всем несет.
ПРИПЕВ
Боже, жизнь мою я Тебе дарю,
Мной управляй, веди меня Своей стезей.
Опорой страннику в пути
Пусть будет жизнь моя,
Чтоб к вечной цели всем дойти
И быть с Тобой всегда.
Как чудный дар я жизнь мою
Принял из рук Творца,
Ее в служенье отдаю
До славного конца.
/Псалмы Сиона 185/
(Ян Вильсон).