экзегеза, откровение, толкование

Уильям Джонсон

Экзегеза Откр. 14

Содержание главы

Подобно главе 12, главу 14 можно разделить на три части. Более наглядно структуру главы и развитие темы можно увидеть на следующей схеме.

Последнее поколение Земли

A. Народ, верный Богу (14:1—5)

1. Предводитель — Агнец

2. Место пребывания — гора Сион

3. Численность — 144000

 

4.  Характер — неоскверненные

5.  Стремление — следовать за Агнцем

Б. Весть от Бога (14:6—12)

1. Первый ангел — возвещение о суде

2. Второй ангел — общие очертания суда

3. Третий ангел — описание суда А. Вставка (14:13)

B.  Последняя жатва Земли (14:14—20)

1. Жатва праведных

2. Жатва грешников

Основные темы

В этом разделе мы выделим ключевые термины и темы Откр. 14 и попытаемся пояснить их и показать роль этих тер­минов в данной главе.

Агнец. Это слово, основное имя Христа в Открове­нии, встречается в книге 28 раз. Панорама всей книги представляет взору целый ряд ужасных чудовищ, олице­творяющих зло. Затаив дыхание, мы наблюдаем, кого же Господь противопоставит этим злым и жестоким сущест­вам. Ответ Божий поражает! Агнца! Более того — Агнца закланного!

Откр. 14 открывается разительным контрастом с главой 13. Вместо земли и моря перед нами гора Сион; вместо наси­лия, обольщения и религиозного преследования мы видим Агнца.

Следует отметить, что здесь, как и во всем Откровении, Агнец обозначается греческим словом arnion. Однако в Евангелии от Иоанна для обозначения жертвенного агнца использовано другое слово — amnons (Ин. 1:29, 36). Авторитет Агнца Книги Откровение основан на Его жертвенной смерти (см. гл. 5:6—13), но имя «Агнец» никоим образом не означает слабость. Arnion указывает на силу и мощь этого Агнца — предводителя небесного воинства и народа, верно­го Богу на земле. В самом названии «Агнец» заложена пара­доксальная сущность добра: при кажущейся беспомощно­сти оно в действительности имеет огромную силу, ведет борьбу с обольщением и угнетением и в конечном счете одерживает победу.

144 тысячи. Как зверь имеет число, говорящее о его не­совершенстве, так и Бог имеет число Своего народа. Это чис­ло указывает на полноту. Исходя из параллельных упомина­ний (см. Откр. 7:4—17), представляется маловероятным, что автор предполагал его буквальное толкование41.

Характеристики 144 тысяч:

1. Христоподобный характер. На челах у них имя Агнца и имя Отца. На руке нет никакого «начертания».

2. Неоскверненность. В мире, отказавшемся от истинно­го поклонения, они чисты сердцем. Название «девственни­ки» говорит о верности Богу (ср. с Откр. 2:14, 20), а не о без­брачии.

3. Прямодушие. Для зверя и образа его (гл. 13) характер­ны такие методы, как обман, использование силы и таинст­венности; искупленных же отличает открытость, ясность и честность.

4. Опыт. Песнь 144 тысяч — плод той борьбы, которую они пережили. Они победили «зверя и образ его, и начерта­ние его, и число имени его» (15:2). Верность их испытана и очищена в кризисе последнего времени.

5.  Любовь к Агнцу. На земле самым ценным для них был Агнец. Они избрали путь следования за Ним, невзирая на противодействие, увещевания, тяготы и лишения. Ныне они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел.

Ангелы. В этой главе упоминаются шесть ангелов: пер­вые три провозглашают Божью весть приглашения и предос­тережения непосредственно перед Вторым пришествием; трое остальных пожинают урожай на земле. Эти описания ан­гелов находятся в логической связи — за вестью Божьей сле­дуют Божьи суды42.

Образы ангелов этой главы, несомненно, символические. Последних двух ангелов мы встречаем в сцене сбора вино­града — вполне реалистической за исключением последнего стиха главы, где говорится, что из точила гнева Божьего вме­сто «сока» течет кровь! Когда Христос вернется, Он Сам бу­дет Жнецом, а ангелы будут помогать Ему (ср. с Мф. 13:24—30,36—43).

То же можно сказать и о первых трех ангелах Откр. 14. Они олицетворяют три Божественные вести, которые должны облететь весь земной шар. (Следует помнить о том, что греческое слово aggelos обозначает не только ан­гелов небесных: исходное его значение — «вестник» или «посланник».) Эти вести, в свою очередь, призывают по­следнее поколение вернуться к поклонению Богу живому, объявляют о падении духовного Вавилона и предостерега­ют от поклонения зверю.

Трехангельская весть. В Откр. 14 куда больше внима­ния уделяется первым трем ангелам, нежели вторым трем. Следует особенно отметить три аспекта первой группы — время их вести, масштаб и содержание:

1. Время. Две линии аргументов, видимые в этом тексте, позволяют утверждать, что вести Откр. 14:6—12 следует от­нести к периоду, непосредственно предшествующему воз­вращению Христа, но не ко всей христианской эпохе. Во-пер­вых, весть призывает людей поклониться Богу, а не зверю и его образу. Из Откр. 13, однако, ясно, что образ зверя появля­ется лишь после «42 месяцев» (1260 лет) папского владычест­ва. Во-вторых, за тремя вестями следует Второе пришествие. Это событие описано как суд над теми, кто избрал покор­ность зверю, но не Богу.

2.  Масштаб. Тот факт, что весть провозглашается с не­бес, подчеркивает силу воздействия вести и ее глобальный характер — она преодолевает границы континентов, этниче­ские, языковые и культурные барьеры.

3.  Содержание. В следующей части нашего анализа, раз­бирая характеристики народа Божьего в Откр. 14, мы подроб­нее остановимся на всех аспектах содержания вести Откр. 14:6—12. Сейчас же мы просто перечислим основные пунк­ты ее содержания:

 

Вечное Евангелие

Весть судного часа

Призыв поклониться Богу

Творение

Крушение ложных религиозных систем

Предостережение против зверя, его образа и начертания

Заповеди Божьи

Вера в Иисуса

Толкование отрывка Откр. 14 мормонами не находит подтверждения в тексте. Хотя, основываясь на элементе вре­мени и на масштабе своей деятельности, мормоны и могли бы отнести это пророчество к себе, но ряд аспектов их учения не соответствует требованиям, перечисленным в тексте. В част­ности, учение мормонов лишено ясности в вопросе отноше­ния творения к Творцу; в нем отсутствует доктрина о суде, следующем за вестью третьего ангела; оно не настаивает на соблюдении всех Десяти Заповедей Божьих43.

4. Суд. В Откровении суды Божьи недвусмысленно от­несены к будущему. Время судов Божьих — это время, когда Он вмешивается для того, чтобы завершить великую борьбу. В Откровении народ Божий часто представлен в виде небольшой группы людей, испытывающих страдания и гонения и ожидающих суда Божьего. Суд Божий восста­новит справедливость, наказав их преследователей (см. Откр. 6:9—И).

Откр. 14:7 возвещает о том, что время суда Божьего на­ступило. Контекст Откр. 12—14, равно как и других отрыв­ков Книги, объединенных темой суда44, указывает, что ис­полнение этой вести относится к периоду непосредственно перед Вторым пришествием. Это случится после 42 месяцев угнетения, вызванного действиями зверя из моря (см. Откр. 13:1—10) и все же до возвращения Иисуса Христа (см. Откр. 14:14).

Таким образом, адвентистская доктрина о суде, предше­ствующем Второму пришествию, обычно называемом след­ственным судом, подтверждается в Откр. 14. Хотя элемент времени не обозначен столь конкретно, как в Дан. 8:14, он достаточно ясен и в этом пророчестве.

5. Поклонение. Это ведущий мотив Откр. 14.144 тысячи, следующие за Агнцем повсюду, тверды и неизменны в своем почитании Бога. Трехангельская весть также неразрывно свя­зана с вопросом о поклонении. Первый ангел призывает в час суда поклониться Богу-Творцу; второй ангел называет и ра­зоблачает систему ложного поклонения; третий предостере­гает против поклонения зверю и его образу.

Тема поклонения в действительности проходит красной нитью через всю Книгу Откровение. Картины видений часто прерываются песнями хвалы и молитвами, выражающими благоговение. Вся книга в целом побуждает читателя возвы­сить истинного и живого Бога, поставить Его замысел выше своих интересов, сколь тяжелыми ни были бы страдания. По­этому нет ничего удивительного в том, что в повествовании о заключительной борьбе между силами добра и зла в конце времени (см. Откр. 13,14) мотив поклонения занимает значи­тельное место.

6. Вавилон. В Ветхом Завете два города играют ведущую роль — Иерусалим и Вавилон. Значение этих символов выхо­дит за рамки политико-национальной принадлежности. Они олицетворяют религию Яхве и противостоящую ей ложную религиозную систему.

В Откровении, где пересекаются все книги Ветхого Заве­та, Иерусалим и Вавилон появляются вновь. Иерусалим представляет собой новый город, обитель спасенных. Ворота его никогда не будут запираться, и Сам Господь Бог будет ис­точником света. Вавилон же, напротив, олицетворяет все­мирную систему, обреченную на гибель во время Второго пришествия.

Г Вавилон представляет собой все человеческие попытки найти свой путь спасения, основанный лишь на возможно­стях человеческого разума и пренебрегающий Божествен­ным замыслом избавления мира. Подобно тому как Вавилон древности, «краса царств, гордость Халдеев» (Ис. 13:19), пришел в запустение, так и Вавилон духовный, невзирая на кажущуюся силу и мощь, падет, когда Христос вернется на землю45.

Таким образом, весть второго ангела Откр. 14 дополняет весть первого. Будучи побуждены вернуться к поклонению Творцу, люди всех народов должны оставить все противоре­чащие вере во Христа системы, независимо от того, считают­ся ли они религиозными или нет.

Адвентисты седьмого дня верят, что провозглашают трехангельскую весть, предсказанную в Откр. 14. Вести пер­вого и второго ангелов с силою провозглашались верующими адвентистами в 1843 — 1844 гг. Они видели особую важность своего времени в общей схеме пророческого времени. Они были свидетелями отказа ведущих церквей принять пропо­ведь о Втором пришествии.

Совершенно очевидно, что значение трехангельской вести Откр. 14 для современных адвентистов еще более возросло. Обращенный к каждому народу, языку и пле­мени призыв поклониться Богу-Творцу звучит сегодня так, как миллериты не могли себе и вообразить. Возник­новение и распространение эволюционной теории при­дало вести первого ангела большую актуальность, чем во времена первых верующих. «Вавилон» сегодня выхо­дит далеко за пределы отступивших от Бога христиан­ских церквей. Он включает их, но приобрел всемирное измерение, сопоставимое со всемирным звучанием вести первого ангела.

Мы верим, что эти вести будут звучать все громче и гром­че. Вести третьего ангела еще предстоит достигнуть своей полной мощи. Предостережение против начертания зверя найдет свое окончательное исполнение лишь во время по­следнего столкновения между последователями Христа и приверженцами сатаны.

Отличительные черты народа Божьего

При большом разнообразии мотивов, присутствующих в Откр. 14, легко увлечься обсуждением различных деталей этого текста, оставив без внимания основную тему. Анализ всего видения Откр. 12—14 дает основание утверждать, что главной темой Откр. 14 является изображение народа Божь­его — тех, кто сохранил Богу верность, несмотря на все обольщения.

Эта тема ясно просматривается как в вводной (14:1—5), так и в финальной сценах видения, которое заканчивается, изображая победивших зверя и образ его стоящими на стек­лянном море (см. Откр. 15:2—4).

В предыдущем разделе мы отметили характеристики 144 тысяч. Идя дальше, в свете общего повествования Откр. 14 мы можем выделить десять отличительных черт народа Божьего:

1. Он возвещает вечное Евангелие. Лишь в Откр. 14:6 Евангелие названо «вечным». Весть первого ангела вечна, в отличие от учений Вавилона и концепций, связанных со зве­рем и его образом.

Божий народ последнего времени имеет Благую весть, которую он должен сообщить миру. В центре нашей вести личность и служение Иисуса Христа, Который является на­шей праведностью.

В греческом оригинале выражение «вечное Евангелие» употреблено с неопределенным артиклем. Хотя есть лишь одно истинное Евангелие, лишь один путь спасения, очерчен­ный заповедями вечного завета, проповедь Евангелия может принимать различные формы в зависимости от обстоятельств и времени. В последнее время определяющим в провозглаше­нии Благой вести является наступление судного часа.

2. Его благовестие носит всемирный характер. В два­дцатом веке Бог совершает чудо: Он создает общество из всех наций, братство, не имеющее себе равных среди различ­ных деноминаций и организаций мира. Церковь адвентистов седьмого дня невелика, но уникальна. Из всех государств, за­несенных в перечень ООН, мы совершаем служение в 190 странах мира, и лишь в малочисленных регионах работа пока не ведется.

Ощущение всемирной миссии и всемирного братства - неотъемлемая часть истинного адвентизма. И оно не должно быть утрачено.

3.  Он призывает людей воздать должную славу Богу. Откр. 14 призывает к тому же, что и первая заповедь: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20:3). У народа Божьего на челах начертано имя Бога, а его весть к последнему поколению земли начинается так: «Убойтесь Бога». Таким образом, история планеты Земля завершается тем же вопросом, с которого началась великая борьба: по­зволят ли сотворенные существа Богу быть Богом? Среди последнего поколения рода человеческого на земле будут те, чья верность Богу не вызывает сомнений, кто ставит Бога превыше любой человеческой системы и любых человече­ских побуждений.

4. Народ Божий поклоняется Богу как своему Творцу. Откровение подтверждает, что поклонение истинному Богу включает в себя признание Его как Творца. Это тема первой хвалебной песни в книге (см. Откр. 4:11), и она повторяется вновь и вновь. В Откр. 13,14, где Богу и истинному поклоне­нию противопоставляются подражающие Ему системы, ис­тинный Бог распознается по Его творческой силе. В то время, когда люди разрушают землю, которую Он сотворил, Его ис­тинный народ помнит о Творении и призывает весь мир при­знать Бога как Творца.

5. Он провозглашает время суда Божьего. Суд — это то время, которого долго ждал народ Божий, о котором он мо­лился, по направлению к которому развивалось все повество­вание Книги Откровение (см., например, Откр. 6:10). В про­шлом, прежде чем Бог посылал на землю суд в виде всемир­ного потопа, казней египетских и разрушения Иерусалима, Он обращался с вестью предостережения. Подобно этому, Он не начинает период окончательного суда в конце человече­ской истории, не послав Своего вестника с предостережени­ем для этого времени.

Тема суда кажется старомодной для мышления совре­менного человека, но она полностью согласуется с Библией. Адвентисты должны непрестанно напоминать миру о том, что «наступил час суда Его». Уже сейчас мы живем в период завершающей работы Божьей, непосредственно предшест­вующей Второму пришествию. Для неверующего слова «суд Божий» вселяют ужас; для верующего же осознание того, что мы живем во время суда, означает надежду и предвкушение близости вечной обители. Откр. 14:6, 7 — для нас благая весть, означающая, что Бог действует как нравственный Су­дья вселенной.

6.  Он призывает оставить все ложные системы по­клонения. Господь Бог — Бог-ревнитель, Он не принимает поклонение наравне с кем-то еще. Лишь Он достоин покло­нения. Мы живем в век плюрализма, когда количество рели­гий на земле непрерывно увеличивается. Но если Бог один, если лишь имя Христа дает нам спасение, если Его крест действительно разделил историю человечества на две части, народ Божий не должен отказываться от своей уникально­сти. Проявляя любовь и терпимость ко всем, мы тем не ме­нее утверждаем, что существует лишь одна истинная систе­ма поклонения. С самого момента своего зарождения христианство разделило людей. Призыв принять Христа как Спасителя и Господа требует выхода из всех других религи­озных систем.

7.  Народ Божий призывает к верности Богу. Народ Божий призывает мир поклониться Богу, а не власти зверя, предостерегая от получения его начертания. В последних событиях человеческой истории дети Божьи проявляют му­жество и силу. Они помнят предупреждения и наставления Писания, и их не обольстят чудеса, которыми подкупает других лжерелигия. Они тверды в своих убеждениях, не­смотря ни на чьи уговоры. Превыше всего для них остается верность Богу — они готовы перенести лишения, тяготы и даже смерть ради того, чтобы сохранить свои отношения с Богом.

8. Народ Божий соблюдает заповеди Божьи. Посвя­щенность Христу видна не из слов: «Господи! Господи!» - но из дела. Особую роль в период последнего кризиса играет четвертая заповедь. Весть первого ангела привлекает внима­ние к Творцу. Соблюдение же субботы свидетельствует о том, что эта весть была услышана и принята. На первый взгляд может показаться, что для богослужения подошел бы любой день недели, но раз Сам Бог назначил определенное время для поклонения Себе, наше послушание Его заповеди должно быть безусловным.

9. Народ Божий сохраняет веру Иисуса. Когда говорит­ся о том, что народ Божий сохраняет веру Иисуса, имеется в виду не тот факт, что они верят в Него. Эта «вера» в большей степени связана с христианской традицией, системой док­трин, в центре которых находится Христос. В том же значе­нии мы встречаем это слово в Иуд. 3, где автор говорит о «вере, однажды преданной святым». Истинные последовате­ли Христа «сохраняют веру», когда сохраняют неизменными основы христианства.

10. Народ Божий терпеливо ожидает возвращения своего Господа. Слово «терпение» (hupomone) в Откр. 14:12 было бы лучше перевести как «стойкость». Несмотря на ка­жущуюся задержку пришествия Христа, несмотря на все со­мнения и страхи, Его народ не теряет надежду. Он сохраняет стойкость до конца. Он знает, что Обещавший верен и однаж­ды вернется.

Значимость для возвещения Евангелия

Каждому адвентисту седьмого дня необходимо пере­читывать Откр. 12—14. Он должен читать эти главы до тех пор, пока не поймет во всей полноте их значения, и за­тем возвращаться к отрывку вновь и вновь, чтобы сориен­тироваться в наследии пионеров нашей церкви. Он дол­жен увидеть глубокий смысл наших отличительных док­трин, отличительного образа жизни, отличительного взгляда на мир и значение миссии, о которой говорит этот отрывок.

Осознав смысл этих глав, верующий в своем благовестии должен сохранить те характерные черты, которые об­разуют связующую нить с прошлым опытом. Нам не ка­жется, что современных адвентистов должно удовлетво­рять повторение слов, сказанных проповедниками про­шлого, ибо благовестие всегда должно звучать актуально и быть обращено к нуждам современного человека. Равным же образом, мы не считаем, что в основе всех или большин­ства проповедей должна лежать 14-я глава Откровения, по­скольку она содержит систему христианских доктрин, многие из которых требуют дополнительного осмысления через проповедь.

В чем же тогда значимость Откр. 12—14 для сегодняшне­го благовестия? Помимо содержания самого текста, что не должно остаться без внимания, мы должны уловить динами­ку благовестия, а именно:

1. В ноте уверенности, характерной для этих глав. От­рывку присуща уверенность в том, что мы живем в преддве­рии Второго пришествия. Уверенность в том, что Бог призы­вает верных Ему из всякого народа и колена. Убежденность в том, что в вопросе истинного поклонения не может быть ком­промисса. Убежденность в том, что Десять Заповедей, и запо­ведь о субботе в особенности, демонстрируют нашу верность Богу.

2.  В присущей всему тексту авторитетности. Три анге­ла-посланника летят по небу с вестью Божьего приглашения и предостережения, обращенной к людям. Для того, чтобы заявлять о религиозном авторитете, нужны основания. Во имя Бога совершались и совершаются многие неблаговидные дела. Самые разные люди объявляют себя гласом Божьим, за­являя, что имеют Божественную весть или поручение совер­шить явное зло. Однако если мы всерьез принимаем Библию и, в частности, Откровение, мы не имеем права уходить от во­проса авторитета.

Стоящий за кафедрой адвентистский проповедник исполняет предсказание Откр. 14. Это смелое утвержде­ние. Такое утверждение может привести нас к гордыне, самоуверенности и самолюбованию. Чтобы такого не произошло, нам нужно определенное мерило кротости и благодати. Однако мы должны осознавать свою миссию. Мы не должны проповедовать о том, с чем все соглаша­ются. Наша проповедь должна звучать с той же убежден­ностью и уверенностью в победе, что и ангельская весть Откр. 14.

3. В непреходящей актуальности этой вести. Эти слова относятся непосредственно к нашим дням, предостерегая нас об особой значимости нашего времени в вечном замысле Божьем. Они призывают нас пробудиться, открыть глаза и увидеть себя в свете вечности, чтобы подготовиться к встре­че с Господом.

4.  В грозном предостережении, которым проникну­та эта весть. Большинство христиан умалчивают об От­кровении. Некоторые богословы, говоря об этой книге, умаляют ее значение, ошибочно предполагая, что кое в чем ее воздействие может оказаться негативным. Нет сомне­ний, что главы 12—14, как и многие другие разделы этой книги, содержат идеи, которые звучали бы странно с ка­федр многих современных церквей. Главы, основная тема которых — верность Агнцу и любовь к Нему, одновремен­но достаточно суровыми словами описывают ужасный гнев Агнца. Трехангельская весть звучит тревожно, ибо время близко и судьба поклоняющихся зверю слишком страшна, чтобы медлить.

Весть предостережения должна ясно звучать в наших проповедях. Мы стражи на стенах Сиона и посему не должны проявлять нерадивость в своих обязанностях. На­градой за победу будут небеса, последствием пораже­ния — гибель.

Грозное предостережение должно, однако, звучать в све­те «вечного Евангелия». Центром каждой проповеди должен быть Христос и Его могущество. Он — Агнец, и Его крест всегда должен возвышаться над людьми. В какой бы аудито­рии ни звучала проповедь, она всегда должна указывать путь, позволяющий обрести надежду и исцеление в Нем. Предосте­регать, не указывая при этом на Христа, это все равно, что кричать: «Дом горит!» людям, оказавшимся запертыми в пы­лающем здании.

Уверенность, авторитет, предостережение — вот черты, связывающие нашу проповедь с благовестием пионеров на­шей Церкви. Подобно им, мы должны твердо держаться Пи­сания, ежедневно черпая силы в живом Слове. Это Слово по­зволит нашей проповеди зазвучать с новой силой. Могучие голоса трех ангелов услышит весь мир.

 

 

 

 

41 Обратите внимание на перечень 12 тысяч от каждого из 12 колен Израиля (7:5) и на описание в 7:9. См.: Beatrice Neall. «Good News About the 144000» / Adventist Review, April 2, 1987.

42 Некоторые комментаторы усматривают связь между тремя ангелами Откр. 14 и троекратным повторением слова «горе» в Откр. 8:13. Подобное истолкование, однако, согласуется с футуристическим взглядом на Откр. 9, не имеющем основания в тексте.

43 Заповедь о субботе показывает несостоятельность учения мормонов. Утверждая, что истинное учение было утеряно в средние века и восстановлено сейчас, они оказываются в затруднительном положении, так как отвергают без всяких на то оснований четвертую заповедь Декалога; авторитетным для них является лишь «откровение» (Joseph Smith).

44 Для обозначения концепции суда Иоанн использует самые различные греческие слова. См. Откр. 15:4 (dikaiomd); 17:1; 20:4 (krima); 14:7; 16:7; 18:10; 19:2 (krisis); 6:10; 11:18; 16:5; 18:8; 19:2, 11; 20:12, 13 (krino).

45 См.: The SDA Bible Commentary 7 /F. D. Nichol, ed. (Washington, DC, 1957), pp. 828—830.