АНГЕЛЬ МАНУЭЛЬ РОДРИГЕЗ

Доктор богословия, бывший директор Института исследования Библии, в настоящее время пенсионер, Сильвер Спринг (Мэриленд, США)

Сегодня наиболее трудными для понимания и толкования являются те главы книги Откровение, в которых повествуется о семи трубах (гл. 8–11). Язык и образы там настолько сложные, что по поводу применения их к отдельным историческим событиям существуют различные точки зрения.

Такая неопределённость толкования может смущать членов церкви и всех, кто хочет найти в этом апокалиптическом пророчестве одну ясную и исчерпывающую интерпретацию. В настоящее время её просто не существует.

Возможно, вопрос, на который мы должны обратить внимание, должен звучать так: Что можно сделать для того, чтобы многообразие мнений не превратилось во внутреннюю богословскую борьбу? Я хотел бы предложить две вещи. Во-первых, мы должны просить Господа укрепить нашу готовность к совместному труду в духе христианской любви и кротости для созидания Церкви. Во-вторых, мы должны договориться о том, как подходить к этому апокалиптическому пророчеству — это вопрос герменевтики.

Основные принципы

Я не предложу вам ничего особенно нового, но хотел бы подчеркнуть необходимость твёрдо придерживаться наших герменевтических принципов в толковании Апокалипсиса.

Перечислю некоторые из них в контексте изучения труб. 

1. В толковании труб практически все адвентистские богословы использовали исторический метод, так как он основывается на самом Писании. Этот метод был представлен провидцам Апокалипсиса ангелом-толкователем. Его использовали Иисус, апостолы и другие толкователи на протяжении всей христианской истории. Хотя в этой статье я не предоставлю все необходимые доказательства в поддержку наиболее важных принципов исторического метода толкования 1 , полагаю, что для правильного толкования труб необходимо исходить из следующего: 

а) апокалиптическое пророчество покрывает весь исторический промежуток от времени пророка до самого конца истории (Дан. 7). Чтобы сохранить верность этому методу, необходимо применить его к апокалиптическому циклу видений о семи трубах. Когда мы рассматриваем это пророчество сквозь призму современного исторического момента, мы должны осознавать, что некоторые элементы пророчества уже исполнились, тогда как другие находятся в процессе исполнения или исполнятся вскоре; 

б) таким образом, исполнение апокалиптических пророчеств происходит на протяжении всего периода истории. Следовательно, они не могут и не должны истолковываться в рамках претеризма или футуризма, или применяться к концептуальным обобщениям, не связанным с определёнными историческими событиями (идеализм); 

в) апокалиптическим пророчествам присуще циклическое повторение (Дан. 2:7; 8; 11). Трубы суммируют историю в определённом ракурсе и в какой-то степени проводят параллель с другими пророческими циклами Откровения, содержащими число «семь» 2 . Каждая параллель анализирует исторический период с разных, но в то же время дополняющих друг друга сторон. 

2. Апокалиптическая природа видений нацелена на конкретное исполнение, что позволяет рассматривать его в одном определённом историческом событии или процессе. Другими словами, многократное исполнение пророчества о трубах не должно даже обсуждаться 3. Мы вместе с автором Библии считаем это фундаментальной характеристикой апокалиптического пророчества (например, Даниил говорит вавилонскому царю, который олицетворяет царство: «Ты эта золотая голова» (2:38); так же и Гавриил называет «царей Мидии и Персии» и «царя Греции» соответственно овном и козлом (8:20, 21). 

3. Трубы не символизируют Божий последний эсхатологический суд над нераскаявшимися грешниками, но символизируют суд, происходящий в какой-то период истории. Поэтому мы должны чётко различать предназначение труб и семи язв (Откр. 16). Язвы изольются в определённый исторический момент, что быстро приведёт ко Второму пришествию. 

4. Нужно тщательно изучить временные периоды, упомянутые в пророчестве о трубах, чтобы определить, имеем ли мы здесь дело с пророческими временными периодами или с чем-то другим. Если речь идёт о пророческих временных периодах, мы должны попытаться найти историческое исполнение, применяя к ним принцип «год за день». 

5. Мы должны тщательно изучить библейские антецеденты языка и образы, используемые для описания каждой трубы перед тем, как определить их историческое исполнение. Этот методологический элемент основан на герменевтическом принципе, что Писание объясняет само себя. Его применение исключает использование нашего воображения при определении значения и исполнения.  

Применение этих принципов не гарантирует единодушия толкования, но устанавливает некоторые важные параметры для интерпретации пророчества о трубах. Несмотря на то, что невозможно полностью избежать разницы во мнениях, как адвентистские толкователи, мы должны придерживаться упомянутых выше принципов. Например, может случиться так, что язык и образы, используемые в описании определённой трубы, разными толкователями могут быть применены к разным историческим событиям. Это допустимо лишь при условии, что рассматривается определённое историческое исполнение и библейский текст был тщательно проанализирован, чтобы доказать такую возможность. Это подразумевает, что в отношении полного и исчерпывающего толкования пророчества о трубах, мы ещё не достигли желаемых результатов.

Многообразие взглядов

Таблица показывает, что, даже применяя вышеизложенные принципы, посвящённые адвентистские исследователи, тем не менее, пришли к различным выводам в отношении точного исторического исполнения пророчества. Данная таблица не является всеобъемлющей, а лишь иллюстративной 4. 

В таблице отображён ряд важных моментов. Во-первых, ясно, что традиционная точка зрения, представленная Урией Смитом, не нашла поддержки многих толкователей. Тем не менее, тот факт, что один из современных учёных (Альберто Триер) недавно предоставил ценные исследования в защиту взглядов Смита, показывает, что эту интерпретацию нельзя так просто сбрасывать со счетов. Вовторых, ни один из толкователей не согласен со Смитом относительно его интерпретации первых четырёх труб.

Фактически в толковании первых четырёх труб возникает новый консенсус, который радикально отличается от точки зрения Смита. В-третьих, в отношении интерпретации пятой и шестой труб имеются некоторые существенные различия. Два толкователя (Тиль и Максвелл) примкнули к Урии Смиту в своей интерпретации пятой трубы и трое (Тиль, Максвелл и Ши) — в интерпретации шестой. Но мы находим у них различия в некоторых деталях. Таким образом, интерпретация Смита не была предана забвению полностью. 

В-четвёртых, наиболее важным событием в толковании пятой и шестой труб является рост секуляризма и атеизма в западном мире и отступничество духовного Вавилона (Паулин, ЛяРонделл и Стефанович) 5 . В виду того, что это толкование наиболее остро противоречит традиционному, необходимо представить по этому поводу несколько комментариев. Вопрос заключается в том, совместима ли такая интерпретация с историческим подходом. По-моему, совместима — заметьте, что я не говорю, что это правильная или не правильная интерпретация этих труб. Главный довод, на котором я основываю своё мнение, состоит в том, что это не претеристический, и не футуристический, и не идеалистический подход к толкованию пророчества о трубах. Проблема здесь заключается в том, что эта точка зрения отождествляет силы, описанные в пророчестве о трубах, с философскими и духовными движениями, а не с определёнными империями или нациями. Но здесь мы должны быть осторожны. Например, в Новом Завете Израиль — не просто геополитическая сила. С приходом еврейского Мессии вера Израиля стала универсальной, и теперь «верный Израиль» включает в себя людей из всех языков, племён и народов. Можно привести и множество других примеров из самой книги Откровение, лучшим из которых, вероятно, может служить Вавилон. Он больше не является городом в Месопотамии, но символизирует всемирное отступничество и восстание против Бога. Такой подход в толковании — от ограниченной географической реалии до универсального явления — также поддерживается Еленой Уайт в контексте апокалиптических пророчеств. Например, она обращается к образу Египта, чтобы представить дух Французской революции, которая сейчас достигла мировых масштабов в виде атеизма 6 . Таким образом, новая интерпретация пятой и шестой труб не подрывает историзма. Секуляризм мышления, зародившись в определённой нации, достигает глобальных масштабов, что является историческим исполнением пророчеств о пятой и шестой трубах. Этот новый подход в толковании не выходит за рамки исторического. Пожалуй, самой дебатируемой проблемой является чётко обоснованная интерпретация временных периодов пророчества о пятой и шестой трубах. Те же, кто разделяет или близок к взглядам Урии Смита, должны не только договориться о точных датах исполнения пророческих периодов, но и найти лучшее объяснение упоминанию Божьей печати при пятой трубе (Откр. 9:4). 

В-пятых, ещё один момент, осложняющий обсуждение пророческих периодов, — это то, что Елена Г. Уайт, по всей видимости, поддержала интерпретацию миллеритского проповедника Иосии Литча. Вот, что она писала: 

«В 1840 году замечательным образом исполнилось другое пророчество, вызвав широкий интерес. За два года до этого события Иосия Литч, один из видных служителей, проповедующих о близости Второго пришествия Христа, опубликовал толкование 9-й главы книги Откровение, предсказывая падение Оттоманской империи. Согласно его подсчётам, это должно было произойти в августе 1840 года, и за несколько дней до исполнения пророчества он писал: „Если учесть, что конец первого периода в 150 лет точно совпадает с восшествием Диакоза на престол с разрешения турок, и что 391 год и 15 дней начались в конце первого периода, то они должны окончиться 11 августа 1840 года, когда можно будет ожидать падения Оттоманской власти в Константинополе. Я убеждён, что так оно и случится“ (Иосия Литч в „Знамениях времени“ и „Толкователе пророчества“, 1 августа 1840 года). 

В указанное время Турция через своих послов приняла покровительство союзных держав Европы и подпала под зависимость и контроль христианских народов. Всё произошло в точно предсказанное время... Когда это стало известно, многие убедились в верности принципов пророческих толкований Миллера и его единомышленников, что придало новый импульс адвентистскому движению. Учёные и влиятельные люди присоединились к Миллеру в проповеди Слова и в издательской деятельности, и в период с 1840 по 1844 год их работа приняла широкий размах» 7 . 

Из контекста видно, что Елена Уайт описывает опыт Уильяма Миллера и его сторонников в начале 1840-х годов. Так как в то время она принадлежала к движению миллеритов, вероятнее всего, она приняла толкование пророчества Литча. Основной мыслью данной цитаты является то, что исполнение его предсказания придало импульс пророческому толкованию о 2300 днях, выдвинутому Уильямом Миллером. Высказывались предположения, что здесь имеет место пересказ опыта миллеритов, в том числе и её собственного, а вовсе не конечное толкование пророческого периода. Так ли это на самом деле или нет, останется спорным вопросом 8 . Но тот факт, что она больше никогда не упоминает 1840 год как год, когда исполнилось библейское пророчество, должен насторожить нас в отношении использования этого единственного утверждения.

Интересно, что из нашей таблицы видно, что кроме Урии Смита, ещё только один автор (Тиль) заканчивает период 1840 годом. Триера привлекает 1840 год, но всё же 1844-й ему кажется более подходящим. Другими словами, большинство из адвентистских толкователей не позволяют одному комментарию Елены Уайт повлиять на решение вопроса. Они предпочитают ещё раз исследовать проблему, по-новому взглянув на библейский текст и изучив исторические источники. В данном конкретном случае это представляется хорошей методикой.

Заключение

Все взгляды, изложенные в этой статье, совместимы с историческим методом толкования пророчеств. Если соблюдается эта конкретная методология, Церковь не должна выступать против многообразия толкований 9 . Признание этого принципа должно сразу же исключить догматические толкования и жаркие споры, в жертву которым с лёгкостью приносятся христианское смирение и любовь. Каждое предлагаемое толкование нужно обсуждать с точки зрения точности анализа библейского текста и его предполагаемого исторического исполнения. 

1 Например, см. William Johnsson, «Biblical Apocalyptic», in Handbook of Seventh-day Adventist Theology, ed. Raoul Dederen (Hagerstown, MD: Review and Herald, 2000), 784–814. 

2 В отношении цикличного повторения и труб, см. Ekkehardt Mueller, «Recapitulation in Revelation 4–11», Journal of the Adventist Theological Society 9, no. 1 (1998): 260–277. 

3 См. Jon Paulien, «Seals and Trumpets: Some Current Discussions», in Symposium on Revelation-Book I, ed. Frank B. Holbrook (Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 1992), 183–198. 

4 В таблице использованы материалы из следующих источников: Hans LaRondelle, How to Understand the End-Time Prophecies of the Bible: The Biblical/Contextual Approach (Sarasota, FL: First Impressions, 1997); C. Mervyn Maxwell, God Cares, vol. 2 (Boise, ID: Pacific Press, 1985); Roy C. Naden, The Lamb Among the Beasts (Hagerstown, MD: Review and Herald, 1996); Jon Paulien, «Interpreting the Seven Trumpets», unpublished paper prepared for the Daniel and Revelation Committee of the General Conference, 1986; William Shea, «Revelation’s Trumpets», unpublished paper, 1998; Uriah Smith, The Prophecies of Daniel and Revelation (Nashville, TN: Southern Publishing Association, 1944); Ranko Stefanovic, The Revelation of Jesus Christ: Commentary on the Book of Revelation (Berrien Spring, MI: Andrews University Press, 2002); Edwin R. Thiele, Outline Studies in Revelation (Angwin, CA: Class Syllabus, Pacific Union College); Alberto Treiyer, The Seals and the Trumpets: Biblical and Historical Studies (self-published, 2005). I apologize to the authors if I unintentionally misrepresented their views. 

5 Жак Дукан также поддерживает именно эту точку зрения. (Secrets of Revelation: The Apocalypse Through Hebrew Eyes [Hagerstown, MD: Review and Herald, 2002], 84– 91). В первых четырёх трубах он видит историю церкви с постапостольских времён до великого отступничества, в какой-то степени проводя параллель с печатями. 

6 Она писала: «„Великий город“, на улицах которого убиты эти свидетели и где лежат их мёртвые тела, в духовном смысле называется Египтом. Среди всех народов, представленных в Библии, Египет наиболее дерзко отрицал существование живого Бога, сопротивляясь Его повелениям. Ни один монарх не осмелился столь открыто и столь своевольно восстать против авторитета Неба, как это сделал правитель Египта. Когда Моисей во имя Господа сообщил фараону торжественную весть, этот гордый монарх ответил: „Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля? Я не знаю Господа, и Израиля не отпущу“ (Исх. 5:2). Это атеизм. И народ, который символизирует Египет, точно так же должен был отвергнуть требования живого Бога и проявить тот же дух неверия и вызывающего неповиновения. „Великий город“ также сравнивается духовно с Содомом. Порочность Содома, нарушавшего Закон Божий, проявилась с особенной силой в узаконенном разврате. Этот грех должен был стать характерной чертой народа, в судьбе которого исполнилось это пророчество Писания» («Великая борьба» [Mountain View, CA: Pacific Press, 1950], 269). В другом месте после описания морального разложения мира, она спрашивает: «Что может помешать миру стать вторым Содомом?» (Education [Oakland, CA: Pacific Press, 1903], 228). Затем она добавляет: «В то же время анархия хочет смести все законы, не только Божий, но и человеческие. Концентрация на благосостоянии и власти, многочисленные союзы для обогащения меньшинства за счёт большинства, объединение беднейших классов для защиты своих интересов и требований; дух беспокойства, бунтарства и кровопролития; повсеместное распространение тех же учений, которые привели к Французской Революции — всё это имеет тенденцию втягивать весь мир в борьбу, подобную той, которая сотрясла Францию» (Там же, курсив добавлен). Кажется, она считает, что сейчас такой ход мыслей преобладает во всём мире. «Атеизм и неверие преобладают в каждой стране. Наглые богохульники выступают вперёд на земле, которая является собственным домом Бога, и отрицают существование Творца и бросают вызов Господу небес, чтобы Он умертвил их на месте, если они не правы. Вот, везде создаются общества неверных, чтобы изобрести способы распространения своего адского яда!» (Review and Herald, May 4, 1886). Ясно, что Елена Уайт олицетворяет имена городов с мировыми движениями, зародившимися во Франции во время Французской Революции.

Такой подход к исполнению апокалиптического пророчества не противоречит историческому методу толкования пророчеств.
7 Елена Уайт «Великая борьба», 334, 335.
8 См. Robert W. Olson, 101 Questions on the Sanctuary and Ellen G. White (Washington, DC: Ellen G. White Estate, 1981), вопрос 52.
9 Это иллюстрируется тем, что в Библейском комментарии адвентистов седьмого дня говорится о семи трубах. Поддерживая традиционный взгляд, представленный Смитом, он признаёт другие возможности и избегает догматизма (см. F. D. Nichol, ed. , Seventh-day Adventist Bible Commentary [Washington, DC: Review and Herald, 1978], 7:778–796).