Описанная здесь связь между классическим пророче­ством и библейской апокалиптикой — апокалиптика как часть библейского пророчества, но с отличительными особенностями — разительно отличается от тех взглядов, которых придерживаются теологи, стоящие на позициях исторического критицизма. Поскольку они попытались сконструировать жанр апокалиптики, соединив воедино множество неканонических материалов, в их понимании не существует такого отдельного понятия, как библей­ская апокалиптика, скорее она была привнесена в Писа­ния извне и, возможно, взята из произведений неизвест­ных авторов, которые присвоили себе имена библейских персонажей, чтобы добиться доверия к своим книгам. По их мнению, Книга Даниила была написана не Даниилом, а кем-то другим во втором веке до нашей эры; апокалип­тическое предсказание, записанное в Мф. 24, Мк. 13, Лк. 21, было сделано вовсе не Иисусом; Павел многое заим­ствовал из еврейского апокалипсиса, когда писал 2 Фес., а автором Откровения был не апостол Иоанн (см. Истол­кование IV. Е. 1-4).

Однако, когда мы исследуем библейскую апокалиптику отдельно и независимо от других источников, перед нами предстает совершенно иная картина. Мы видим, что апо­калиптика формировалась в рамках библейского проро­чества до вавилонского плена. Во время плена развитие апокалиптики продолжалось, поскольку Даниил излагает большую часть материалов своей книги именно в этом ключе. Наконец, в Новом Завете целая книга — последняя книга библейского канона, в котором апокалиптика сосре­доточена на конце времени, написана как апокалипсис.

Все попытки найти корни библейской апокалиптики в неканоническом жанре апокалиптической литературы

потерпели неудачу. Вместо того чтобы приписывать биб­лейскую апокалиптику неканоническим источникам, бо­лее логичным было бы утверждение, что небиблейская апокалиптика была подражанием библейской апокалип­тики или, по крайней мере, создавалась под ее влиянием.

II. ИСТОЛКОВАНИЕ БИБЛЕЙСКОЙ АПОКАЛИПТИКИ

Библейская апокалиптика имеет отличительные осо­бенности, которые требуют особых принципов истол­кования. В то же время она суть часть более обширной литературы предсказательных пророчеств, обращающей наше внимание на то, как апокалиптические предсказа­ния сопоставляются с неапокалиптическими предска­заниями. Мы ограничим нашу дискуссию принципами истолкования книг Даниила и Откровение — двумя ве­ликими произведениями библейской апокалиптики (см. Истолкование III. Д. 3).