Толкование

Семинары и лекции

11 глава Пророка Даниила. Материал для посвященных в тему. Рекомендуем предварительно изучить первые 10 глав книги Даниила. 

Эта глава содержит в себе грандиозное и точнейшее пророчество о событиях мира и охватывает исторический период в более чем за два с половиной тысячелетия,

включает в себя историю Востока и Запада: древнее персидское государство Грецию и Рим, средневековое папство, французскую революцию, последнюю войну и «восточный вопрос». Она останавливается на некоторых событиях более детально, чем предыдущие пророчества. И шаг за шагом раскрывается картина событий.

Ст. 1 «И так, я с первого года Дария мидянина стал ему подпорой и подкреплением. Теперь возвещу тебе истину: вот еще три царя восстанут в Персии, потом четвертый превзойдет всех великим богатством и. когда усилится богатством своим, то поднимет всех против царства греческого».

    «Теперь возвещу тебе истину». То же самое, что читаем в 10 главе ст. 21. В книге божественных решений записан весь ход борьбы между силами света и тьмы и вся история, особенно первых пяти столетий  после Даниила, и до того точно, что некоторые даже сомневаются, что эта глава или Книга была написана раньше этих событий. Втор. 32:34. «Еще три царя восстанут в перси, потом четвертый превзойдет всех богатством. Даниил видел видение при Кире в третий год его царствования. Еще три восстанут. Эти были после Кира: Камбиз (529-522), Лже-смердис (522-521), Дарий Гистап (521-486), а четвертый Ксеркс (485-464), тот самый о котором идет речь в книге Есфирь, и он там назван Артаксеркс, по выражении того времени. Еще до отца своего Дария он наследовал большие богатства и свои накопил военными походами, так что как историк Геродот пишет, он накопил такие сказочные богатства. Что считался самым богатым царем того времени. О роскоши его мы видим по книге Есфирь. Персия достигла при нем наивысшего расцвета. Еще никогда до этого не было такого громадного государства.

   «Когда усилится богатством своим, тогда поднимет всех против царства греческого2. Еще при отце Дарии восстали Малоазиатские греки, но восстание было быстро подавлено и Дарий решил их наказать, а также и помогавших им европейских греков. Но его поход потерпел неудачу. После этого Дарий был так разгневан на афинян. Что приказал рабу своему, чтобы он ежедневно за столом трижды восклицал: «Царь, не забудь афинян». Он готовил новый поход, но умер во время приготовления.

    Его сын хотел теперь осуществить эту мечту. Пять лет он готовился, 65 народностей, разные по своему языку, обычаям, одежде и оружию помогали ему при этом. Наконец, он собрал громадную армию, более, чем два с полов. Миллиона, а с вспомогательными войсками это число превысило пяти миллионов. И вот, наконец, эта армия двинулась в поход; 49  народностей маршировали под его знаменами. Ксеркс превозносился и говорил, что все человечество поведет уничтожить Грецию. Казалось, вся Азия поднялась на маленькую Грецию. Им нужно было проходить пролив Дарданеллы. Из кораблей было сооружено два больших моста.

   История говорит: эта громадная армия проходила беспрерывно по обоим мостам семь дней. Но в этом же году он потерпел поражение: греки разбили его громадную армию и сам Ксеркс спасся на рыбацкой лодке через Геллеспонт. 

Ст.3-4 «И восстанет царь могущественный, который будет владычествовать по своей воле. Но когда он восстанет, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет, и не с тою властью. С какой он владычествовал; ибо раздробится царство его и достанется другим кроме этих».

    Повествование сразу переходит от персидского Ксеркса к греческому Александру, хотя здесь промежуток времени около ста тридцати лет. В этом промежутке, кроме Ксеркса, правили еще 8 царей персидских.

Артаксеркс 1………464-424

Ксеркс 2……………424-1-2 месяца

Соглион……………424-6-7 месяцев

Дарий 2……………423-405

Артаксеркс 2……..404-359

Артаксеркс 3……..359-338

Араес……………...338-336

Дарий 3 Кодоман..336-330 

Они ничем особенным в истории не выделились и пророчество о них молчит. Решительную борьбу за мировое господство, начатую Ксерксом, окончит Александр.

     «Царь могущественный» - это Александр Македонский. Который написал Дарию кодоману, что он решил наказать персов за их военный поход. Он покорил персов и быстро завоевал весь мир, почему сказано. Что он будет действовать по своей воле. Так. Что потом плакал как дитя, о том, что нет другого мира. Который он мог бы завоевать. «Но когда он восстанет» когда встанет на высоту всемирной власти, царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным и не к его потомкам перейдет и не с той властью. С какой он владычествовал. Об этом мы уже видели в 7 и 8 главах, что после смерти Александра на 33 году его жизни, его царство раскололось и разделилось между его четырьмя полководцами: Касандр на Западе, Лизимах на Севере, Селевк на Востоке, Птолемей на Юге.  

     Хотя у Александра был сын геркулес от его супруги Варсинии, но полководцы не признали его наследником престола и еще в маленьком возрасте он был убит руками Полисперхона. Был и другой сын от супруги Роксаны, но вместе со своим дядей он был убит Касандром, так что никто из приемников не остался в живых, и пророчество исполнилось буквально: « не к его потомкам» и  «не с тою властью». 

Ст. 5  «И усилится южный царь и один из князей его пересилит его и будет владычествовать и велико будет владычество его»

     Начиная с этого стиха пророчество переходит на название южного и северного царей и борьбу между ними. Чтобы лучше понять, нужно взять Палестину – страну народа Божьего, - как точку центра и исходящий пункт, и мы видим, что Македония под КАСАНДРОМ БЫЛА НА Западе, Фракия под Лизимахом на Севере, Сирия и земли до инда на Севере и Востоке под Селевком, а Египет под Птолемеем – на Юге. Значит царство Птолемеев – это южный царь. 

    К 221г. до Р.Х. ликвидировались царства Касандра и Лизимаха, перейдя к Селевкам. Таким образом, образовалось северное царство на Севере – царь северный. Птолемей 1 на юге, кроме Египта, покорил себе и Финикию, Палестину, Кирену, Кипр и др. Под его мудрой властью в 311-284г., сделалась Александрия столицей Востока. Особую услугу оказал, учреждением александрийской библиотеки и устройством большого маяка на Ворос, который считается одним из чудес света. Так и исполнилось: «и усилился южный царь». «И один из князей его пересилит его и будет владычествовать и велико будет владычество его». Это Селевк из бывших полководцев Александра. Но он был сперва наместником Вавилона и должен был бежать от Антигона к Птолемею в Египет и участвовать под руководством Птолемея в войне против Антигона в 314-311г. до Р.Х. Антигон был разбит и Селевк восстановил не только свои земли, но в короткое время расширил свои границы до Инда и Геллеспонта. Вследствие многих побед, ему присвоили имя – Никадор- победитель. Династия Селевкидов царствовала в Сирии до 64г. до Р.Х. а Птолемеев  на Юге до 30г. до Р.Х. и после того оба попали под власть Рима. Пророчество говорит об их истории не ради их самих, а потому что они властвовали над народом Божьим и «прекрасной страной « Палестиной»: Египет от 301 -203г., а потом и Сирия.

Ст. 6. «Но через несколько лет они сблизятся и дочь южного царя придет к царю северному, чтобы установить правильные отношения между ними, но она не удержит силу в руках своих. Не устоит и род ее, но преданы будут как она, так  и ее сопровождавшие, и рожденный ею и помогавшие ей в те времена». 

        После Птолемея 1 Лаги, следовал его сын Птолемей 2 Филадельф, который царствовал с 283-246г. Под его владычеством Египет усилился. При нем Ветхий Завет был переведен на греческий язык. Перевод назывался Септуагинта.   

      В Сирии в это время царствовал сын Селевка Антиох 1 Зотер 280-261г.  Их столицей была. Антиох в северной Сирии, который в свое время назывался «третьим городом мира». Потом царствовал Антиох 2 Теос 261-247г., который воевал с Египтом в восьмилетнюю войну. В тоже время восстали на Востоке парфяне и бактрийцы. Царство Антиоха сильно слабело, и он вынужден был заключить мир с Птолемеем. Так исполнилось6 « Через несколько лет они сблизятся». В знак дружбы и мира Птолемей заставил Антиоха принять условия, по которому он должен был устранить свою жену Лаодикию с ее детьми и жениться на дочери Птолемея – Веронике и ее детям утвердить престол. Таким образом, исполнилось: «дочь южного царя придет к царю северному, чтобы установить правильные отношения между ними. Антиох так и сделал, но прошло несколько лет и Птолемей умер. Антиох чувствовал себя свободным: он прогнал Веренику с ее сыном и пригласил обратно свою возлюбленную жену Лаодикию к себе. Она с радостью вернулась, но боялась изменчивого характера Антиоха, и чтобы не получилась новая измена, как только Антиох утвердил за ее сыном Селевком право наследия престола. – отравила своего мужа Антиоха 2 и воцарился ее сын Селевк 2.Калинник. он по совету матери, первым долгом позаботился о том, чтобы освободится от соперницы матери – от Вереники и ее сына, который так же мог бы претендовать на престол. Вероника, хотя убежала со своим сыном и со всей сопровождающей ее свитой – все они были уничтожены. Таким образом, исполнилось пророчество: но она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее, но преданы будут как она, так и сопровождавшие ее и рожденный ею и помогавшие ей в те времена. 

   Ст. 7-9. «Но восстанет отрасль от корня, придет к войску и войдет в укрепления царя северного,  и будет действовать в них. и усилится, даже и богов их, истуканы их с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет и на несколько лет будет стоять выше царя северного. Хотя этот и сделает нашествие на царство южного царя, но возвратится в свою землю».

  Божественное утверждение говорит, что южный царь – это Египет. Но восстанет отрасль от корня ее – это Птолемей3(246-221), сын Птолемея 2, брат Вереники. Он пошел войной через Сирию, прошел до Тигра, убил Лаодикию, взял многочисленные крепости, в том числе и морскую крепость селевкия. Где он оставил свои оккупационные войска на 20 лет. Восстание в Египте заставило его возвратиться. Он воевал с обоими братьями: Селевком и Антиохом, разграбил их царства, увез оттуда 40 000 талантов серебра и 2500 их богов или истуканов; в том числе и тех истуканов, которые Камбиз привез из Египта. А за то, что он возвратил им их идолов, египтяне назвали его Евгетес, доброжелатель или благодетель. В 247-227г. Селевк 2 пошел войной против Египта, но это кончилось его полным поражением и спешным бегством в Антиохию. Ис.46:11.

Ст.10. «Потом вооружатся сыновья его и соберут многочисленное войско, и один из них быстро пойдет, наводнит и пройдет, и потом, возвращаясь, будет сражаться с ним до укреплений его»

      Эти «сыновья его», которые не должны были вооружиться, были два брата: Селевк 3 и Антиох 3. Сыновья Антиоха 2, северного царя. Чего не успел сделать Селевк 2, то сделали его сыновья. Они решили отомстить Птолемею за его разграбление. Но прежде чем идти на Египет, они старались укрепить свой тыл и обеспечить тем, что Селевк 3 пошел против пергамского царя Атталуса 1 и покорил его. Теперь они стали собирать многочисленное войско, как и пророчество, говорит, но он, Селевк, во время своих военных приготовлений умер, будучи отравлен и царствовал 3 года. «Один из них» - один из братьев, а именно оставшийся Антиох 3, продолжал дальше свои военные походы. Подавил военные восстания в Мидии и Персии, сделался великим царем, так что история называет Антиохом великим за его быстрые и удачные походы на Египет. Царствовал он с 224-187г. до Р.Х. И пророчество говорит: « Быстро пойдет, наводнит и пройдет». Он задумал для усиления своей власти покорить себе переднюю Сирию, и это удалось ему легко. Потому что царствовал в Египте Птолемей 4 Филопатр, который отличался беззаботностью и пьянством. Птолемей допустил взятие Селевкии и Тира. Птолемей предложил ему мир. Перемирие получилось, но согласия не достигли: «Потом, возвращаясь, будет сражаться с ним до укреплений его». Антиох весной 218г. начал новое наступление, разбил египетского полководца Никадора, взял Финикию, а также и Палестину и дошел до крепости Рапфия, которая была ключом к Египту.

Ст. 11-12. «И раздражится южный царь и выступит и сразится с ним, с царем северным, и выставит большое войско, и предано будет войско в руки его. И ободрится войско, и сердце царя вознесется; он низложит многие тысячи, но от этого не будет сильнее».

     Рассерженный поражениями, устрашившись близостью врагов, наконец, Птолемей воспрянул. Как и здесь говорится: «И раздражится южный царь и выступит сразиться с царем северным». Набеги Антиоха произвели на Птолемея отрезвляющее действие: он бросил свои оргии и взялся за меч для защиты своего государства. Во всем Египте собирались войска. Египетская армия состояла из семидесяти тысяч пехотинцев,  пяти тысяч всадников. Восьмидесяти трех слонов. Но и Антиох, царь северный, выставил большое войско. 62000 пехотинцев, 6000 всадников, 102 слона. У крепости Рапфия произошел решительный бой. Антиох потерял 10 300 убитыми, 4000 пленными и сам едва спасся живым. Так исполнилось: и предано было это большое войско в руки его, т.е. в руки южного царя. Если бы Птолемей продолжал свой поход, Антиох совсем погиб бы, но Птолемей опять возвратился к своей веселой жизни, и даже отдал ближнюю Сирию и Палестину обратно.

      Когда он посетил Иерусалим, то пытался войти во Святое Святых, но иудеи не допустили его. За то он разгневался на иудеев, которые поселились со времен Александра в Александрии и имели большое преимущество. Действия Птолемея привели к восстанию в Александрии и при подавлении восстания погибло около 40-60 тысяч человек иудеев. Так исполнилось: и ободрится войско и сердце царя вознесется. Дальше Птолемей, попадая под влияние развратных людей, предался разврату и жестокости: убил своих родителей, братьев и сестер, и с этого времени его царство начало падать вниз. Так исполнилось: хотя он исполнит многие тысячи, но от этого не будет сильнее.

      Ст. 13. «Ибо царь северный возвратится и выставит войско больше прежнего и через несколько лет быстро придет с огромным войском и большим богатством».

      Антиох, царь северный, подавил восстание в малой Азии, взял от Парфян Мидию, разбил бактрийцев, проник до Индии и там достал себе 151 слона. Таким образом, он составил себе огромное войско и приобрел много богатства. Так исполнилось: «Царь северный возвратится и выставит войско больше прежнего». Он теперь возобновил планы своего прадеда Селевка Никадора, и задумал возвратить Фракию, а также продолжать свою родовую борьбу с Птолемеем. Он был занят в Вавилоне этими мыслями, как вдруг Птолемей Филопатр, южный царь умер. У него остался наследник – Птолемей Эпифан. У Антиоха появилась надежда, освободится от своего беспокойного соседа. Притом, но нашел себе союзника – македонского царя – Филиппа. Так исполнилось: Через несколько лет придет с огромным войском и большим богатством.

       Ст. 14. « В те времена, многие восстанут против южного царя, и мятежные из сынов народа твоего поднимутся, чтобы исполнилось видение и падут»

     «Многие восстанут против южного царя». Это были тоже – Антиох 3 в союзе с Филиппом, а к ним присоединились целая сеть мелких союзников. И даже без всякой причины. Пользовались случаем молодого царя. Притом и в своей стране. Верхнем Египте, произошли волнения, т.к. египетский опекун Агатхокл плохо управлял страной и некоторые страны отпали.  Так исполнилось – многие отпали против южного царя. Но здесь среди всех этих трудностей, является на мировую арену еще одна сила. С еврейского перевода: «Растерзатели народа твоего».  Это все переводится с еврейского слова – «паритс», что означает: рассекать, разнести, растерзать. Лютер переводит это слово в Иер.7:12 «грабитель». Это же слово встречается во 2Цар.5:20 и означает рассекть разносить. Кто же были эти рассекатели и грабители народа твоего – Израиля?. Во всей книге Даниила мы видим указания на Рим, а так же указывает на него история, и как раз он начинает появляться здесь на сцену. Они же должны были растерзать еврейский народ за их непослушание, как еще давно было предсказано в Втор. 28:47-51. Для этого они уже здесь должны были выступить на арену борьбы. 

    Когда македонский Филипп и сирийский Антиох сделали нажим на малолетнего Епифана, чтобы захватить Малую Азию и уже договорились о дележе Египта, тогда александрийцы послали посольство в Рим с просьбой взять опеку над молодым царем на себя и защищать государство Египта. Риму это понравилось: теперь он мог наложить руку свою на Египет и удержать возрастающее влияние Филиппа. Рим дал свое согласие и послал Антиоху и Филиппу приказ – воздержатся от всякого нападения на Египет, а в Александрию послал Марка Липида опекуном молодого царя говоря: «Римляне решили помогать своим союзникам, и если нужна помощь известите. Так попал Египет в зависимость от Рима. Но Рим, исполнив все и сам в свое время должен пасть. 

     Ст. 15. «И придет царь северный, устроит вал и овладеет укрепленным городом. И не устоят мышцы юга, ни отборное войско его, не достанет силы противостоять».

        В это время, когда после смерти Птолемея 4, Антиох со с своим опытным войском, во время молодого Птолемея 5, в 203г. до Р.Х. покорил себе южную Сирию, Финикию и Палестину он не пошел дальше в Египет, а обратился в малую Азию против правителя Пергама – Атталуса. 

    В это время, египетский полководец – Скопас зимой в 199г. взял обратно эти страны, но летом 198г. в верховьях Иордана был опять разбит возвращающимся Антиохом. Который окружил его в г. Сидоне, осаждал город, где было 10000 войск Египта. Так исполнилось: «Придет царь северный, устроит вал». Напрасно пришли три самых известных полководцев со своими отборными войсками спасать Сидон. Антиох разбил их всех и Сидон был взят голодом. Во время осады свирепствовал сильный голод и Скопас сдался с условием свободной капитуляцыи. Антиох обратно завоевал эти области. Так исполнилось: «И овладеет укрепленным городом и не устоят мышцы юга ни отборное войско его, не достанет силы противостоять». Рим, взяв на себя защиту Птолемея, смотрел на это спокойно по следующим причинам6 чтобы оба противника не вступили сразу в борьбу. Рим их разделил и не препятствовал Антиоху взять Сирию и Палестину. Антиох порвал союз с Филипом и оставил его на произвол судьбы. Теперь Рим  свободно покорил македонского Филиппа, а потом уже никто не мог устоять перед Римом, и он покорил всех одного за другим. Пророческое слово исполняется шаг за шагом самым точнейшим образом. Этим стихом кончается борьба между Птолемеями и Селевкидами.

   Ст. 16. «И кто выйдет к нему, будет действовать по его воле, и никто не устоит перед ним, и на Славной земле своей поставит стан свой, и она пострадает от руки его».

           Филипп македонский, который отвоевал от Египта малую Азию в 197г. был окончательно разбит Римом и с 146г. Македония окончательно сделалась провинцией Рима. Антиох, которому рим позволил дойти до Фракии, был не только изгнан из Европы, но в 190г. появились римские орлы в Азии. У Магнезии Антиох потерял около 50 000 войск.

   Еще никакая великая держава не погибала так полностью и постыдно, как царство Селевкидов при Антиоха Великом. Это великое царство растаяло перед Римом, как лед перед летним солнцем. И нет никакого народа, который мог бы остановить, могущественны Рим. Так исполнилось: «Никто не устоял перед ним». 

      Иудеи, которые при Антиохе Эпифане в 173г. до Р.Х. по 163г. были преследуемы, подняли восстание в 167г. в Палестине, при этом Маккавеи освободили Израиль от власти Сирии, но в 64г. они сделались римской провинцией. Получилось это так: Гиркам и Аристобул, оба требовали престола, оба принца обратились к Риму, который решил в пользу Гиркама. Но Аристобул не хотел согласиться. Римский полководец Помпей пришел под Иерусалим. Аристобул сдался, но его приверженцы пошли в укрепления и так храбро сражались, что Помпею только после трех месяцев удалось разрушить стену Иерусалима, воспользовавшись их строгостью соблюдения субботнего дня, и взял город штурмом. Даже, когда римляне были на стенах и во храме, священники продолжали богослужение. Эти события повлияли на Помпея, и он пощадил кое-кому жизнь, но 12 000 было убито. Помпей вошел во Святое Святых, но не касался его предметов. В 37г. до Р.Х. был поставлен царем Ирод Великий. И так исполнилось: «На славной земле поставит стан свой».

  Ст. 17-19. «И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним, и совершит это; и дочь жен отдаст ему, на погибель ее, но этот замысел не состоится, и ему не будет пользы из того. Потом обратит лицо свое к островам и овладеет многими; но некий вождь прекратит нанесенный им позор и даже свой позор обратит на него. Затем он обратит лицо свое на крепости своей земли; но споткнется, падет и не станет его».

       Здесь идет речь об известном императоре Юлие Цезаре. От прежнего всемирного царства Александра остался теперь только Египет, носивший имя самостоятельного царства. Редкие завоеватели запада еще медлили, хотя уже в 81г. до Р.Х. Рим имел право над Египтом, но он позволил за хорошую плату быть там царем. В 58г. народ прогнал Птолемея Авлета, но Рим еще за более высокую плату помог ему стать на престол. Когда Авлет умер, он оставил свой престол своему сыну Птолемею 12 Дионисию свой престол, которому было 9 лет и 16 летней дочери Клеопатре под опекой Рима. По завещанию отца, по египетскому обычаю, брат и сестра должны были пожениться и разделить власть. Рим же назначил им опекуном Помпея, т.к. в Риме в то время была Республика, и управлял сенат, а Юлий Цезарь домогался власти и хотел быть царем, то Помпей пошел против него и потерпел поражение при Фарсале в 48г. Этот знаменитый полководец «некий вождь» обратился в бегство, но при берегах Египта был предательски убит. Тот который когда-то командовал тысячами кораблей, был убит в одной убогой шлюпке на пороге Египта, вероятно, этим же Птолемеем, отцу которого помогли стать обладателем престола. Цезарь, услышав о смерти Помпея, явился теперь в страну только с тремя тысячами пехотинцев и 800 всадников.

       В это же время Птолемей 12, не желая разделить власть с Сестрой Клеопатрой, прогнал ее и оба находились в войне. Здесь же Цезарь разбил некоего Ахала, который временно действовал от имени Птолемея 12, вытеснил Клеопатру и добивался самовластия. Теперь Цезарь требовал от Птолемея 12 и Клеопатры распустить свои войска и ждать от него решения, но Птолемей не хотел подчинится Цезарю и погиб в этой борьбе. Но в виду того, что Цезарь носил римские знамена на земле фараонов, то получилось всеобщее восстание. Неожиданно появились 20 000 солдат и к ним присоединились граждане против римлян. Цезарь разбил всех, хотя и был в большой опасности. Тут же к нему поспешили войска из ближайших покоренных народов под руководством Митридата и с ним так же много живущих в пределах Египта, 3000 иудеев с Антипатром. Так исполнилось: «И вознамерится войти со всеми силами царства своего, и праведные с ним и совершит это». Слово «праведные» переведено с еврейского «ясхор» - праведный, прямой, честный. Так в большинстве звали иудеев. (Ис.44:2).  

   Иудеи при этом восстании значительно помогли Цезарю и получили одинаковые права с египетскими греками. Цезарь разбил египетские войска при дельте Нила, а Птолемей утонул в реке. Во время этой борьбы Клеопатра, войска. Которой были по ту сторону Пелузиума, хотела завоевать симпатию у Цезаря и власть. Она замышляла пленить его совей красотой. Но попасть к Цезарю было трудно, то она приказала своему сильному рабу Апполодоросу завернуть ее и, под предлогом, что это подарок, донести ее до Цезаря, и таким образом она добралась до него.

     Клеопатра была очаровательно красива и еще во цвете своих лет, и с успехом победила Цезаря, раба своих похотей. Цезарь назначил ее своим соправителем и оставил в Египте 3 легиона войск, чтобы закрепить за Римом верховную власть. Но Клеопатра до того пленила Цезаря, что тот остался в Египте дольше, чем требовали этого обстоятельства. Клеопатра устраивала в Александрии пышные пиры, ездила с ним на прекрасном корабле по реке Нил, чтобы показать ему чудеса страны. Сына от Цезаря она назвала – Цезарионом в 46г. Сама Клеопатра поселилась в Риме в садах Цезаря. Но все же, она стала склоняться к Антонию другу Цезаря, и после смерти Цезаря обратила свое внимание против Рима. Так исполнилось: «И дочь жен отдаст ему» В совр. пер. «И дочь отдаст ему в жены» с целью приобрести власть, но безуспешно. Дальше говорится: «потом обратит лицо свое к островам и овладеет многими». Еще во время пребывания Цезаря в Египте, восстал против римского владычества сын Митридата босфорский царь Фарнак, владевший береговой полосой в Малой Азии. Цезарь пошел протв него и победа досталась ему та легко, что он разбил его в течении 5 дней и послал в Рим известие об этом: Пришел, увидел, победил. 

   «Затем он обратил лицо свое на крепости своей земли». Когда мир уже лежал побежденным у ног Цезаря, он стал закреплять за собой власть и славу. Его назвали пожизненным диктатором и императором. С правом этот титул наследовать его приемникам. В храме квириния ему поставили статую: «полубог». Сам он одевался в пурпурную тогу, как древние цари, принимая сенаторов, сидя в золотом кресле. Месяц квинтилий назвали его именем – Юлием, как месяц июль. Везде отдавали ему честь.

      Но вот здесь, на вершине своей власти, победитель пятисот сражений и покоритель тысячи городов, вдруг спотыкается. Против него составили заговор сторонники Помпея, которого он когда-то преследовал. Среди заговорщиков было более 60 человек, к которым даже примкнули некоторые сторонники Цезаря: Дециус, Брутус, Гаюс, Дребониус. 15 марта 44г. до Р.Х. , когда Цезарь явился на заседание сената в театр Помпея и нанесли ему 23 раны копьями, от которых он умер. Хотя его друг Артемидорус утром и передал ему письмо, в котором был описан весь план заговора, но Цезарь торопился и сунул письмо в карман, непрочитанным и умер не приняв предупреждение. Так и случилось: «некий вождь прекратит, нанесенный им позор и даже свой позор обратит на него; споткнется, падет и не станет его».

       Ст. 20. На место его восстанет некий, который пошлет сборщика податей пройти по царству Славы, но и он после немногих дней погибнет, и не от возмущения, и не в сражении»

    Это был преемник Юлия Цезаря, его племянник Октавиан, которому Цезарь завещал престол. В начале их было три Антоний, требовал себе наследство, так же Липидий. Тысячи были убиты, как будто они мстили за смерть Цезаря. Но хитрый Октавиан, все же сделался самодержцем. Липидус был убит. Антоний покончил самоубийством. В 29г. до Р.Х. Октавиан взял себе имя Цезарь, а сенат ему еще присвоил имя «Август», что означает Великий, и за июлем в его честь назвали месяц август. Что он действительно послал сборщика податей по царству славы – видно из его всемирной переписи (Лук.2:1), а также из истории. Он везде наложил налоги и увеличил государственный доход. Время его царствования считают самым блестящим для Рима. Он хотел кирпичный Рим превратить в мраморный «царство славы».

   Второй раз с основания Рима и первый раз после 236г. до Р.Х. их храм Януса, бога войны, был на замке в знак всеобщего мира, и тогда родился действительный Князь мира в Вифлееме. Но в скорее, после нескольких дней Август погибнет и не от возмущения и не в сражении. 

   В 9г. по Р.Х. было столкновение с соседними народами германцами и в лесу теотобурга погибло 27 000 человек вместе с полководцем Варусом. Это так сильно подействовало на пожилого императора, что стало известным с тех пор его восклицание: «Вар, Вар, отдай мои легионы». Здоровье его подорвалось и пять лет спустя, в 14г. после Р.Х. он скончался в городе Ноле в 76 лет.

       Ст. 21. «И восстанет на месте его презренный и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством».

      Этот презренный был Тиберий. Август был три раза женат, но имел только одну дочь. Он решил передать престол своему зятю Марцелгу, но тот умер. Тогда он решил передать престол Агриппе, своему полководцу, но и тот умер. Тогда Август намеревался передать престол его двум сыновьям, но и те умерли, от отравления Ливией, третьей женой Августа. Ливия имела от первого брака сына Тиберия, который отличался жестоким и зверским характером. Ливия приложила все старания, чтобы Август сделал ее сына наследником. Но он ей ответил: Твой сын слишком презрен, чтобы носить римскую порфиру, но так как никого не было он согласился в 12г. по Р.Х. Лестью Тиберий завоевал симпатию и был утвержден сенатом.

   Когда Август согласился закрепить престол за Тиберием, то, говорят, что воскликнул: «О несчастный римский народ, обреченный быть между мелющими челюстями». Так и случилось, что он «презренный», которому не воздадут царских почестей. Получив власть в свои руки, он предался пиршествам и сладострастью, питая ко всем подозрение и недоверие, и погубил многих царедворцев.

      Ст. 22. «И все потопляющие полчища будут потоплены и сокрушены им, даже и сам Вождь завета». 

     Выражения – «всепотопляющие полчища будут потоплены и сокрушены», показывает, что Тиберий губил каждого, кого подозревал, не считаясь ни с силой, ни с положением своих вельмож и сам он погиб не лучше их. Семидесяти восьми лет он заболел. В 37г. Тиберий впал в бессознательное состояние и уже поспешили объявить о его смерти. Но вдруг он пробуждается. На всех нападает смертельный страх. Только один Марк не теряет присутствие духа, спешит к постели больного, отстраняет присутствующих и быстрым движением накидывает на него одеяло, под которым он задохнулся. Но как пророчество говорит: при нем должно быть сокрушено еще одно историческое Лицо: Сам Вождь Завета – Христос. 

    В 15г. правления Тиберия было крещение Иисуса, осенью 27г. Лука берет 12г., когда он стал соправителем Августа. Христос был распят три с половиной года спустя после крещения, в 19г. правления Тиберия, в 784г. от постройки Рима в пятницу 6 апреля 14 нисана.

   Ст. 23. «Ибо после того, как он вступит в союз с ним, он будет действовать с обманом, и взойдет, и одержит верх с малым народом».

    Этот стих переносит нас обратно к началу Рима, к тем временам, где мы уже были. Когда пророчество говорит о «сокрушении вождя завета», о Христе,  ангел не может на ряду с объяснениями исторических фактов обойти молчанием и великий Голгофский акт, то он теперь пытается доказать, как это получилось, что этот акт свершился где-то в маленькой Иудее, у подножия Иерусалима и опять-таки руками этих же римских солдат, в то время, когда наш взор был все время пленен событиями у берегов Тибра, столичных городах Рима и Египта. Он теперь доказывает, что это получилось так потому, что римляне еще раньше вступили в союз с иудейским народом. После этого вступления в союз будет действовать обманом, взойдет и одержит вверх с малым народом. В 161г. до Р.Х. римлянине заключили с макавеями союз, согласно которого обе стороны в случае военных угроз, должны были оказать друг другу посильную помощь. Из этого наибольшую выгоду извлек Рим. Так он заключил союзы и с другими народами и царствами, обещал поддерживать, но обманывал всех. Это служило ему средством поглотить эти народы и одержать верх над малым народом, т.е. без помощи военных походов овладеть всеми.

С.24. «Он войдет в мирные и плодоносные страны и совершит то, чего не делали отцы его и отцы отцов его; добычу, награбленное имущество и богатство будет расточать своим, и на крепости будет иметь замыслы свои, но только до времени».

Здесь указывается,  как Рим применил свои средства для достижения своей власти, какие не применяли прежде этого, не делали отцы его. В то время, как отцы их достигали власти военной силой, Рим свое мировое господство достиг при помощи дипломатии, следуя лозунгу «разделяй и властвуй». Сначала сеяли между государствами раздоры, а потом предлагали тому или другому народу, который был втянут в войну союз или помощь. Этим способ все государства один за другим подпали под власть Рима. Тогда Рим поставил везде своих правителей. Некоторые царства были переданы Риму по духовному завещанию от их умирающих царей.

«Награбленное имущество и богатство будет расточать своим».

Те богатства и имущество, которые они приобретали в покоренных странах, они не сберегали в единой кассе, а раздавали своим солдатам тысячные подарки. Римские войска воевали не бесплатно, а требовали в награду львиную долю награбленного богатства. Этот метод укрепил их военную мощь.

«На крепости будет иметь замыслы свои».

Основой римского могущества была их военная сила и мощь, и этому уделяли особое внимание «но только до времени». Римскому могуществу было все же дано строго определенное время и срок. Деян. 7:12. Они могли действовать, пока не кончится их власть, время предназначенное небом и записанное в истинном писании. Дан.10:21. Пс. 138:16. С 31г до Р.Х. от битвы Рима с Египтом при Акции и начала их мирового господства, то мы придем 330г. Н.Э., когда разделился Рим разделился на западную и восточную половину и перестал быть единым.

Ст. 25-27. «Потом возбудит силы свои и дух свой с многочисленным войском против царя южного, и южный царь выступит на войну с великим и еще более сильным войском, но не устоит, потому что будет против него коварство. Даже участники трапезы его погубят его, и войско его разольется, и падет много убитых. У обоих царей этх на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отложен до времени».

Юлий Цезарь довел Рим до могущества, но он пал от руки заговорщиков. После него образовался триумвират из Октаиана, Антония, Липидуса. Липидус был убит, обвиненный в участии заговора против цезаря. Египет оказался на стороне убийц цезаря и Антоний направился туда и вызвал Клеопатру, которая была там, в Киликии, для ответа в Тарс. Клеопатра не замедлила явиться. В роскошно убранной колеснице, наполненной всякими благоуханиями. Она явилась в Антиохию и предстала перед ним как богиня Афродита, т.е. Венера. Она очаровала и Антония. Он увлекся ею и последовал за ней в Александрию. Антоний оказался всецело в ее власти. он дарил ей римские провинции одну за другой. Он провозгласил ее царицей царей. Кроме того всецело очарованный красотой египетской царицы. Антоний окончательно развелся со своей прежней женой, Октавией, сестрой Октавиана Августа и послал ей разводное письмо. Таким образом, казалось, он собирался переселится в Александрию, предоставляя Запад Октавиану, а себе, требуя Восток, желая таким образом, разделить римское царство. Но нет пророчество говорит. что конец отложен до времени.

Теперь же Октавиан, который уже давно стремился к единовластию, нашел удобный момент выступить против него, как пророчество говорит. что потом возбудит силу свою и дух свой с многочисленным войском против царя южного. Октавиан объявил войну Клеопатре и направился в поход против Египта с войском на 250 кораблях, с 80 000 пехотинцев и 10 000 конницы. Но Клеопатра с Антонием выступили против него с еще большим войском на 500 кораблях 100 000 пехоты и 12 000 конницы, как и пророчество, говорит: «И южный царь выступит на войну с еще большим войском, но не устоит, потому что будет против него коварство». 2 Сентября 31г. до Р.Х. в сражении при Акциуме Антоний был разбит т.к. полководцы ему изменили, перейдя на сторону Октаиана.  Клеопатра бежала на своих кораблях, за ней следовал Антоний. Оставленные ими войска, даже его свита, сдались все Октавиану. Так исполнилось, что даже участники трапезы его погубят, и войско его разольется и падет много убитых. Теперь Клеопатра сделала вид, будто она хочет сжечь себя в своей гробнице. Это побудило Антонию нанести себе смертельную рану, и он умер на ее руках. Клеопатра же надеялась очаровать Октавиана своей красотой. Однако Октавиан не пошел на ее удочку и грубо велел ее доставить в Рим, в качестве трофея. Он намеревался заковать ее золотыми цепями, и при своем триумфальном шествии, при въезде в Рим, пустить ее в своей колеснице. Но Клеопатра не желала иметь такого позора, и она приложила к своей груди ядовитую змею и умерла. Октавиану пришлось привести картину с изображением Клеопатры, укушенная змеей. Так исполнилось, что у обоих царей на сердце будет коварство. И за одним столом будут говорить лож, но успеха не будет. От их мечты разделить царство ничего не вышло, «потому что конец отложен до времени». Значит, при битве в Акциуме должен был решиться этот вопрос, а через пророческое время – 360 лет спустя в 330г. по Р.Х., когда Константин перенес свою столицу в Константинополь.

Ст. 28. «И отправится он в землю свою с великим богатством и враждебным намерением против святого завета, и он исполнит его и возвратится в свою землю».

После покорения Египта, Октавиан вернулся в Рим с громадным богатством и невиданным триумфом. Две недели он пиршествовал и праздновал победу. Пышными зрелищами носорогами и бегемотами и другим диковинам не было конца. Солдатам было роздано много денег и земель, гражданам – много денег и хлеба и долги беднякам были уплачены щедрым завоевателем. Налоги и подати упали с 12% до 4%. Так исполнилась первая часть стиха: «он отправился в землю свою с великим богатством. Но вторая часть стиха относится ко времени после Октавиана, ко времени Веспасиана и Тита. 

В 64г. Нерон зажег Рим, а вину обратил на христиан, и возникло на них великое гонение. И здесь исполнилось: с враждебным намерением против святого Завета. Но в то же время восстали и иудеи в Палестине. В 64г. иудеи умертвили всех римлян. Отряд римских войск под начальством Цестия был разбит. В 66г. Нерон послал Веспасиана. Когда же Веспасиан воцарился после смерти Нерона, он передал командование своему сыну Титу. И тот в 70г. взял Иерусалим. С тех пор народ иудейский рассеян по всей земле и еврейское царство перестало существовать. 

Храм был сожжен, и утварь была увезена в Рим. При осаде Иерусалима был ужасный голод. Чтобы заставить их скорее сдаться, Тит приказал всех пойманных иудеев распять на кресте вокруг Иерусалима. Так что количество распятых доходило до 500 человек в день. Во время осады погибло около 1 000 000 человек. так ужасно исполнилось их собственное пожелание: кровь Его на нас и на детях наших. Тит, возвращаясь, устроил триумфальную арку в Риме для въезда в город после победы. 

Ст. 29. «В назначенное время опять пойдет на он юг; но последний поход не такой будет как прежде».

«В назначенное время», то самое время, о котором говорилось  в стихах24-26. Следовательно, в 330г. опять должен быть предпринят поход, сдвиг на юг, т.е. в район тех областей, о котором говорилось при южном царе. Но здесь не упоминается война с царями, ни военный поход, а перенесение столицы Константином с семи холмов Рима к берегам Босфора, и разделение римской империи на восточную и западную. 11 мая 330г., ровно через 360 лет после битвы при Акциуме, Константинополь был торжественно провозглашен столицей. Но это не принесло прежних успехов Риму, а наоборот начинается упадок Рима и начинается нашествие варваров, и падение окончательное в 476г. разделение власти после смерти Константина Великого между его сыновьями: Константином, Констанцием и Константом – привело, наконец, к такому состоянию.

Ст. 30. «Ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские; и он упадет духом и возвратится, и озлобится на святой Завет, и исполнит свое намерение и опять войдет в соглашение с отступниками от святого Завета».

Первая часть стиха говорит: «ибо в одно время с ним придут корабли Киттимские и он упадет духом и возвратится». Это относится к истории Рима и Гензериха с его морскими силами. «Одно время с ним». Т.е. в это же время, что описывалось в предыдущем стихе – о перенесении Константином столицы из Рима в Константинополь в 330г. вскоре после этого, а именно в 455г. явились корабли Гензериха (Киттимские корабли) в Рим. Киттим обозначает морскую прибрежную часть средиземноморья. Втор.10:4; Ис.23:1; Иер.2:10; Иез.27:6.

В выше указанное время, в этих местах жил вождь вандалов Гензерих. Он был человек непреклонной воли и неутомимой настойчивости. Ежегодно он отправлял из Карфагена сильно снаряженный флот, которым неизменно руководил сам. Его намерения хранились в непроницаемой тайне до самой минуты отправления. Когда кормчий обращался к нему с вопросом, - в какую сторону ему следует держать путь. Он отвечал: предоставьте этот выбор ветрам. Они нас принесут к преступному берегу, жители которого провинились перед Божьим правосудием.

Вандалы занимались морским пиратством и неоднократно посещали Италию, Лигурию, Тосканы… Они навели своими опустошениями ужас на прибрежных жителей от Геркулесовых столбов до устья Нила, и народ боялся их налетов.

Римский Император Валентиан 3 был убит неким Максимом, и жена императора Евдокия призвала Гензериха на помощь, чтобы отмстить Максиму за убийство мужа. Гензерих не замедлил явиться со своим флотом. Этими киттимскими кораблями в 455г. Рим не подозревал об опасности. Но Максим, который уже сделался императором, должен был бежать. Но озлобленный народ убил его камнями. Город был взят. Вандалы обещали сохранить Рим от огня и меча, но зато никто не мог препятствовать им грабить 14 дней. И они до того ограбили Рим, что мало, что осталось. Они же увезли с собой священный сосуды из святилища. В 460г. римский царь Майорам выставил свыше 300 кораблей и византийский царь лев 1 одиннадцать кораблей с 10 000 солдатами. Но в одну темную ночь Гензерих воспользовался попутным ветром, наполнил несколько кораблей старой паклей, облил смолой и пустил горящими на римский флот, и тот весь погиб от пожара. Поэтому Рим должен был возвратиться от своего похода и «пасть духом», исполнив пророческое слово. Вторая часть стиха: «И озлобился на Святой Завет и исполнит свое намерение». Это относится уже прямо к переходу от языческого цезаризма к католическому папству. 

Императоры перенесли свою резиденцию на Восток, и не было уже в Риме прежних гениев, которые не могли организовать обращающийся народ на борьбу с нападающими варварами, то народ стал обращаться к римскому епископу за защитой и стал молить. Чтобы он теперь вызвал огонь с неба для пожирания наступающих варваров.  Римский епископ охотно шел на встречу желанием толпы и оказывал им посильную помощь, только не средствами Неба. Они постепенно одержали несколько побед, и таким образом выковалось средневековое папство с его системой. «Озлобится на Святой Завет». Получилось так, что библия и Завет Христа – стали противоположным папе. Христос говорил: «Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет где преклонить голову Свою». Папство стремилось к блеску и роскоши. 

Иисус говорит: Царство Мое не от мира сего, а папа, называющий себя наместником Сына Божьего, объявляет: да будет весь мир послушен мне, да соединится в моей власти меч духовный и светский. В результате этого, целым рядом соборов чтение Библии было запрещено, и в разных концах Европы ревностные почитатели папского авторитета собирали их в кучу и при церковном пении сжигали. Таким образом, «он исполнил свое намерение». На соборах предложено повсюду провести празднование первого дня недели, бывшего языческого дня солнца. На Лаодикийском соборе было выработано 29 правил, которыми было объявлено проклятие над всеми, кто продолжает соблюдать субботу. Римское правительство вступило в соглашение с церковью, что исполнило пророчество: «войдет в соглашение с отступниками от Святого Завета».

Ст. 31. «И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества и прекратит ежедневную жертву и поставит мерзость запустения».

«И поставлена будет им часть войска». Это показывает, что папство применяло для получения своих богоотступнических целей военную силу. Папство достигало своего могущества следующим образом: 

1.Перенесение Константином столицы в Византию

2.Обращение франков в христианство при Людвиге, который царствовал в 481-511г. 

3.признание папского главенства со стороны восточно-римских царей в 511г.

4.Уничтожение арианского государства в 538г.

Обращение франков в католичество было торжеством папства, потому что франкский король предложил свою военную силу. С тех пор военная сила всегда являлась на помощь папству, пока, наконец. В марте месяце в 538г. изгнанием ариан из Рима была окончательно установлена папская власть. 

Что же касается дальше, что «осквернит святилище могущества и прекратит ежедневные жертвы и поставит мерзость запустения», то мы видим, что папство отвлекало взоры верующих от небесного святилища, от Первосвященника Иисуса Христа и эту истину заменила ложью, т.е. внимание всех приковывало к земным храмам и к римскому первосвященнику, как к единственному ходатаю.

Ст. 32. «Поступающих нечестиво против Завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать».

Первая часть этого стиха говорит о том, как папство не брезговало средствами, чтобы достичь своего величия. Известна иезуитская пословица: цель оправдывает средства. Они допускали всякую ложь и обман, насилие и лишь бы увеличить выгоду церкви. Католическая церковь щедро раздавала почетные звания и титулы, чтобы увеличить своих последователей. Люди с порочным характером возводились в сан епископов, везде была лесть и ложь.

«Но люди, чтущие, своего Бога усилятся, и будут действовать». Несмотря ни на что, свет истины не угасал. Вальденсы, альбигойцы, моравские братья, несмотря на все препятствия папства, действовали и усиливались. Вальденсы вынуждены были удалиться в самые уединенные места и переживать там большие трудности, но они сохранили чистоту веры и соблюдали библейскую субботу, воспитывали своих детей от самой юности в строгом и чистом понимании истины, подготавливали миссионеров, высылали их всюду и они проникали в разные страны с вестью истины. Эти странствующие проповедники, вместе с товаром широкого потребления предлагали и то, что было драгоценнее всего. Они ночью переплывали бурные реки. Чтобы идти возвестить истину жаждущей душе. Виклиф, Гус, Лютер, Цвингли, Кальвин высоко поднимали знамя истины, несмотря на все трудности, действовали храбро. Мужественно и самоотверженно. Они выступали против разных вероучений, католической церкви. Продажа индульгенций. Т.е. прощение грехов за деньги, всевозможные излишние посты, церковные наказания, заслуги спасения своими добрыми делами, обращение к разным святым, как к посредникам, тиранство пап и их самовозвышение с убедительной силой разоблачались в их проповедях и произведениях. Они же добились и перевода Библии на разные языки. Виклиф перевел Библию на английский, Лютер на немецкий, Оливетан на французский.

Ст. 33. «И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабеж».

На вальденсов папство так же пошло огнем, и мечем, и 4 ноября 1134г. в Вероне были преданы анафеме все сектанты. В 1209г. Иннокентий 3 организовал крестовый поход против сектантов. В 1229г. Людвиг 9 французкий обещал очистить всю страну от еретиков. Кроме того инквизиция страшно преследовала верующих. Инквизиторы приводили к суду всякого, на кого падала малейшая тень подозрения. Дело дошло до того, что одна нравственная чистая жизнь навлекала подозрение в еретичестве. Для чтения Священного Писания многим приходилось отправляться в горные ущелья, вырывать потайные подземные проходы к местам объединенной молитвы. Но эти собрания подвергались различной клевете: что как будто на этих собраниях убивали детей и предавались свальному греху.  

21 января 1535г. французским королем было устроено большое торжество, чтобы утешить гнев Божий. По улицам города двигалась огромная процессия, на медленном огне сжигали протестанты, причем король благоговейно молился. На следующий день произошло тоже самое, причем иным язык был прибит к столбу гвоздем или пришит к щеке, чтобы они не обращались к народу с речью. Разрушались целые города и деревни. 

Ст. 34. «И во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно».

Но все же пророчество говорит, что во время страдания будут иметь некоторую помощь. Об этом говорит и Христос. Мф.24:21-22. Эта помощь пришла в виде реформации 16-го века. Смелые выступления Лютера сильно расшатали римские устои и движение Евангелия взяло верх и Рим уже не мог приостановить это победоносное шествие Евангелия.  

«Многие присоединятся к ним, хотя и притворно». Целые народы присоединились к протестантству, но и протестантство застыло на мертвой точке. Многие примкнули к движению далеко не с религиозной целью. Многие шли с лозунгами6 свобода от Рима.

Князья и большие города хотели образовать особую церковь, хотели получить материальные владения церкви. И подчинить себе духовенство. К ним присоединялись люди, по большей части умственного труда, ожидавшие от этих перемен освобождения науки и искусства. Рыцари, городские пролетарии и крестьяне добивались полного переворота распределения собственности. Одни жаждали финансовой и просветительской, другие социальной реформы. Но как бы то ни было, но все же делу реформации и этим была оказана помощь. Все эти князья и рыцари помогали очень много и многие довольно искренне.

Ст. 35. «Пострадают некоторые из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени, ибо есть еще время до срока».

С реформацией все еще не кончилось папское владычество. Реформация была лишь только маленькая помощь верующим. В Англии и Ирландии многие верующие были убиты за веру во время царствования кровавой мари. В Австрии, Венгрии и Польше были гонения на протестантов. Менониты, баптисты, пуритане страдали от гонений. С 1555 по 1686г. вальденсы были изгнаны из своих убежищ в Швейцарии. Во Франции в 1572г, по планы Екатерины Медичи, при содействии папства, Карл 9 организовал кровавую Варфоломеевскую ночь, в которой погибли тысячи гугенотов. По этому случаю папа григорий 13 поздравил французского короля, и в память этого велел сделать медаль и наградил короля. Но все это должно было быть испытанием и убелением к последнему времени.

«Ибо есть еще время для срока». Здесь указывается на срок папской власти, его всемирного господства три с половиной пророческого времени или 1260 лет. И как мы видим в седьмой главе, этот срок должен был окончиться в 1798г. Дан.7:12. Так что пророчество указывает, что этот срок еще не истек.

С. 36-37. «И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется, и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное, и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится. И о богах отцов своих он не помыслит и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех».

Что это за царь, власть и сила которого выходит на мировую арену, и которая так гордо и высоко возносится, и главное, согласно последовательности пророчества, в то время, когда период мирового господства папы должно уже придти к концу, т.е. накануне 1798г. Это приводит нас к времени французской революции. Господство папы уже всем давно надоело. Но, поскольку он действовал во имя религии и Бога, а сам извращал все истинные принципы учения Христа, то многие люди, не умевшие отличать истину от лжи, стали ненавидеть всякую религию и восставали против Бога.

Признаки отступнической власти:

1.Поступает по своему произволу

2.Не признает богов отцов своих

3.Возвеличится выше всякого божества, т.е. отвергнет христианство и не признает существование бога

4.Говорит хульное о Боге

5.Пренебрегает желанием жен, т.е. отрицает браки и святость семейных уз

6.Имеет успех, доколе не совершится гнев и исполнится предопределенное

По первому признаку эта власть ни с чем не считается, под лозунгом свободы равенства и братства уничтожила все привилегии, как мы видим из истории французской революции.

14 июля 1798г. была взята Бастилия. В 1702г. королевская семья была заключена в Бастилию. Была устроена гильотина. Рассказывают, что осужденных было так много, что машина не успевала отрубать головы и образовалась очередь у машины. А земля вокруг машины превратилась в болото от крови. Это продолжалось до тех пор, пока и сами вожди движения не подпали под гильотину. Король Людовик 14 был обезглавлен. 

По второму и третьему признаку история говорит, что в это время было отвергнуто всякое божество и христианство, все то, чему их отцы верили и поклонялись. Было официально объявлено, что покончено со всякой религией и христианским прошлым, утвержден новый республиканский календарь, оттуда удалены все имена и названия, которые могли напоминать, что-то религиозное. Заменены названиями сельскохозяйственных продуктов и именами великих людей. Время делилось не на недели, а на декады. Крещение запрещалось, над кладбищем прибивали надпись: «Смерть вечный сон». Провозглашен был культ разума. Как представительница разума одна актриса, жена типографщика,  оперная певица, была одета в белое платье, и была посажена на роскошный стул и на руках была внесена в собор парижской богоматери на заседание конвента. Они так богохульствовали: мы оставили мертвых богов, обратившись к разуму, воплощенному в этой красавице, сотворенной природой-художницей. После этого актриса была поставлена на алтарь и перед ней кадили. 

Вальтер говорил, что он свои произведения пишет для того, чтобы уничтожить этого ничтожного Иисуса. Сказал, что пройдет сто лет и Библию можно будет найти только в архиве, христианство на страницах истории. Но прошло 100 лет и в доме, где жил Вольтер образовался библейский склад и его мечты не оправдались.

По пятому признаку о желании жен, история доказывает, что было стремление совершенно разрушить брачный союз, считая, что любовь и привязанность есть преступные признаки к покушению на свободу личности. По шестому признаку можно сказать, что имели успех: в 1797г. заключили мир с враждебными государствами и Наполеон сказал, что никогда не был заключен столь блестящий мир.

Ст. 38-39. «Но богу крепостей на месте его он будет воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом, и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями, и устроит твердую крепость с чужим богом: которые признают его, тем увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду».

Здесь идет речь о Наполеоне и его военных походах. Этот бог крепостей означает бога завоеваний и войны, которому он отдавал честь, на месте его, т.е. по фактическому выполнению. Успешные походы республиканских войск, в войне со всем миром. 

Когда во главе армии стал искусный и талантливый полководец наполеон, нигде не терпевший поражение, то ликованию толпы не было предела. Военная слава опьянила французов, и наполеон был провозглашен пожизненным консулом, и императором. Однако Европа не хотела признать силу разночинца, и придворные круги считали для себя позором. сообщатся с выходцем из народа. Россия, Англия, Австрия с презрением отвергали, протянутую руку Наполеона. Но Наполеон обратил все внимание на войну и на это он направил все богатство страны. 

До революции все богатства страны принадлежали не многим людям. Законом было запрещено делить и продавать. Теперь же эти земли были захвачены и переданы в пользу общественной казны. Продажа имений совершалась по решению конвента, направленного против эмигрантов, духовных лиц и осужденных судом революции. Так он чествовал золотом, серебром, которые отобрал у соборов и монастырей, которыми раньше чествовали их отцы своих богов. Так он чествовал бога, которые не знали отцы его, т.е. бога войны и разума. «Строит твердую крепость, с чужим богом, которые признают его…». Военные части укрепили положение Наполеона. Государства одно за другим попадали под его власть, и он раздавал земли о герцогства и курфюрства тем, кто признал его. Он был богом дня.  

Ст. 40. «Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями и нападет на области, наводнит их и пройдет через них».

В этом стихе мы опять встречаемся с названием «царь южный и северный». Здесь перемена истории земли. В начале главы мы видели, что на Юге царство Птолемеев и царство Селевкидов на Севере, владеющие Сирией и малой Азией. Следовательно, теперь мы имеем дело со странами и государствами, владеющими этими областями. 

Завязывается борьба южного царя с Наполеоном и затрагивается его поход в Египет. Причем это должно было произойти в строго определенное время. Под конец времени сразится царь южный. Под какой конец времени? Конец времени господства папства 1260 лет. К концу 1798г. В 1788г. Наполеон отправился в поход в Египет. В 1785г. французский посланник заключил договор в Константинополе с мамелюками, которые были тогда господствующим классом в Египте.

5 марта 1798г. Наполеон получил приказание от французской директории относительно похода на Египет. 19 мая он отплыл из Тулона и большим боевым флотом: 500 парусных судов 40 000 солдат 10 000 моряков 5 июля Александрия была взята. В июле и августе завоевали весь нижний и верхний Египет. 

Но французская экспедиция не была по сердцу турецкому султану и этим не замедлила воспользоваться Англия. Силой своего дипломатического искусства, она раскрыла глаза султана на истинный характер и намерения Наполеона.  Наполеон не был из тех, кто сразу решал вопросы перемирия. Хотя он видел, что в войне с Турцией он будет иметь против себя и англичан, отступить было не в его характере. Учитывая обстоятельства, он решил двинуться навстречу будущим врагам и овладеть гаванями и прибрежной полосой Сирии. Весть об этом достигла Султана и привела в неописуемую ярость.  Он немедленно сместил великого визиря, сторонника Франции, бросил в тюрьму французского поверенного и под давлением Англии и России объявил войну Франции. При этом французский флот был разбит англичанами.

1Сентября русский флот с 4000 экипажем вступил в Константинополь и представился к услугам султана. То же самое должен был сделать и средиземный флот Англии. Таким образом, в руках султана сосредоточились огромные силы, которые были направлены против французов во главе адмирала Смита. Во главе сухопутной армии, которая была чудовищно громадна, был назначен арзерумский наместник Юсуф, сделанный великим визирем. Так и исполнилось, что царь северный устремится, как буря на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями. Все это не остановило победоносное нашествие Наполеона. Он завоевал Иудею и дошел до Акры.

18Марта 1799г. началась осада Акры, которая продолжалась 60 дней, но осада была прекращена, и Наполеон впервые отдал приказ отступить после сражения у горы Фавор. 21 Мая Наполеон вынужден был вернуться в Египет. Турки преследовали его через всю Палестину до Египта. Таким образом, исполнилось: «Нападет на области, наводнит их и пройдет через них».

Ст. 41-42. «И войдет он в прекраснейшую из земель, и многие области пострадают и спасутся от руки его только Едом, Моав и большая часть сынов Аммоновых. И прострет руку свою на разные страны; не спасется и земля египетская».

После осады Акры французы отказались от всего, что захватили в Иудее и «Прекрасная земля» опять попадет под власть турок. При этом пострадало много христианского населения о турок. Великий визирь и Ибрагим паша свирепствовали, жгли города и села, поднимая мусульман к уничтожению «неверных». Эдом, Моав и большая часть сынов Аммоновых – эти арабские народы не пострадали, потому что эти земли лежали на юго-восток от Иудеи и не были на пути отступления Наполеона. Да при том арабские страны и сами были магометане и помогали туркам. Адам Кларк отмечает: Этих и других аравитян турки никогда не могли подчинить себе. Они все еще в пустыне и от султана получают ежегодную пенсию в 40 000 крон золотом, для того, чтобы караваны богомольцев имели свободный доступ в Мекку.

Покоряя разные страны, не должна была спастись и земля египетская. Египет, желавший спастись от турецкого владычества, предпочел быть под владычеством Франции, но поток событий не допустил этого. Наполеон, возвращаясь в Египет, вошел в Каир. 

В это время из Франции пришли тревожные вести о пошатнувшемся положении в республике, и Наполеон, оставив руководство армией генералу Клеберу, сам отправился на родину. Клеберу пришлось иметь дело с врагом в десять раз сильнейшим его. Но все же он нанес несколько чувствительных поражений. Но когда Клебер пал от руки туземного фанатика, его место занял бездарный иену, дела французов стали совсем отчаянными. 

Турки же овладев Египтом, не замедлили выказать свое варварство со всей жестокостью. Они принялись за грабеж; продолжалось это 4 недели.

Ст. 43. «И завладеет сокровищами золота, и серебра, и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Эфиопляне последуют за ним». 

Завладев Египтом, Турция поставила своих правителей, наложив контрибуцию, конфисковав хранившиеся там народные богатства. И великий визирь первым делом отправил оттуда 200 мешков золотом и серебром. Богатство Египта выкачивались посредством налогов. Даже солома и кизяк были обложены налогом. Так исполнилось: «И завладеет он сокровищами и серебра и разными драгоценностями» Иез. 30:4-19.

«Ливийцы и Эфиопляне». Эти народности, которые и сейчас существуют там, имели некоторую самостоятельность в свое время. Переход Египта в зависимость от Турции принудили теперь Ливийцев и Эфиоплян искать расположение от выше стоящих народов и держав. Султан на всех их наложил контрибуцию, и им пришлось, до некоторой степени разделить эту участь.

Ст. 44. «Но слухи с Востока и Севера встревожат его, и выйдет он в величайшей ярости, чтоб истреблять и губить многих».

Эти слухи, которые должны были тревожить Турцию (северного царя) были со стороны его северо- восточной великой соседки России, а так же со стороны завоеванных областей на севере, которые были отрезаны и одна от другой отходили от нее. 

26сентября 1815г. был заключен священный союз между Россией, Австрией и Пруссией. Турция поняла, что этот союз обращен против нее. В Российском ультиматуме была фраза: «Возможна ли дальнейшее существование Турции рядом с европейскими державами». Со смертью Александра 1 священный союз распался. Николай 1 снова принялся за эту политику и в тайном договоре с Англией 4 апреля 1826г., обещая Греции помочь, освободится от Турции. Этим вопросом заинтересовалась Франция и в июле 1827г. Франция присоединилась к договору. 

В то время Турция ужасно преследовала и избивала христиан в своих странах. В это время великой Порте предъявили требования прекратить избиение христиан, даровать Греции независимость и свободу вероисповедания и торговли. 

Турция не спешила выполнять требования и вызвала на помощь египетский флот. Послы Англии и Франции решили сделать новый шаг.  9 сентября они известили Порту, что союзный флот перекроит дорогу турецкой эскадре, в случае если их требования не будут исполнены. В результате произошло известное Наваринское сражение 20 сентября 1827г., в котором союзный англо-французский флот разбил турецкий флот. Этот стих содержит в себе вопрос величайшей важности и интереса всего мира. Это, так называемый «Восточный вопрос».  Турция была вынуждена перенести свою столицу из Константинополя в Анкару. «и тогда он придет к своему концу и никто не поможет». В русско-турецкой войне 1877-78г. великие державы Европы вмешались, чтобы остановить дальнейшее наступление России. Все державы заинтересованы теперь в том, чтобы эти места, имеющее стратегическое значение (Босфор и Дарданеллы) не были в руках, какой-нибудь одной державы. 

 

 

Популярное темы о конце света

Пророки и пророчества (Болотников)

Семинар по книге Апокалипсис

Преодоление последнего кризиса

Откровение Иоанна (В. Олийник)