Каждый, кто хотя бы раз в своей жизни совершал пусть маленькое, но открытие, навсегда останется пленником этого опыта. Подобно неустанному кладоискателю, человек, отыскавший на страницах Библии сокровище, переживший радость собственного открытия на тернистом пути исследования, будет вновь и вновь трудиться в поисках новых жемчужин, таящихся в глубинах Божьих Слов.
Есть на обширных территориях Священного Писания два особо интересных поля, чьи почвы необычайно плодородны, однако и необычайно трудны для возделывания, но, настоящие кладоискатели оценят благословенные сокровища, которые с лихвой окупят затраченные усилия. Я думаю, вы понимаете, что я имею в виду.
Пожалуй, никакие книги Библии не привлекали к себе столько внимания, как книга Даниила и Откровение, и доказательство тому неподдающееся счёту изобилие комментариев, содержащих самые разные толкования, порой даже взаимоисключающие. Однако, при всём внимании, не будет ошибкой сказать, что никакие другие книги Библии так не игнорировались, как эти.
Для адвентизма же и книга Даниила, и Откровение имеет ключевое значение. По сути, наше движение возникло вокруг книги Даниила, в особенности вокруг Дан. 8:14, и обрело смысл в книге Откровение, прежде всего в вести трёх ангелов (Откр. 14:6-12) . Да и Елена Уайт ни раз, и ни два призывала к тщательному исследованию именно этих книг: «Истины, открытые Даниилу, впоследствии были дополнены откровением, данным Иоанну на острове Патмос. Обе книги должны изучаться особенно внимательно» . «Изучайте Книгу Откровения и связанную с ней Книгу Даниила» , - настаивала Е. Уайт, - «Необходимо изучать Книги Даниила и Откровения» . Более того, она утверждала, что «как никогда прежде в истории нашего движения именно теперь следует уделять особенное внимание Книге Даниила и Откровению» .
Сестра Уайт также делает важный акцент на изменениях в народе Божьем, которые произойдут именно в связи с изучением книги Даниила и Откровения, она неоднократно заявляет, что наше понимание этих книг весьма скудно. «Мы не так понимаем Библию, как должны бы понимать её. Книга Откровение начинается с увещевания понять наставления, в ней содержащиеся. «Блажен читающий и случающие слова пророчества сего, - говорит Бог, - и соблюдающие написанное в нём; ибо время близко» (Откр. 1:3). Когда мы как народ поймём, что эта Книга означает конкретно для нас, среди нас произойдёт великое пробуждение. Мы не понимаем полностью уроков, которые эта Книга содержит, несмотря на то, что нам дано наставление исследовать и изучать её» .
К великому сожалению именно книга Даниила и Откровение являются излюбленными книгами вводящих в заблуждение, а встреча с подобного рода людьми зачастую вызывает «реакцию свёртывания», когда христианин цементируется в своём знании этих книг и болезненно охраняет своё прежнее понимание ото всего нового. Конечно, если крепко накрепко заколотить окно, то уже ни один вор туда не залезет, однако туда не проникнет и ни один лучик света. Поэтому куда более правильной реакцией на подобного рода встречи, будет углубленное изучение Библии, в частности книги Даниила и Откровение, как то настойчиво советовала Е. Уайт. Когда небезызвестный Дезмонд Форд представил свою смущающую умы работу «Daniel 8:14, the Day of Atonement, and the Investigative Judgment» это вылилось в то, что «в течение десятилетия, начиная с 1981 года, увидели свет восемь солидных изданий, выпущенных Институтом библейских исследований, которые, как рассчитывала Церковь, должны были дать ответы на вопросы, поднятые Фордом» . Вследствие этого конфликта Церковью были изданы замечательные книги «Symposium on Daniel and Revelation», которые на русском языке представлены в виде трёхтомного сборника «Глубины пророчеств». Однако мне хочется спросить, стоит ли дожидаться встречи с каким-нибудь человеком, смущающим умы, чтобы начать исследовать книгу Даниила и Откровения? Думаю, что ответ очевиден. Конечно, нет, но наша задача, как церкви остатка, идти вслед за Светом! Дж. Найт в своей книге сумел этот момент очень точно подметить: «Бог всегда ведёт Свой народ к ещё большему откровению истины» !
В контексте всего вышесказанного спрошу ещё раз, что же вы чувствуете, когда слышите толкование книги Даниила или Откровения, которое разниться с вашим толкованием и, какие действия предпринимаете в подобных случаях? Давайте поразмыслим над этими вопросами в свете одного конфликта из истории адвентистской церкви, произошедшего между Урией Смитом и Алонзо Т. Джоунсом.
Урия Смит был одним из пионеров адвентизма, это был трудолюбивый человек необыкновенного ума, обладавший множеством талантов, одним из которых был дар слова, который проявился в написании книг и статей, а также в произнесении проповедей. Эрнест Ллойд, бывший в те времена одним из студентов Баттл-Крика, следующим образом вспоминает Смита: «Для нас было честью, когда он обращался к нам с проповедью в старой часовне колледжа» .
Будучи редактором «Ревью энд Геральд» Урия Смит издал комментарии на книгу Откровение и книгу Даниила. В 1867 году из-под его пера вышла книга «Критический разбор и практические размышления над книгой Откровение», в ней Смит предлагал объяснение каждого стиха всех 22 глав книги Откровение. А некоторое время спустя вышел второй его труд «Размышления над книгой Даниила». В дальнейшем обе книги были объединены под одной обложкой. Адриэл Чилтон описывает судьбу книг Смита следующим образом: «Научный труд Урии Смита имел огромный успех и продавался тысячами экземпляров. Литературные евангелисты продавали эту книгу (объёмом в 330 страниц и в тряпичном переплёте) от дома к дому всего за один доллар. Пять лет спустя книга нашла оживлённый спрос за океаном. Последовали её многочисленные переиздания…» .
Алонзо Т. Джоунс будучи редактором «Знамений времени», в сравнении с Урией Смитом был достаточно молодым исследователем Библии, да и в возрасте между ними была разница около 18 лет. Прежде немало симпатизировавшие друг другу, впоследствии они разошлись по нескольким вопросам, в числе которых одно из важных мест занимало толкование книги Даниила. Как отмечает Дж. Найт «Смит в течение десятилетий был признанным авторитетом в области толкования библейских пророчеств. Его книга «Размышление над Книгой Даниила и Книгой Откровения» считалась классической адвентистской работой в этой области. Джоунс, с другой стороны, был в определенной мере новичком – как в адвентизме, так и в сфере истолкования пророчеств, но он был страстно увлечён как изучением Священного Писания, так и историей; он был восходящей звездой в адвентистском мире» .
Столкновение между редакторами двух адвентистский изданий У. Смитом и А. Т. Джоунсом произошло на почве толкования 10 рогов из 7-ой главы Даниила. «Джоунс сделал вывод, что список царств, приведённый Смитом, был неправильным. Молодой человек утверждал, что алеманы, а не гунны, как утверждал Смит, были одним из десяти царств» . В результате этого разногласия между двумя исследователями назрел серьёзный конфликт. Девять из 10 рогов по общему мнению обозначали бургундов, франков, лангобардов, саксов, свевов, вестготов, герулов, остготов и вандалов – весь сыр-бор начался вокруг того, какое племя было десятым.
Между редакторами двух самых значительных адвентистских изданий началась серьёзная полемика. Урия Смит в ответ на опубликованные без его согласия исследования писал: «Если гуннов не рассматривать в числе этих десяти народов, то мы сократим тогда на десять процентов исполнение пророчеств из Книги Даниила 2-й и 7-й глав. Вы можете себе представить, что произойдёт, если наши проповедники, представлявшие десять царств так, как они делали это в течение последних сорока лет, теперь изменят точку зрения, которая считается общепризнанной, не вызывает никаких разногласий и не оспаривается никем. Тысячи людей непременно обратят на это внимание и скажут: «О, теперь вы обнаружили, что ошиблись в том, что прежде считали одним из самых ясных вопросов; а если вам предоставить ещё некоторое время, вы можете вдруг признать, что вообще во всём ошибались. Такая позиция может сбить с толку многих и привести в полное замешательство».
В свою очередь А. Т. Джоунс весьма переживал за то, как адвентистская весть будет выглядеть под пристальным вниманием враждебно настроенного большинства. В своём ответе У. Смиту он писал: «Наши убеждения будут изучаться людьми, знакомыми со всеми фактами истории… мы можем предоставить этим людям убедительные доводы в пользу нашей веры, а не заявления типа «мы проповедовали это в течение сорока лет» .
Вскоре после Минниапольской конференции, на сессии которой горячо обсуждалось пророчество о десяти рогах, Е Уайт писала: «Если всякая идея, которой мы придерживаемся в своём вероучении, есть истина, значит ли это, что она не подлежит более исследованию? Разве зашатается она или падёт, если подвергнуть её критической оценке? А если так, - сама же она и отвечает на свой вопрос, - то пусть падает, и чем скорее, тем лучше. Дух, препятствующий исследованию истины, как оно подобает христианам, не есть Дух свыше» .
Перед нами налицо исторический пример конфликта двух толкований отрывка из книги Даниила, и закономерный вопрос: какую позицию занять нам? Закрыться ли нам в том, чему мы научены или махнуть рукой, мол, не столь важный вопрос, чтобы его так долго мусолить? Однако, вновь и вновь думая о том, какой же путь избрать, я ещё раз убеждаюсь в мудрости слов Е. Уайт: «Изучайте Книгу Откровение и связанную с ней Книгу Даниила, потому что история повториться… Обладая всеми нашими духовными преимуществами, мы сегодня должны знать намного больше, чем знали вчера» .
Давайте же перейдём от рассмотрения исторических дискуссий о толковании текста непосредственно к его исследованию. Итак, библейских стих интересующий нас гласит: «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него» (Дан. 7:7). Это же, хотя и в других образах, описано во 2-ой главе книги Даниила: «голени его [истукана] железные, ноги частью железные, частью глиняные» (Дан. 2:33).
И в одном, и в другом случаях к видению присовокупляется и толкование. В 7-ой главе написано: «А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей» (Дан. 7:24а) и во 2-ой: «А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное» (Дан. 2:41а).
Теперь давайте вспомним школьной курс по всемирной истории и представим себе
Римскую империю. Это было мощное государство с обширнейшими территориями, располагавшимися вокруг Средиземного моря, вобравшими в себя часть Европейского континента, часть Азии и часть Африки, и Ближний Восток. Географическое расположение Римской империи на политической карте мира ставит перед нами серьёзный вопрос: могла ли стать столь огромная страна, достоянием десяти варварских племён из Европы? Чтобы не быть голословным, я предлагаю двинуться от риторики к истории, и рассмотреть вышепоставленный вопрос на примере самой отдалённой провинции империи – Римской Британии.
Не в силах сдержать натиски многочисленных врагов, Рим решил пожертвовать землями, находящимися на самом краю империи. Подобно тому, как в неорганической химии металл с несколькими энергетическими уровнями с лёгкостью отдаёт свои электроны, расположенные вдали от ядра, некогда мощная империя с лёгкостью расставалась с отдалёнными от её центра землями. В 410 году по указу императора Гонория Британский протекторат был ликвидирован, и вся римская администрация покинула остров. На месте бывшей римской провинции образовались многочисленные кельтские, а именно бриттские, королевства, большинство из которых были не жизнеспособны . Без Римской защиты бритты, оказались под угрозой от нашествия воинственного племени пиктов. Для защиты были приглашены как минимум три германских племени: англы, саксы и юты , хотя из исторических источников известно, что помимо них в Британию прибывало множество других племён, из которых особо можно выделить франков и фризов. Со временем англы и саксы, в последующем объединившиеся в англосаксов, захватили большую часть Британии. В свою очередь в контексте этой угрозы объединялись и кельтские племена, так, к примеру, пикты, скотты и часть гэлов объединились и создали Шотландию. В общем, не вдаваясь в детали и не скатываясь в редукционизм, и так очевидно, что единая Римская империя, живущая по принципу divide et impera, была разорвана неисчислимым множеством самых разных племён на многие части. Таким образом, будет не совсем правомерным считать десять обыкновенно перечисляемых варварских племён наследниками или приемниками всей Римской империи.
А кто же в таком случае эти десять племён, пришедших на смену «железному» Риму? Отставьте столь волнующую мысль на некоторое время в покое, потому как истолкованию текста должно предшествовать его тщательное исследование.
Очевидно, что вся исследовательская мишура интересуемого нас вопроса крутится вокруг цифры десять, ей-то мы и уделим основное внимание. Библия – Книга полная символов и образов, и порой на её страницах, в канве её богодухновенного повествования, мы встречаем арифметическую символику, в особенности часто эта символика фигурирует на страницах книги Даниила и Откровения. Что же давайте вспомним некоторые случаи употребления цифры 10 в Священном Писании.
Не всякий человек отважиться торговаться с Господом, и не всякого человека Господь послушает – Авраам в этом смысле был исключением. Один из первых случаев употребления цифры десять в Библии, записан в книге Бытие (Быт. 18:23-19), в истории о ходатайстве Авраама перед Богом за Содом и Гоморру. Сколько праведников достаточно, чтобы оставить в живых Содом и Гоморру с их окрестностями? Пятьдесят, сорок пять, сорок, тридцать или двадцать? «[Авраам] сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место» (Быт. 18:32-33). Интересно, почему патриарх Авраам останавливает свой торг на цифре 10, чтобы это значило?
Мудрый Иофор, священник Мадиамский, тесть Моисея, видел, сколь изнурителен труд его зятя, и сколь непосильно бремя, которое тот на себя взвалил. Чтобы облегчить жизнь Моисея, Иофор предлагает ему чудесную систему управленческого аппарата, основанную на принципе делегирования полномочий и ответственности. «Ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками; пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою [бремя]» (Исх. 18:21-22). Система, предложенная Иофором, выдержала испытание временем, даже во время маккавейского восстания, талантливый военачальник Иуда Маккавей в своей борьбе с врагами следовал этому делению (1-я Мак. 3:55).
Для пущей убедительности рассмотрим ещё один пример. Уже в книге Бытие, по сути, в самом начале Библии, мы встречаем принцип десятины. Авраам после победы над Кедорлаомером и царями, бывшими с ним, отдаёт десятину Мелхиседеку, царю Салимскому, священнику «Бога Всевышнего» (Быт. 14:17-20). Священное Писание говорит: «Аврам дал ему десятую часть из всего, что он отобрал у неприятеля» (Быт. 14:20) . Дальше в книге Бытие мы видим обет Иакова: «из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28:22). И лишь после того, как Бог исполнил Своё обещание данное Аврааму и размножил Израиль до довольно-таки внушительных размеров, Он даёт повеление: «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно … десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни» (Втор. 14:22-23). Так что десятина – это тот минимум, который Господь ожидает от нас! А что это не так уж и много, становится очевидным исходя из понимания системы налогообложения мира сего. Скажем, что относительная экономическая стабильность и политический мир во времена Ирода и его сыновей, слишком дорого стоили для обыкновенных крестьян. Уплата налогов римлянам, а также содержание собственной армии, постройка амфитеатров и стадионов, привели обыкновенных людей к черте бедности. Как отмечают исследователи «для большинства населения того, что оставалось после уплаты налогов, едва хватало на еду» . В то время как Господь установил принцип возврата одной десятой части, Ирод собирал «налоги, которые составляли примерно четверть всего дохода» .
Итак, из всего вышеперечисленного можно без особых усилий сделать вывод относительно символики заложенной в цифре 10. Цифра 10 является обозначением минимума, чего-то малого, какого-то предела ниже которого и меньше которого нельзя или невозможно опускаться. Возвращаясь к пророчеству о десяти рогах страшного и ужасного зверя или о подразумеваемых десяти пальцах истукана из сна Навуходоносора, можно сделать очевидный вывод: огромная и могущественная Римская империя развалиться на мелкие, незначительные части, одни из которых будут более крепкими, а другие менее. Если говорить более в общем, то 10 рогов обозначают раздробленный на малые части мир, который подобно строителям Вавилонской башни, не может найти общего языка.
Известный исследователь книги пророка Даниила Жак Дукан пишет по этому поводу следующее: «Точное перечисление этих десяти царств не играет большой роли. В книге Даниила деление на десять имеет смысл выходящий за рамки буквального истолкования. Число десять символизирует предел, который невозможно пересечь (Быт. 18). Десятая доля символизирует наименьшую часть (Ис. 6:13; Лев. 27:30): это означает, что более мелкое деление царства уже невозможно» .
Подводя итог нашему небольшому исследованию, в качестве знаменателя всего сказанного и сделанного, я хотел бы привести слова известного протестантского богослова Карла Барта, произнесённые им на официальном прощании со студентами в Бонне, перед его изгнанием из нацистской Германии: «Послушайте мой совет: экзегеза, экзегеза и ещё раз экзегеза! Будьте верны Слову, Писанию, дарованному нам».
«Последняя книга Нового Завета содержит много истин, которые нам необходимо понять» - утверждала Е. Уайт. Эта книга совместно с книгой Даниила таит в себе множество благословений, и подобно тому, как земля вознаграждает усердный труд фермера, так и Господь готов благословить усердное изучение книги Даниила и Откровения. «Господь благословит всех, кротко и смиренно стремящихся понять показанное в Книге Откровение» . Я уверен, что ни один кладоискатель, сколь бы не был тяжёл его труд, не бросит того поля на котором зарыто сокровище! Так давайте и мы не будем пренебрегать драгоценной возможностью исследования!
Богданенков Александр, пастор церкви г. Солигорска.
Белорусский унион церквей
Особенно ярко это можно увидеть в книге Дж. Найта «В поисках своего лица» в главах «Миллеритское богословское основание» и «Что есть адвентистского в адвентизме? (1844-1885)».
Е. Уайт. Свидетельство для проповедников. – Заокский: «Источник жизни», 2003 г.- с. [114].
Е. Уайт. Там же, с. [116].
Е. Уайт. Там же, с. [112].
Е. Уайт. Там же, с. [112].
Е. Уайт. Там же, с. [113].
Дж. Найт. В поисках своего лица. – Заокский: «Источник жизни», 2009 г.- с. 170.
Дж. Найт. В поисках своего лица. – Заокский: «Источник жизни», 2009 г.- с. 198.
А. Чилтон. Им предстояло покорить мир. – Киев: «Джерело життя», 2007 г.- с. 112.