Это было веселое время рыцарей и королев. Итак, знакомьтесь: королева Елизавета и ее фаворит граф Лестер. 1575 год. Однажды лорд Лестер пожелал, чтобы королева посетила его величественный Кенилвуртский замок, расположенный в Центральных графствах Великобритании. Королева приняла приглашение. Намечалось грандиозное празднество. Сады вокруг замка были экзотически подстрижены, а сам замок великолепно украшен. Ожидался наплыв именитых гостей. Лорд не пожалел денег на пышную процессию, от которой пришла в восторг вся округа.

Быть может, сам Шекспир, которому в ту пору было всего одиннадцать, протопал около двадцати километров из соседнего Стратфорда-на-Эйвоне, чтобы посмотреть на столь любопытное зрелище. Накануне прибытия королевы лорд Лестер созвал слуг, чтобы дать последнее наставление. «Утром, — сказал он, — как только королева ступит на порог, вы должны навсегда остановить большие часы».

Утро было ясным и свежим. В назначенный час появляется свита, опускается подъемный мост, громко и долго звучат трубы. Королева Англии ступает на порог замка, и в этот миг часы останавливаются, навсегда запечатлев исторический момент ее прибытия.

Разговор о часах — об остановленных часах. Истекает время, отпущенное для нашего искушенного и умудренного поколения. Маятник зловеще раскачивается, и тысячи бледных губ безумно шепчут: «Господи, дай нам еще хоть пятнадцать минут!»

Каким бы красочным ни был рассказ о визите королевы Елизаветы — это всего лишь бледная тень того часа, который грянет, когда другой Монарх ступит на порог — и на сей раз на порог нашего мира. В тот миг все часы во всем мире остановятся, остановятся навсегда, ибо Спаситель ступит на порог как Царь царей и Господь господствующих и время сольется с вечностью. Давайте-ка вместе послушаем, как земные часы отсчитывают последние минуты истории. Ведь скоро Сам Господь остановит их.

Веками христианская Церковь учила, что Иисус придет во второй раз и Его пришествие положит конец этому миру, дабы утвердить новый, лучший мир. Все, кто еще не разучился серьезно мыслить, допускают такую возможность. Кому-то это не нравится, кто-то продолжает жить по-прежнему, но никто не дерзает отрицать пришествие Христа и конец этого мира. Сегодня человек переживает страх, тревогу и озабоченность сильнее, чем когда-либо прежде. Он чувствует, что скоро произойдет какое-то грандиозное событие. «Как мне узнать, — спрашивает он, — когда оно совершится и как повлияет на меня?»

Вопрос вполне закономерный. Но теперь мы знаем, где искать ответ, поскольку в библейских пророчествах Бог дает нам ясную картину будущего. Он предупреждает мятежников о наступлении того дня, когда снова вмешается в человеческую историю; Он обещает Своему народу великое исполнение обетовании и дает нам возможность на какое-то мгновение увидеть, как движутся стрелки Его часов в набирающих ход событиях нашего времени. Открыв Священное Писание, вы не только ясно осознаете неизбежность этого часа, но и научитесь тому, как встретить его, ибо ничто не даст вам большего мира и большей уверенности, чем всепрощающая благодать Господа и Его простое и ясное обетование: «Приду опять».

«Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: "Я иду приготовить место вам". И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я» (Ин. 14:1—3).

Если слова вообще имеют какой-то смысл, можно ли как-то не так понять это обетование?

«Да, все понятно, — ответите вы, — но когда все это произойдет?»

Такой же вопрос задали Иисусу и Его ученики. «Скажи нам, — спрашивали они, — когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3). В ответ Господь ясно и просто сказал, что, хотя мы не можем знать ни дня, ни часа, тем не менее в наше время будут даны яркие знамения того, что великое событие близится. Ответ содержится в том же Евангелии от Матфея. Читаем: «Также услышите о войнах... восстанет народ на народ» (Мф. 24:6, 7). Разве сегодня мы не можем сказать, что наше поколение больше, чем все предыдущие, знает об ужасах войны, о мировом пожаре, охватившем всю землю, о разрушительных силах и тех серьезных последствиях, которые сотрясли весь мир? Вспыхнув в одном месте, лихорадка войны перебрасывается в другое. Мы говорим о мире, но продолжаем подсчитывать ракеты. Атомная война не казалась нам такой ужасной, пока только мы одни знали тайну ядерного распада, но сегодня число членов в «атомном клубе» постоянно растет. Всевозможные диктаторы пробуют свои силы, играя атомным оружием, и вся планета трепещет за свою жизнь.

«И будут глады... и землетрясения по местам» (Мф. 24:7).

Голод? Экономисты сообщают, что до мирового голода осталось совсем немного, но если нужда заявит о себе в высокоразвитых странах, кто накормит остальной мир?

Землетрясения? Этот старый мир содрогается до последних глубин. Подсчитано, что ежегодно происходит около миллиона землетрясений.

Знаете ли вы, что смещение пластов, произошедшее на Аляске в 1964 году, сильнее всех прочих землетрясений сказалось на состоянии поверхности Земли? Энергия, высвободившаяся во время этого катаклизма, а также в ходе вторичных смещений, в пятьсот тысяч раз превосходила заряд атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму. К счастью, основная часть ударной волны ушла в океан, но что было бы, если бы сила, равная пятистам тысячам атомных зарядов, обрушилась на плотно населенные районы, например, на Лос-Анджелес или Токио?

«Землетрясения по местам», — предупредил Иисус, и мы видим, как на поверхности образуются небольшие провалы, куда уходит земля, видим и пытаемся угадать, где и когда возникнет следующий кратер, поглощающий землю.

«Восстанут... лжепророки» (Мф. 24:24).

Не было поколения, которое больше нашего стремилось бы проникнуть в будущее. Книги, наполненные мистическим туманом, хрустальные шары, гороскопы — все самое нелепое претендует на истину в последней инстанции. Кто составляет предсказания: истинные пророки или ложные? Как узнать об этом? Когда в одной из телепередач популярную пророчицу спросили, согласуются ли ее предсказания с библейскими, она удивленно ответила: «Не знаю! Меня никто никогда об этом не спрашивал!» Не кажется ли вам, что на самом деле ответ на этот вопрос чрезвычайно важен?

«И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).

Надо ли пояснять? Разве можно назвать поколение, в котором хладнокровных убийц было бы больше, чем среди нас? Беспорядочная стрельба с техасской башни, убийство восьми медсестер, мужчины, женщины и дети, устраивающие дикую поножовщину в своих семьях. Опять женщины, которых кто-то душит с ужасающим постоянством. Наши сердца огрубели настолько, что, позвонив теще, зять заявляет: «Сейчас я пристрелю твою дочь!» И где-то в сотнях километрах от места происшествия растерянная мать слышит три сухих выстрела и крик умирающей дочери.

Иисус сказал, что все будет, как во дни Ноя. «Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:37).

Поколение Ноя было весьма распущенным. Наше ничем не лучше. Дело дошло до того, что во многих семьях родители не только лишились уважения, но напрочь утратили всякий авторитет. Мы позабыли о морали, рассуждаем о ситуативной этике, пытаемся ввести какие-то новые нравственные нормы, но во всем терпим крах.

Было время, когда ребенок, случайно разбивший окно в соседнем доме, должен был компенсировать расходы на новое стекло из своих карманных денег, но что можно сказать о двухстах студентах, которым почему-то не понравился состав факультетской комиссии и которые в знак протеста заняли компьютерный центр на девятом этаже университета? Узнав, что их требования не удовлетворены, они, вооружившись топорами, вдребезги разнесли все компьютеры, нанеся ущерб в один миллион шестьсот тысяч долларов. Как их наказали? Я думаю, вы догадываетесь.

А теперь послушайте, что сказано о последних днях в Книге Даниила, первого сановного вавилонского пророка: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение» (Дан. 12:4). (В английском переводе вместо «многие прочитают ее» сказано: «многие будут быстро перемещаться взад и вперед» или: «многие будут быстро сновать туда и обратно» — «many shall run to and fro» — примеч. пер.)

Итак, мы видим, что для последнего времени будут характерны два явления, которых прежде никогда не было: стремительное возрастание знания и быстрота перемещения.

Прежде всего это, конечно, означает, что будет увеличиваться глубина постижения Слова Божьего, однако вряд ли кто станет спорить, что, по сравнению со всеми предыдущими, наше поколение вообще обладает большей глубиной познаний и большей скоростью перемещения. Думаю, вряд ли кто-нибудь станет это оспаривать.

Тысячелетиями люди жили и любили, сражались и умирали, однако только в наше время телефоны и железные дороги, радио, телевидение и радарные установки, всевозможные электронные приборы и реактивные двигатели стали частью повседневной жизни. Сегодня мы производим компьютеры, которые осуществляют наши команды со скоростью, в миллион раз превышающей скорость нашей мысли. Мы мимоходом говорим об ультразвуковой технике, летающих дисках и реактивных двигателях, бросающих вызов законам, которые веками властвовали над человеком. Мы уже недалеки от разработки глобальной системы связи на основе искусственных спутников Земли.

Воздушные транспортные «пробки», неожиданные отсрочки полетов и изменение их маршрута стали нормой нашей жизни. Самолеты, которых ожидают в Чикаго, застревают в аэропорту Небраски, а нехватка хорошо обученного персонала просто ужасает. Руководство аэропортов вынуждено решать сложные задачи, ибо уже сейчас необходимо объединить усилия, чтобы хоть как-то совладать с наплывом тяжелых транспортных самолетов и сверхзвуковой авиации.

Космические корабли, скорость которых измеряется десятками тысяч километров в час, сегодня никого не удивляют.

Накануне Рождества мы выходим на орбиту Луны, а затем, сделав еще три полета, садимся на ее поверхность и оставляем на пыльном ландшафте не только свои следы, но и ставшие ненужными принадлежности.

Вычисления ученых, занимающихся проблемами космоса, просто поражают своей точностью. Они, например, говорят, что «Аполлон-11» стартовал на семьсот двадцать четыре миллисекунды позднее намеченного времени! Когда, высадившись на базе Транквилити, Нейл Армстронг сообщил, что «орел приземлился», посадка произошла лишь на девяносто секунд раньше, чем было запланировано несколько месяцев назад. Невероятная точность, особенно если принять во внимание, что все это делалось в первый раз!

Что говорит Даниил? Умножится ведение?

А что вы скажете о еще не раскрытых тайнах будущих войн, пугающих наше воображение? Уже сейчас, используя одну пригоршню урана, атомные подводные лодки совершают кругосветные путешествия. Мы изобрели бьющие без промаха снаряды — а чего стоит компьютерная война! В ней будут участвовать танки, оснащенные не пушками и пусковыми ракетными установками, а высокомощными лазерами, которые превращают в пыль все — даже сталь и алмаз! Термоядерное безумие!

В одном популярном журнале Роберт Москин пишет: «Ученые... разрабатывают для солдат множество новых очаровательных игрушек: электронно-лучевые пушки, акустические излучатели, вызывающие шок, дешевое и легкое ядерное оружие, которое могут изготовить даже гангстеры, подводные крепости и антигравитационные механизмы, с помощью которых солдаты будущего будут свободно передвигаться в трехмерном пространстве. Дело доходит до "метеорологических" войн, когда на противника насылается опустошительный ураган. Однако войны могут быть и не столь кровопролитными, если в них использовать несмертоносные газы, или если военные действия будут протекать на глубине шестидесяти метров ниже уровня моря или в космическом пространстве с помощью пилотируемых искусственных спутников».

В этой связи я вспоминаю почти смешной пример: около ста лет назад некий служащий патентного бюро решил уволиться. Причина? Все, что можно изобрести, уже изобретено, утверждал он. Ему казалось, что единственно верное решение — это опередить тот день, когда ему предложат подыскать другую работу. Прошу учесть, что этот случай произошел незадолго до того, как огромное количество современных изобретений внезапно вторглось в нашу жизнь. Было время, когда человека, утверждавшего, что можно построить машину, которая будет двигаться с «ужасной» скоростью двадцать километров в час, считали безумцем. Сегодня есть скоростные локомотивы, развивающие такую скорость, что у встречных поездов от воздушной волны вылетают стекла!

Вы когда-нибудь задумывались, почему рост знаний не был равномерным на протяжении всей мировой истории? Почему некоторые открытия не были сделаны во времена Авраама или цезарей? В эпоху наших бабушек и дедушек способы передвижения не слишком отличались от тех, которые использовались во времена Авраама. Не вызывает сомнения, что рост знаний происходит в последнее время согласно библейскому пророчеству. Но почему? Нет ли причины, согласно которой все и не могло быть иначе? Я думаю, есть.

Что делает с новым знанием человек? Не получается ли так, что все его искусные изобретения, вся мощь интеллекта приводят к познанию таких тайн Вселенной, с которыми, с нравственной точки зрения, он не может справиться? Не являются ли познания, приобретенные человеком, губительными для него самого? Не удивляет ли вас то, что Бог не наделил нас такими возможностями две тысячи лет назад? Скорее всего, случись это, человек взорвал бы свой мир раньше, чем Спаситель умер за вас и за меня!

Возможно ли думать иначе? Уже тот факт, что Бог наконец-то позволил человеку раскрыть тайны Вселенной, убедительно свидетельствует, что Он Сам скоро вторгнется в нашу историю, дабы положить конец этому миру. Бог небес смог пойти на такой риск только сейчас, то есть тогда, когда Он Сам уже готов вмешаться в наши земные дела.

Разве у вас есть какое-либо другое объяснение? Дело в том, что мы не просто приближаемся к последнему часу, но уже стоим на его пороге! Ниже мы приводим текст, написанный комментатором Леландом Стоувом несколько десятилетий назад, но он больше подходит к сегодняшнему дню, и потому впечатление от него еще страшнее. Читаем: «Мы насчитали два десятка веков... Наконец у нас в руках вселенский запальный шнур... Эта шутка может положить конец всяким другим. Почему мы, так мало зная, пытаемся вырвать из недр земли ее последнюю и самую могущественную тайну? Но дело сделано... Однако, несмотря на это, наши пальцы, сердца и ум остались прежними... Сознавая, сколь отчаянна наша задача, мы молим: "Еще хотя бы пятнадцать минут!"»

Да, мы приближаемся к такому дню, который положит конец всему в этом мире. Дело не в том, что мы погибнем от перенаселения, не в том, что ввергнем себя в такую гигантскую «пробку» в воздухе, на земле и на море, что жизнь просто остановится, нет — дело в том, что Сам Творец придет на эту землю и скажет: «Довольно! Пора заканчивать!»

И в этот миг земной маятник дрогнет и остановится!

Похоже, что наше поколение предчувствует свою гибель. Мы боимся, и боимся так сильно, что лучи восходящей луны, не распознанные радиолокаторами, сеют панику среди военных и чуть ли не приводят к атомной войне. Имеющиеся записи показывают, что я вовсе не фантазирую!

Но Иисус сказал, что так и будет: «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение... люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную... И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» (Лк. 21:25—27).

Итак, «уныние народов и недоумение». Слово, которое переведено как «недоумение», буквально означает «безысходность». По словам Г. Уэллса, «нельзя выйти из тупика, обогнуть его или пройти через него. Конец!» Человек подавлен безысходностью, и его сердце замирает от страха, видя то, что ожидает его впереди. Единственная возможность изгнать страх, постоянно преследующий нашего современника, — прислушаться к голосу, звучащему с Елеонской горы. Друг мой, этот голос пробуждает в нас гораздо больше надежды и уверенности, чем заявление любого государственного деятеля, любого законодателя и вообще любого человека, имеющего авторитет в наших земных делах.

Христос, родившийся в вифлеемских яслях, Человек, претерпевший голгофское страдание, спокойно возносясь с Елеонской горы, дал Своим верным ученикам возможность не только утешиться, но и обрести уверенность, вняв словам ангела: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).

Друг мой, ответ — это Христос, Христос и Его возвращение на эту землю. Христос — это выход из кажущейся безысходности. У меня нет никаких планов, никакой утопической мечты, нет панацеи, придуманной человеческим разумом, но я обращаю вас к простому обетованию Спасителя: «Приду опять».

Однажды молодой скалолаз в сопровождении двух бывалых проводников совершал в Альпах свое первое восхождение. Оно было непростым и довольно рискованным, но парень чувствовал себя спокойно: один проводник шел впереди, а другой сзади. Они поднимались около четырех часов и наконец, выбившись из сил, добрались до скал, засыпанных снегом, то есть до самой вершины. Желая помочь новичку насладиться величественной панорамой земли и неба, проводник, шедший впереди, посторонился и дал ему дорогу. Забыв о сильном ветре, дувшем с вершины, молодой человек вскочил на ноги, но проводник тут же осадил его. «На колени! — крикнул он. — Здесь можно чувствовать себя в безопасности, только стоя на коленях!»

На колени, друг мой! В этот час, только стоя на коленях, можно чувствовать себя в безопасности. Вершина перед нами. Слышен рев штормов. Пора молиться.