Нравственная цель пророчеств - не только показать людям будущее или объяснить настоящее, но и открыть то, как действуют принципы Божественного Завета между Богом и человеком в истории. Завет - это своеобразный договор между Творцом и творением. Библия, как известно, содержит Ветхий и Новый Заветы. Это говорит о том, что взаимоотношения между Богом и человеком не могут быть случайными и неопределенными. Так что же содержит в себе Завет?
Сущность обоих Заветов одна и та же, но Ветхий Завет только подготавливал сознание человека к принятию того, что во всей полноте должно было свершиться в Новом Завете. "И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное" (Евр. 9:1-7). В Новом Завете также есть святилище и скиния небесная, "которую воздвиг Господь, и не человек".
В Ветхом Завете первосвященником был человек, а в Новом Завете у нас есть небесный первосвященник — Иисус Христос (Евр. 8:1,2).
Как Ветхий, так и Новый Заветы включают в себя. во-первых, волю Божию, выраженную в нравственном законе. Во-вторых, Завет содержит обещание Божие спасти человека от греха и гибели через Спасителя (Мессию). В-третьих, завет говорит о благословениях для послушных и проклятии для тех, кто избирает путь неповиновения. Конечная цель завета — избавление человека от греха и смерти и утверждение Царства Божия на нашей земле. Необходимо помнить, что оба завета были учреждены между Богом и человеком. Поскольку Бог — Личность, и человек. сотворенный по Его образу и подобию,— тоже личность, то между ними устанавливаются постоянные взаимоотношения, основанные на вечно утвержденных Богом принципах,
Бог Сам есть все совершенное Добро, и Он один определяет, что есть добро и зло в жизни его творений. Он Один проводит безошибочную границу между добром и злом, и эта граница называется законом Божиим.
Поскольку Бог вечен и неизменен. то и определенные им принципы добра вечны и неизменны.
Мы не создаем физических законов нашего тела, а только постепенно постигаем их, точно так же мы не можем быть творцами религиозно-нравственных законов. Поэтому Ветхий и Новый Заветы содержат общий для всех людей нравственный закон любви, выраженный в десяти заповедях.
Нравственное единство всего мироздания, а также нравственное единство людей всех поколений и эпох зиждется именно на том, что существует единый для всех Творец, Который дал единое для всех времен определение добра и зла.
Однако Творец никому не навязывает Свою волю насильственно, ибо истинное добро созидается в человеке только тогда, когда он действует свободно и осознанно, из любви к Богу и людям.
Завет Божий учитывает свободу выбора человека в повиновении Богу, ибо без этого человек не был бы личностью. В самом начале человек злоупотребил этой свободой — не послушался Творца.— и в мир вошел грех, а с ним болезни и смерть.
Грех проник во все сферы человеческой природы — ослабил разум и волю, извратил чувства. Однако любвеобильный Отец не оставил человека, "чтобы он погиб". Уже в самом начале, когда произошло грехопадение, Бог дал обещание спасения.
Ни у ангелов, ни у других непавших существ всей вселенной нет сил и возможностей, чтобы избавить людей от смертоносных последствий греха. Человек тоже не может сам быть своим спасителем. Только Тот. Кто сотворил человека, в совершенстве знает человеческую природу, и Он один ведает, как спасти нас. Он один взял на Себя миссию спасения. "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12).
Через весь Ветхий Завет проходит весть о том, что грешник будет прощен верою в искупительную жертву, приносимую во святилище за грех человека. Невинные животные, проливавшие свою кровь на жертвеннике, были прообразами будущей Жертвы — Сына Божия за грехи людей. "Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: "Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот. иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже" (Евр. 10:4-7).
Когда Христос пришел в мир, Он утвердил Новый Завет Своею кровью. Он умер за грехи людей всех веков и всех народов, и тем самым открыл путь ко спасению человеческого рода. На Голгофе свершилось не только спасение человека, но и была подтверждена незыблемость нравственного закона Божия (Рим. 8:3-4). Ибо если бы можно было отменить нравственный закон, то Христу не нужно было бы умирать за нарушителей закона. Смерть Христа осудила грех во плоти человеческой и сатану как зачинщика греха (Рим. 8:3; Ин. 16:11).
Смерть Христа является примером и для всей не павшей вселенной, ибо она утверждает, что Бог есть совершенная и самоотверженная любовь (Ин. 3:16: Тим. 3:16). И только эта любовь принесла свободу и спасение людям. Христос воскрес из мертвых и вознесся на небо. Он один является небесным Первосвященником в небесном храме, ходатайствуя за людей (Евр. 8:1-2; 1 Ин. 2:1, 2). Библейское учение о спасении сосредоточивает наше внимание на Едином для всех народов Первосвященнике, который ходатайствует в едином для всей вселенной храме — небесном святилище.
Все верующие в равной степени имеют доступ к единому престолу благодати, и каждый из нас имеет равную возможность для спасения. Ни один народ в Новом Завете не может похвалиться тем. что имеет преимущество перед другими в вопросах спасения. Ни один самый величественный храм на земле не может сравниться с храмом небесным. Ни один земной первосвященник не обладает несравненным совершенством Господа нашего Иисуса Христа. Кроме прощения грехов и оправдания человек нуждается в избавлении от силы греха, от порочных привычек и наклонностей. Это есть освящение, т.е. процесс избавления от последствий греха (Ин. 17:17, 19; Откр. 22:11). Оправдание верующего совершено на кресте смертью Христа, но освящение — это процесс всей жизни. Это результат влияния Духа Святого на нашу совесть (1 Петр 1:2). Заключительным делом Завета является суд над людьми. Небесный суд должен определить, кто из людей принял спасительную благодать Божию, а кто нет.
В Ветхом Завете суд образно был представлен служением во святом-святых в День очищения, о чем подробнее говорится в настоящем комментарии стр. 13. Только Бог является абсолютно безошибочным и верным Судьей человека. Суд Божий будет вначале над церковью Божией всех веков, а затем над неверующим миром (см. настоящий комментарий),
Второе пришествие Христа окончит эпоху греха и богопротивления. При Втором пришествии будут воскрешены праведные всех веков, которые были оправданы до этого на небесном суде. После тысячи лет нечестивые будут воскрешены и окончательно наказаны. Вместе с ними погибнет зачинщик зла - диавол и все его ангелы. Земля будет очищена огнем от последствий греха и смерти. После этого наступит вечное Царствие Божие, царство долгожданной свободы и добра. Такова окончательная цель Завета Божия.
Величайшие ценности человечества — мир, свобода, равенство, счастье никогда не были полностью реализованы в человеческой истории. Великая борьба между добром и злом покажет, что эти величайшие духовно-нравственные ценности являются плодами Святого Духа. "Ибо делом правды (праведности) будет мир, и плодом правосудия — спокойствие на веки" (Ис. 32:17).
Церковный авторитет подчинен авторитету Божественному
По замыслу Бога человек был сотворен, чтобы жить в согласии с другими людьми. Личность раскрывает себя во взаимодействии с подобными себе людьми. Поэтому Господь основал семью, общество и Церковь как собрание верующих людей. Как Ветхозаветная, так и Новозаветная церкви были созданы Самим Богом как "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3:15). Господь поручил пастырям церкви "пасти стадо Господне" (1 Петр. 5:2).
Церковь, как тело Христово, должна во всем повиноваться Христу. Она имеет исполнительную власть проводить в жизнь заветы Господа, но она не облечена законодательной властью в вопросах веры и совести человека. Ибо только Господь имеет власть давать религиозно-нравственные заповеди своему творению, и Он один имеет власть над совестью человека.
Каждый раз, когда церковь превышает свои права, она заслуживает порицание от Господа (Мк. 7:6-13).
Конфликт Иисуса Христа со священниками и книжниками, описанный в Евангелиях, не является случайным. Это не конфликт в сфере морали или политики и не противостояние различных философских систем, и даже не спор о религиозных обрядах или законе. Конфликт между Христом и фарисейством — это конфликт в сфере религиозного сознания. Иисус Христос, как и великие пророки Ветхого Завета, превозносит Самого Бога и Его Слово как единственный и непогрешимый авторитет в вопросах веры.
В противовес Христу, священники и книжники превозносят авторитет человеческих традиций и преданий, которыми они наполнили религиозную жизнь иудейского народа (Мк. 7:6-9). Иудеи формально приняли закон Божий, но на деле отвергли Самого Законодателя. Они так окутали закон своими бесчисленными предписаниями, что Божьи заповеди в их толковании потеряли свой первоначальный духовный смысл. Христос пришел восстановить то, что извратили люди (Мф. 5:17). Он утверждал древний, известный еще пророкам и патриархам путь спасения верою (Быт. 15:6; Авв. 2:4). Именно такого рода богословие принимают и проповедуют Апостолы Христовы в своих посланиях. Как нравственный закон, так и учение об оправдании человека верой — это те вечные принципы, которые были известны человеку еще до закона Моисеева. Обрядовый закон, исполнив свое назначение как временная мера, прекратил свое действие после смерти и воскресения Христа. Однако и сегодня вечные принципы нравственного закона Божия и путь спасения верой в распятого и воскресшего Иисуса составляют необходимые истины вечного Евангелия, В истории христианской церкви фактически назревает тот же конфликт, что однажды имел место во дни Христа. Теперь враг рода человеческого заходит с другой стороны. Многие христиане исповедуют Личность Христа, отрывая Его от Его же нравственного закона. Они считают, что церковь вправе менять нравственные заповеди, данные Богом, по своему усмотрению. И снова, как тысячи лет назад, люди превозносят авторитет церковных традиций и преданий выше Слова Божия. Истинный, библейский и евангельский Христос немыслим вне Его принципов, изложенных Самим Богом. Как Христос во веки тот же, так и Его нравственные заповеди сегодня те же. Поэтому грех сегодня имеет ту же смертоносную силу, как и прежде. И, следовательно, спасение сегодня приемлется единственно верою в искупительную кровь Иисуса Христа. Ни одна из этих вечных истин не подлежит изменению человеческими авторитетами. Поэтому последний конфликт — это не просто конфликт между теми, кто празднует субботу или воскресенье. Вопрос состоит в том, кто вправе определять религиозные и нравственные нормы? Сам Бог и Его Слово или церковная традиция, будь то христианская, иудейская или любая другая? Вопрос в том, кому Вы отдаете предпочтение: Библии или тому, чему учат сторонники традиций?
Люди будут судимы в основном не потому, что они праздновали не тот день, который установил Бог, а потому, что не поверили Слову Божьему. Они доверились преемникам тех, кто в прошлом проливал кровь святых и позволил им управлять своей совестью вопреки Слову Божьему (Мф. 23:29-36).
Люди будут спасены в основном не потому, что они праздновали субботу, а потому, что во всем поверили Богу, Который благословил и освятил этот день в Своем Слове. Они не подчинились преемникам тех, кто в прошлом проливал кровь святых и не позволили им управлять своей совестью вопреки Слову Божьему.