СО ВРЕМЕНИ крестной смерти Христа прошло шестьдесят лет, — шестьдесят лет гонении и борьбы для Его последователей, шестьдесят славных, хотя и обагренных кровью лет.

 

Апостолы — эта маленькая группа бесстрашных свидетелей Господних — один за другим погибли мученической смертью. Одни были замучены, другие обезглавлены где-либо на чужбине; они ушли на покой, как бесстрашные свидетели своего Господа. Остался только Иоанн, возлюбленный ученик Христа. Когда-то самый молодой из учеников, он теперь был седовласый восьмидесятилетний старец. Когда-то он путешествовал с великим Галилеянином с места на место; теперь он „за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа" был выслан из Малой Азии и находился в ссылке на скалистом острове Патмос в восточной части Средиземного моря.

Представьте себе воспоминания, которые вставали перед ним, когда он сидел на берегу и глядел на беспокойные морские волны. Мог ли он когда-либо забыть свою первую встречу с Иисусом на берегу озера, добрый, ласковый взгляд своего Господа, Его приятный, мягкий голос, Его нежные личные заботы о скромных рыбаках, окружавших Его, или тот неожиданный чудесный улов рыбы? Как рад был Иоанн, что в тот день окончательно отказался от своего прошлого и последовал за Ним!

Он провел несколько замечательных, счастливых лет с Иисусом. Он слышал из уст Его ,,слова благодати", Его мудрые советы, Его изумительное изложение Писания. Он видел, как Христос ходил, делая добро и исцеляя больных и страдающих. Везде, куда бы Он ни приходил, сердца людей наполнялись радостью и миром.

Христос был чудным Другом, самым хорошим и благородным Человеком, какой когда-либо жил на земле. Казалось невероятным, чтобы Он имел врагов, чтобы кто-то имел желание погубить Его. И все же нашлись люди, которые ненавидели Его. Они так ненавидели Его, что, наконец, распяли Его.

Воспоминания того ужасного дня все снова встают перед Иоанном: душераздирающая процессия, направляющаяся к Голгофе; Иисус под ношею креста; гвозди, вонзившиеся в Его руки и ноги; Его полные прощения слова: ,,0тче! прости им, потому что не знают, что делают"; Его доброе отношение к раскаявшемуся разбойнику; и Его предсмертный и в то же время победоносный возглас: „совершилось"! Иоан. 19, 30.

Невозможно было забыть также Его заботы о Матери. Он сказал тогда Иоанну: „Се, Матерь твоя". Это было Его последнее желание; Он как бы сказал: „Позаботься о Матери". Иоанн выполнил это повеление.. После распятия он взял ее к себе в дом и заботился о ней до самой смерти. Он старался наилучшим образом оправдать доверие Иисуса.

Потом он вспомнил тот день, тот великий день, когда Иисус воскрес из мертвых. Он никогда не забудет то утро, когда вместе с Петром побежал ко гробу и увидел, что гроб пуст; или тот потрясающий момент, когда Иисус вдруг явился среди учеников и сказал: „Мир вам"! Иоан. 20, 19. В то время славная, непревзойденная истина о воскресений предстала пред ним во всем своем величии. Это было главным доказательством, что Сын Человеческий, как Иисус называл Себя, был также Сыном Божьим, что Галилеянин был действительно Царем славы.

Затем Он покинул их, ушел от них. Это было печальное воспоминание о прощании на горе Елеонской. Перед его взорами все еще был Иисус; Он медленно поднимался все выше и выше, все больше и больше удалялся от них, пока облако не взяло Его из вида их. Он все еще испытывал тяжесть разлуки и одиночества, которые почувствовал в тот момент. И затем, чтобы зажечь в сердцах учеников искру надежды и бодрости, два мужа в белой одежде явились и сказали: „Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо". Деян.1,11.

С тех пор прошло много времени, шестьдесят лет или даже больше. Но Христос все еще не пришел. Неужели Он мог забыть о Своем обещании? Почему Он так долго медлит? Почему Он до сих пор не дает о Себе ничего знать, не посылает никакой весточки?

За это время было немало тяжелых и печальных переживаний. Иаков был убит; Петр, как говорят, был распят вниз головой. Павла тоже уже нет в живых: после своего чудесного обращения и исключительно важного служения он был обезглавлен вне города Рима. Да, один за другим все апостолы были убиты; остался один Иоанн; но и он был в ссылке; он был стар и слаб и готов уйти на вечный покой. А Иисус все еще не вернулся.

Правда, теперь гораздо больше верующих, чем было вначале. Жертвы, принесенные апостолами, не были напрасны. Весть о Спасителе Христе, о воскресшем, живом, грядущем Спасителе, проповеданная ими, тронула многие сердца во всех краях Римской империи. Тысячи людей отвернулись от своих идолов и начали поклоняться Ему, как Царю царей и Господу господствующих. Несмотря на самые жестокие гонения со стороны языческих правителей мира, они с радостью становились на сторону Христа, были Его свидетелями среди великих страданий и трудностей, вполне уверенные, что Он исполнит Свое обещание и вернется, чтобы установить Свое вечное Царство правды и мира.

Но Он не пришел. До сих пор все еще нет с неба никакого знамения, никакого известия. Шестьдесят лет прошло в молчании.

Разве Он не обещал: „И когда пойду ... приду опять"? Иоан. 14, 3. Конечно, Он обещал прийти и должен выполнить Свое обещание. Его пророчество о Иерусалиме исполнилось. Римляне разорили город до основания. Великолепный храм был совершенно разрушен, так что не осталось камня на камне, как Иисус и предсказал. С того времени прошло уже больше двадцати лет. А Он все еще не пришел. Что задерживает Его? Ведь в Его обещании не могло быть никакой ошибки, никакого недопонимания. О, хотя бы получить какое-нибудь ободрение, какую-то надежду на будущее!

Пожилой апостол поднял взоры к небу в молитве, желая увидеть Иисуса в Его обещанной славе и услышать Его знакомый голос.

Была суббота, день Господень. Он думал о Своем возлюбленном Господе, Который есть Господин субботы. Вдруг он услышал позади себя „громкий голос, как бы трубный, который говорил: „Я есмь Алфа и Омега, первый и последний". Откр. 1, 10. 11.

Вздрогнув от неожиданности, он оглянулся, чтобы увидеть, кто это говорит, и увидел „семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому. . . Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его — как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи. . . И из уст Его выходил острый с обеих сторон меч, и лице Его — как солнце, сияющее в силе своей", ст. 12-16.

Это был Иисус, славный, чудный Иисус! Иоанн тотчас же узнал Его и „пал к ногам Его, как мертвый". Ведь Он был все время с ним, так близко, позади него!

Старец-апостол дрожит, когда рука касается его склонившейся головы. Это рука Иисуса; она касается его ласково, нежно, с сочувствием, как и в минувшие годы. И снова он слышит из уст своего любимого Господа слова „Не бойся", которые Он тысячи раз говорил в Галилее скорбящим и упавшим духом.

„Не бойся; Я есмь Первый и Последний". Не ты, Иоанн, — последний из того маленького круга братьев. Я — Последний. „И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь: и имею ключи ада и смерти", ст. 17. 18.

Он как бы говорил: „Пока Я жив, ваше дело не потеряно. Смерть может унести с собой Моих самых близких друзей. Она может унести с собой тысячи Моих верных последователей. Она может коснуться и тебя, Иоанн; но помни, что Я жив во веки веков; Я имею ключи смерти. Я открою могилы всех верующих в Меня и следующих за Мною. Конечная победа будет на Моей стороне. Я Альфа и Омега, Первый и Последний. Я участвовал в начале великой борьбы со злом и буду принимать участие в ней до конца. Я видел сатану, упавшего с неба, как молнию, и Я же увижу его полное, окончательное падение. Не бойся. Держись крепко своей веры. Я тебя не оставлю".

Это была радостная весть не только для Иоанна, но и для нас сегодня. Христос жив и будет жить во веки веков. Он. воскресший много веков тому назад, все еще жив в наш двадцатый век. Он вознесся на небеса и ,,воссел одесную престола величия на высоте". Евр. 1, 3. Там Он находится и сегодня, и время не оказывает на Него никакого влияния. Он все еще руководит событиями так, что окончательная победа будет на стороне правды и истины, и „враги Его будут положены в подножие ног Его". Евр. 10,13.

Он все еще имеет „ключи ада и смерти"; в назначенное время Он придет, откроет могилы и освободит для вечной жизни всех пленников смерти, уповавших на Него. Мы никогда не должны допускать сомнений относительно исхода великой борьбы между добром и злом. Победа Христа обеспечена. Он жив во веки. Он царствует во веки. Он не может ошибаться.

Христос, виденный Иоанном на острове Патмос, дал объяснение относительно книги ОТКРОВЕНИЕ. Мы сразу видим, что это не „Откровение Святого Иоанна Богослова", как принято эту книгу называть; это в действительности „Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре". Это книга о Христе и будущности.

Верный апостол понял, что он является только руслом, через которое течет откровение, только скромным орудием, записавшим слова Христа для блага и пользы других. Он пишет: „Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь". Отк. 1, 4-7.

Так Иоанн в своем введении указывает читателям на Иисуса, как на личность, вокруг которой разворачиваются все описанные события. Он намерен говорить о Том, Кто умер на Голгофе и воскрес из мертвых, о возлюбившем нас и омывшем нас от грехов Своею Кровию, о Том, Который снова придет на облаках небесных, и Кто примет власть и славу навеки. Откровение исходит от Него и говорит о Нем; оно приносит людям уверенность в Его постоянной любви и заботах о них, а также совет и руководство; оно поддержит в них веру на протяжении грядущих темных веков.

Рассматриваемая в таком свете книга ОТКРОВЕНИЕ приобретает новое значение, открывается нам в новом свете. Данные в ней наставления легко понятны. Мнимые трудности понимания исчезают во свете такого славного божественного руководства и совета, данного церкви вечно живущим Спасителем, Который есть также Агнец Божий, Лев из колена Иудина, всемогущий, всеведующий, вечный Царь царей и Господь господствующих.