Томас Уэлч в своем буклете «Поразительное орегонское чудо» описывает, как он побывал в аду. Он работал помощником инженера в компании Брайдл Вейл Ламбер в 30 милях к востоку от Портленда, штат Орегон. По долгу службы ему приходилось бывать на строительных подмостках, возвышающихся над плотиной на высоте 17 метров. Однажды, идя по подмосткам, он упал вниз головой на балку, расположенную на высоте 9 метров, а затем падал с одной балки на другую, пока не оказался в воде и не утонул. Фабрика была сразу остановлена, и начались поиски.

Наконец, после 45-60 минут М. Д. Г. Гандерсон нашел его.

Уэлч описывает свое переживание: «Что касается этого мира, я был мертв. Но я был жив для другого мира. Не было потери времени. За один час, будучи вне тела, я узнал больше, чем когда-либо знал, находясь в этом теле. Все, что я помню, — это падение с края подмостков. Инженер локомотива видел, как я падал с самого начала до конца. В следующий сознаваемый мною момент я стоял на берегу огромного огненного океана. Я увидел то, что Библия называет в Откр. 21:8 „озером, горящим огнем и серою". Это самое ужасное зрелище окончательного суда, которое когда-либо представало перед смертным человеком» (1). Он верил, что находился на краю ада.

Размышляя, почему почти во всех случаях в литературе говорится о воскрешенных как о людях, вернувшихся из приятного состояния, Морис Роулингс замечает: «И тогда мне пришло в голову, что „приятные" ощущения могли быть навеяны сатаной, явившемся в виде „ангела света" (см. 2 Кор. 11:14)» (2). Но, очевидно, он никогда не делал вывода, что сатана мог также дать и ложное представление об аде.

Для большинства христиан ад занимает важное место в последних событиях. Мы не можем его игнорировать, если желаем помочь тем, кто верит в этот миф.

Связь между адом и смертью

То, как человек представляет себе смерть, определяет его позицию и в отношении ада. Для верящих во врожденное бессмертие души необходимо, чтобы существовал вечный ад, ибо добрые и злые души живут вечно. Те, кто отрицает врожденное бессмертие души, не могут принять идею вечного ада. Сторонники обоих мнений, выдвигая различные аргументы, ссылаются на одни библейские тексты. Находя тексты, говорящие о вечном наказании, они делают вывод, что такое наказание вечно либо в своем процессе (нескончаемое), либо в своих последствиях (полное и окончательное разрушение). При этом каждая сторона заявляет, что именно ее точка зрения библейская, а противоположная нет. Каждая утверждает, что именно ее толкование лучше отражает Божью справедливость и что ее взгляд предлагает лучшую мотивацию для еванге-лизации. Налицо два совершенно противоположных притязания. Однако совершенно ясно, что обе стороны не могут быть правы.

Важно отстраниться от дебатов и изучить этот вопрос в контексте. Защитники обоих точек зрения — искренние христиане, которые на самом деле верят, что они держатся Священного Писания, и стараются быть верными Богу. Однако все мы знаем, что можно искренно заблуждаться. Когда мы сталкиваемся с двумя противоположными взглядами, и оба притязают на то, что на их стороне Христос и Священное Писание, полезно их рассмотреть с библейской точки зрения. Прежде, чем сделать это, мы остановимся и обсудим историю доктрины об аде.

Противники учения об аде

В наше время бушуют дебаты об аде. Мы обратимся к семи ведущим противникам этого учения.

1. Нельс Ферри

В своей книге «Христианское понимание Бога» (1951) Нельс Ферри сказал: «Естественно, что вечного ада не существует, так как он несовместим ни со справедливостью, ни с любовью. Сама идея вечного ада чудовищна и является надругательством над идеей всего вечного в других религиях, не говоря уже о христианской доктрине Божьей великой любви. Такая доктрина сделала бы Бога тираном, людей вроде Гитлера — святыми третьей степени, а концентрационные лагеря, этот сгусток человеческих мучений, — царским развлечением. То, что такое учение было принято, уже не говоря о том, что ему поверили, показывает, как много людей были когда-то далеки вообще от какого-либо понимания Божьей любви и как далеки, к сожалению, они от него и теперь!» (3).

2. Г. С. Беркувер

Г. С. Беркувер в своей книге «Возвращение Христа» (1972) отмечает: «Возможно, в Новом Завете нет ни единого слова, которое так сильно возбуждало бы воображение или вызывало так много противоречивых откликов, как слово „геенна". Ад — это перевод слова геена. Со временем оно стало «оторванным от связей, с которыми неизменно употреблялось в Священном Писании, и многие стали относиться к нему как к жестокой угрозе, выражению крайней бессердечности, в которой исчезли все чувства сострадания. Когда это произошло, важная связь в Новом Завете между геенной и приглашением, любовью, заветом Божьими была утеряна» (4). Итак, автор отвергает любую концепцию ада, которая игнорирует правильный контекст в Евангелии.

3. Уильям Баркли

Уильям Баркли в своей «Духовной автобиографии» (1975) выходит за границы понимания Бога как Судьи и Царя и говорит о Нем как об Отце. Фактически, он делает вывод, что «Бог действительно является Отцом более, чем кто-либо другой». Поэтому он утверждает: «Ни один отец не был бы счастлив, если бы члены его семьи беспрестанно страдали». Но он также верит, что ни один отец не нашел бы счастья в «уничтожении» членов Его семьи. Баркли верит в универсализм, о котором мы поговорим позднее, но, учитывая поставленную нами цель, следует сказать, что он не представляет себе, как Бог Отец мог бы быть счастлив, если бы Его дети вечно страдали в аду (5).

4. Эдвард У. Фудж

Эдвард Уильям Фудж в своем труде «Поглощающий огонь» (1982) излагает мнение о том, что «страдания Иисуса Христа пока-зали уникальный способ, которым Бог осуждает грех, подлинно открыли, что ожидает в конце мира тех, кто отвергает Христа теперь». Как Христос был «совершенно оставлен Богом», так будут в полной мере наказаны нечестивые (6).

Два года спустя Фудж утверждал, что большинство христиан не понимает новозаветного выражения «огонь неугасимый», не сознавая, что оно имеет в Ветхом Завете свои корни, где слово «гашение» означает «разрушение, которое не может быть восстановлено». В псалме 117:12 говорится о врагах псалмопевца: «Окружили меня, как пчелы, и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их». Здесь «гасить» и «разрушать» являются синонимами. Фудж обращается к пророку Исайи 66:24 как источнику фразы: «Червь их не умирает» (Мк. 9:48). Он отмечает, что это образное выражение. Выражения «неумирающий червь» и «неугасимый огонь» используются для обозначения трупов нечестивых. «[Праведные] видят их разрушение, а не их мучения… Последняя картина — это картина позора, а не мучений» (7).

Фудж отмечает, что выражение «скрежет зубов» также восходит к Ветхому Завету: Иов 16:9; Пс. 34:16; 36:12; Плач Иер. 2:16 и выражает гнев, как мы видим также в Деян. 7:54, проявляемый врагами Стефана. В Пс. 111:10 сказано: «Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет». Здесь Священное Писание связывает скрежет зубов с гибелью, а не с вечным несением наказания. Выражение «и дым мучения их будет восходить во веки веков» (Откр. 14:11) встречается в Ис. 34:10, где говорится, что огонь земли Едома «не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее». Фудж прав, говоря: «Последующие стихи описывают безлюдную землю, где нашли приют звери пустыни. Осознаваемая боль там закончилась, но „вечно будет восходить дым" — уничтожение вечное» (8).

Далее Фудж рассматривает наказание нечестивых в 14-й главе Книги Откровение: «И будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью» (ст. 10, 11). Он отмечает, что горящая сера разрушила Содом и Гоморру (см. Быт. 19:23-28). Библия использует слова «огонь и сера» (горящая сера) для обозначения полного разрушения не только Содома и Гоморры(Втор. 29:23; Иов 18:15-17; Ис. 30:27-33; 34:9-11; Иез. 38:22, 23). «Чаша Божьего гнева в Откр. 14:9-11 — это изображение Божьего наказания в Ветхом и Новом Заветах (см. Иов 21:20; Пс. 59:5; 74:9; Ис. 51:17, 22; Иер. 25:27, 28; Авд. 16; Мф. 26:39)» (9).

Дьявол будет «ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10). Фудж считает, что этот текст «касается уничтожения всякого зла, является самым загадочным текстом во всей Библии», но напоминает читателям о герменевтическом принципе интерпретации непонятного в свете более ясного (10).

Однако участь сатаны, описанная в Иез. 28:18, предлагает лучшее решение. Рассказав о «помазанном херувиме» (ст. 14), который был низвержен с неба (ст. 16) на землю (ст. 17) и который находился в Едеме (ст. 13), отрывок показывает будущее наказание сатаны в прошедшем времени, подчеркивая его определенность. «Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя» (ст. 18). Здесь «пепел» определяет конец мучений день и ночь во веки веков (см. Откр. 20:10). Процесс мучений заканчивается пеплом, где вечен не процесс, а результат.

Павел делает акцент на полном уничтожении: «Нечестивые, — предостерегает он, — умрут (см. Рим. 6:21, 23), погибнут (2:12), будут уничтожены (см. Гал. 6:8; 1 Кор. 3:17; 2 Фес. 1:9; Флп. 1:28; 3:19; см. также Иуд. 10)». Они никогда не возвратятся, потому что эта гибель «вечная» (2 Фес. 1:9). Фудж напоминает нам, что слово «вечный», используемое по отношению к спасению, является результатом. Ибо «мы не ищем вечного процесса спасения» (11). Так же в Священном Писании используется слово «вечный» для объяснения Божьего наказания.

5. Ганс Кюнг

Ганс Кюнг в своем труде «Вечная жизнь: жизнь после смерти как медицинская, философская и богословская проблема» (1984) отвечает на общепринятую точку зрения, что Бог бросает людей в ад в отместку за их восстание против Него, а потом держит их там вечно, потому что Его гнев никогда не утоляется. «Что бы вы подумали о человеке, который так безжалостно и ненасытно удовлетворял бы свою жажду мести?» (12)

6. Джон Стотт

В книге «Основные положения протестантизма» (1988) Давид Эдварде и Джон Стотт обсуждают различные темы, в том числе и ад. «Я чувствую потребность отвергнуть со всей силой, на которую я только способен, ту бойкость, которая превратилась почти в ликование, то злорадство, с которым некоторые евангеликалы говорят об аде. Это ужасная болезнь ума и души». Обращая внимание на тот факт, что Иисус и Его апостолы использовали выражения «озеро огненное, тьма внешняя, вторая смерть», он говорит, что мы не можем толковать их буквально, «поскольку огонь и тьма взаимоисключающи» (13).

Стотт считает, что Священное Писание говорит о полном уничтожении, а учение о вечных муках — просто традиция. Он полагает, что Священное Писание подтверждает это своим языком, речевыми образами, обоснованностью и универсализмом. Что касается языка, он приводит греческий глагол apolumi (уничтожать) и существительное apoleia (уничтожение). В Мф. 10:28 сказано: «Бойтесь более того [Бога], кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Затем он объясняет: «Если погубить означает лишить тело жизни, то геенна, видимо, лишит физической и духовной жизни, то есть уничтожит человеческое существо» (14).

Относительно библейских образов речи Стотт говорит, что «главная функция огня — не причинять боль, а вызывать уничтожение… Сам огонь назван „вечным" и „неугасимым", но будет очень странно, если что-то, брошенное в него, окажется неразрушимым». В Мф. 25:46 сравнение между «вечной жизнью» и «вечным наказанием» «противопоставляет две судьбы: чем больше они не похожи, тем лучше» (15). Стотт сомневается, справедливо ли вечно наказывать за грехи, совершенные во времени, «разве только (как уже было сказано) нераскаянность погибших также продолжается вечно». Он не соглашается с универсализмом, но не может представить себе, что часть Божьего творения продолжает мучиться и находиться в восставшем состоянии, тогда как Священное Писание говорит, что Христос привлекает всех людей к Себе (см. Ин. 12:32), Бог соединяет все под главой Христом (см. Еф. 1:10), примиряет все с Собою через Христа (см. Кол. 1:20) и ведет к тому, что каждое колено склонится перед Христом и каждый язык исповедует его власть(см. Флп. 2:10, 11), так что в конце Бог будет „все во всем" или все для всех" (1 Кор. 15:28)» (16).

7. Кларк Пиннок

В «Крисуэл Теолоджикал Ревью» (1990) Кларк Г. Пиннок написал статью «Уничтожение нераскаявшихся раз и навсегда». Как видно из заголовка, статья делает акцент на том, что нераскаявшихся постигнет гибель, а не вечное наказание. «Я считаю концепцию ада, или бесконечных мучений тела и ума, возмутительным учением, теологической и нравственной чудовищностью, скверным учением традиции, которое нуждается в исправлении». Для него такая доктрина «больше олицетворяет сатану, чем Бога». Он задает важный вопрос: «Намерен ли Тот, Кто велел нам любить наших врагов, давать волю мщению Своим собственным врагам всю вечность?» (17).

Пиннок напоминает нам, что «Библия неоднократно использует слова „смерть", „разрушение", „уничтожение", „гибель", когда говорит о судьбе нечестивых. Она использует образ огня пожирающего (не терзающего) для описания того, что в него бросают». Затем он касается главной предпосылки учения о вечном аде — бессмертия души (18). Он считает, что ад «превращает Бога в кровожадное чудовище, которое держит вечный Аушвиц для жертв, даже не позволяя им умереть». Пиннок также думает, на «какие преступления способны люди, поверившие в Бога, Который мучит Своих врагов». Ведь «какую цель преследовал бы Бог, бесконечно мучая нечестивых, кроме как совершать отмщение и кару?» (19)

Затем в своей книге «Широта Божьей милости» (1992) Кларк Пиннок одобрительно цитирует Элтона Трублада. «Что это за Бог, Который посылает мужчин, женщин и детей на вечные муки, несмотря на то, что у них не было даже слабой возможности познать спасающую истину? Какой Бог мог в любви сотворить мужчин и женщин только затем, чтобы нелепо наказывать подавляющее их число? Бог, Который играет в любимчиков со своими детьми, осуждая одних на вечное разделение с Собой и принимая других, причем Делая различие между ними в основном на основе исторических или географических случайностей, над которыми они не имели власти, -такой Бог был бы больше дьяволом, чем Богом. В любом слу-чае Он не имел бы сходства с Иисусом Христом, и, следовательно, противоречие существовало бы в самом сердце системы» (20).

Вышеприведенное обсуждение показало, что многие ведущие богословы сомневаются в учении об аде, как и в бессмертии души. Мы продолжим обсуждение этого вопроса в следующей главе.

(1) Thomas Welch. Oregon’s Amazing Miracle, Dallas: Christ for th Nations, Inc., p. 8, цит. : Maurice Rawlings, Beyond Death’s Door, pp. 86, 87.

(2) Rawlings, pp. 46, 47.

(3) Nels Ferre. The Christian Understanding of God, New York: Harper, 1951, p. 228.

(4) G. C. Berkouwer. The Return of Christ, Grand Rapids: Eerdmans, 1972, pp. 415, 416.

(3) William Barclay. A Spiritual Autobiography, Grand Rapids: Eerdmans, 1975, pp. 60, 61.

(6) Edward William Fudge. The Fire That Consumes, Falbrook, Calif: Verdict, 1982, p. 221.

(7) Там же, с 111, 112.

(8) Там же, с. 330.

(9) Там же, с. 295, 331.

(10) Там же, с. 332.

(11) Там же, с. 333.

(12) Hans Kung. Eternal Life, Life after Death: as a Medical, Philosophical, And Theological Problem, New York: Doubleday, 1984, p. 136.

(13) David L. Edwards and John Stott. Evangelical Essentials: A Liberal-Evangelical Dialogue, Downers Grove, III. : InterVarsity, 1988, pp. 312-314.

(14) Там же, с. 315.

(15) Там же, с. 316, 317.

(16) Тамже, с. 318, 319.

(17) Clark H. Pinnock. "The Destruction of the Finally Impenitent" / Criswell Theological Review 4, 1990, 246, 247.

(18) Там же, с. 250-252.

(19) Там же, с. 253, 254.

(20) Clark H. Pinnock. A Wideness in God’s Mercy: The finality of Jesus Christ in a World of Religions, Grand Rapids: Zondervan, 1992, p. 150.