Путешествуя вдоль императорской римской дороги, мы подходим к четвертому городу. Фиатире. Как мы уже отмечали, в предыдущих главах, этот путь символизирует собой опыт христианской церкви со дней апостолов до времени, когда Христос вернется во славе.

 

Последовательность этих семи посланий и в такой же мере особенности этих вестей весьма важны, ибо взятые вместе эти вести представляют совершенную картину церкви, как она открывается глазам Господа.

Христианство, начавшееся в пламенном усердии апостольской веры, пережило серьезное падение в период "Средневековья". Это предвидели апостолы Петр, Павел, и Иоанн, и подобно Самому Господу Иисусу, предупреждали церковь о грозящей ей опасности. В Послании апостола Павла к фессалоникийцам он говорит: "День тот не придет, доколе не придет прежде отступление". И далее: "Ибо тайна беззакония уже в действии" (2Фес. 2, 3. 7). Дух отступления уже проявлялся в дни ап. Павла, но созревшие плоды должны были проявиться позже. "Отступление", которое должно было произойти раскроет "человека греха", "противящегося и превозносящегося выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божьем сядет он как бог, выдавая себя за Бога". (ст. 3-4). Или как переводит это место Джеймс Моффат: "Возвещающего, что он является Богом". Все же прежде, чему наступит конец времени, церковь Божья должна будет вернуться к своей чистой апостольской вере и полностью облечься в праведность Христа, исполниться [29] ревностью их первоначальной веры.

Те, кто ожидают возвращения Иисуса Христа, должны иметь чистую веру и "быть подобными Ему" (1Иоан. 3, 2).

Схема, приведенная на следующей странице, показывает упадок веры, "отступление" и постепенное возвращение истины.

Послание к Фиатире (Откр. 2, 18-28)

Значение и ценность имени.

Фиатира означает "жертва сокрушения" и полностью олицетворяет этот период в истории церкви, когда из-за отступления простая вера была заменена или пожертвована внешним делам и эпитимии. Спасение нельзя купить или заслужить; это дар Божий.

Оно приходит к нам по благодати и только одной благодати. Но в четвертом периоде истории церкви люди оставили простоту благовествования Христова и вместо него основали тщательно разработанный ритуал, проводимый священнослужителями. Это было печальное время, когда так называемое христианство заменило раскаяние сердца мертвыми делами, когда простая "вера Иисуса" была заменена изысканным ритуалом мессы.

Характеристика города.

Сам город производит впечатление, как "слабый сделался сильным".

Он был построен Селевком, одним из генералов Александра Македонского в 280 г. до Р. Хр.

и вначале был кавалерийской сторожевой заставой. "По замыслу он должен был быть гарнизонным городом. Но природа не придала ни одному городу столь убогого вида крепости, как Фиатире. В ней не было ни одного приличного акрополя и вся обстановка говорила о слабости, подчинении и зависимости... История Фиатиры бедна" (В. М. Рамсей.

"Послания к семи церквам Малой Азии" (318. 319. 323). [30] В этой местности не было никакого природного укрепления и нужно было возводить северные оборонительные сооружения, поэтому появился этот город.

Позже он стал промышленным центром. Его главными отраслями промышленности было производство меди и бронзовых орудий. Здесь было много литейных цехов, Он был также известен погребальной одеждой, особенно красной и пурпурной. Лидия, которую Павел встретил в Филиппах, была по-видимому, представительницей одного из таких видов производства (См. Деян. 16, 14). Писания говорят, что она понесла весть христианства в Фиатиру.

Великий храм, построенный в честь Аполлона бога солнца, занимал в городе главенствующее место.

В этом храме был жертвенник, посвященный женщине-богине.

Некоторые исследователи Библии считали, что во время написания Иоанном этого послания, в церкви была женщина, называющая себя пророчицей, властвовавшая в церкви и он упоминает о ней, как о "Иезавели".

Похвала.

Глаза Обращающегося с вестью к этой церкви, подобны горящему пламени, и ноги - раскаленной бронзе (Откр. 2, 18-29). Это образное выражение намекает на развитие в городе литейного производства.

Христос говорит о Себе как "Сыне Человеческом". Это единственное место во всей книге Откровение, где упоминается это имя.

Во время Средневековья это место Сына Божьего было незаконно захвачено сыном погибели: Муж скорбей был заменен человеком греха. Христос обращается к этой церкви как "Сын Божий".

Фиатира символизирует собой самый длинный период церкви - более тысячи лет.

Начиная с VI столетия она простирается до 17 века.

Б. Холцхаузер, римо-католический писатель, говорит: "Фиатира - это средняя церковь из семи, и следовательно, является как бы символом церкви Средневековья" ("Апокалипсис" стр. 158).

Все же верующие имеют похвалу за свой труд, особенно за последние дела: "Знаю твои дела... что последние дела твои больше первых" (Откр. 2, 19).

Перемена произошла в конце Фиатирского периода когда [31] вошла в силу реформация. Такие мужи, как Лютер, Нокс, Кальвин, Цвингли и десятки других пришли, чтобы обратить людей назад к Богу (См. схему на стр. 29).

Обличение.

Это самое длинное из семи посланий и оно содержит самые определенные обличения.

Ссылка на Иезавель особенно ценна (Гл. 2, 20) Иезавель была принцессой Финикии. Но когда Ахав царь Израильский женился на ней, она тогда прибыла в Израиль в качестве царицы. Как жрица Ваала, Иезавель принялась вводить в Израиле поклонение солнцу и достигла успеха. Почти вся нация впала в идолопоклонство.

Затем явился пророк Илия, призванный Богом осудить отступление Израиля. По его слову закрылись небеса, а сам он ушел с этим ключом. Земля страдала от засухи и голода. Три с половиной года спустя Илия возвратил народ к поклонению истинному Богу. Он истребил 850 пророков и священников Ваала. Иезавель и ее нечестивая семья позже была уничтожена реформатором Иеуем.

Этот брак Ахава с Иезавелью и последующее отступление Израиля были прообразом времени, когда язычество проникнет в церковь и глава церкви станет главою государства. Поклонение солнцу, как основание языческого богослужения, проникло в христианскую церковь со всеми его пышными ритуалами и украшениями, и все еще сохраняется среди определенных групп.

Красную и пурпурную одежду предлагали на торговом рынке в Фиатире и эти цвета стали главной составной частью украшения отступившей церкви (Откр. 17, 4).

В 538 году император Юстиниан издал грозный указ, утвердивший епископа Рима в роли "исправителя еретиков", тем самым предоставляя ему светскую и духовную власть над всеми церквами.

В течение трех с половиной пророческих лет (с 538-1798 г.) этой властью был облечен епископ Рима. Войны Наполеона лишили римскую церковь ее временной власти, но в последующие годы она вновь быстро приобрела свое высокое положение. Долгие века церковь страдала от духовного упадка.

Бог дал ей возможность покаяться. Реформация 16 века была Божьим призывом к Его народу, [32] но "они не покаялись" (Откр. 2, 21). Те, кто символически изображены Иезавелью, отказались прислушаться. В противовес протестантской реформации разразилась контрреформация и таким образом умы многих были ослеплены, чтобы не принять Божью истинную весть для того времени.

Совет.

"Держи что имеешь" - это призыв Христа к церкви того периода. Среди апокалипсических посланий это первая ссылка на приближающееся второе пришествие Христа.

Это великое учение было в основном извращено и отвергнуто из-за неправильных толкований таких людей, как Августин, чье толкование Писания, которое выразительно учит о воскресении тела в пришествии Иисуса Христа, было истолковано как относящееся к воскресению мертвых дух к духовной жизни. Более того, обетование о присутствии на обновленной земле города Божьего, Нового Иерусалима, было объяснено как предсказание учреждения церкви, как правящей властью среди народов, что делало мало значительным второе пришествие Иисуса Христа.

Обетование.

Христос обещает победителю "силу" или власть над народами,- это действительно ободряющее обетование перед лицом гонений тех дней.

На мучеников смотрели как на слабых и ничтожных и такими они были в сравнении с пышностью и властью Священной Римской империи. Но обетование заключается в том, что они будут царствовать со Христом в Его грядущем царстве и тогда будут иметь власть "над народами" (ст. 26).

Но при этом было дано еще и другое обетование: "И дам ему звезду утреннюю" (28 ст). Как дневная или утренняя звезда появляется в темный час ночи, так и Христос "Утренняя звезда" (2Петр. 1, 19) или яркая "утренняя звезда", (Откр. 22, 16) обещает взойти в час нашего величайшего испытания. В то время когда церковь переживала свой самый мрачный час падения, Дух Божий вдохновил таких богобоязненных людей, как Виклиф, Гус и других - повести народы назад к Слову Божьему.

Они были вестниками грядущего утра реформации. И действительно Виклифа иногда называли "утренней звездой реформации" [33]

Послание к Сардису (Откр.3, 1-6)

Значение и ценность имени.

Сардис означает "остаток" или "спасшийся из остатка". Действительно осталось очень мало подлинной веры после многих веков отступления и гонения.

Все-таки остаток спасся и начался быстрый рост новой духовной жизни. Но новая жизнь, которая началась таким обетованием, вскоре стала ослабевать и была готова погибнуть.

Характеристика города.

Важно отметить, что В. М. Рамсей говорит о Сардисе как о "городе смерти". Во всем он был полной противоположностью Смирне - "городу жизни". Очень ценно пояснение Рамсея: "Смирна была мертва и все же жила. Сардис жил, и все же был мертв". ("Послание к семи церквам Малой Азии" стр. 375). "Послание к Сардисской церкви дышит дыханием смерти, в нем - внешний вид без действительности, обетование без исполнения, внешнее проявление силы, не оправданное в действии из-за недостатка бдительности и легкомысленного доверия". (Там же, стр. 44).

Город Сардисс возник примерно в 1150 году до Р. Хр. Построен на рассыпающейся скале высотой примерно 1500 футов. Позже этот город стал столицей царства Лидии,- одного из богатейших царств древнего мира. Считают, что чеканные монеты впервые появились в этом городе.

Почти отвесные холмы, на которых стоял этот город, делали его с виду неприступным. В город вел только один путь и его легко можно было охранять. Все же из-за чрезмерной самоуверенности, во время царствования Креза, город Сардисс в 549 году до Р. Хр был захвачен Киром. Один из солдат Кира, когда часовые спали, забрался в город по скале темной ночью. Таким образом он открыл ворота персам. То же самое повторилось и во дни Антиоха Великого в 213 году до Р. Хр.

"Внезапное падение этой великой империи и самого богатого царя всего мира было столь великим событием, что оно произвело глубокое впечатление на сознание персов, подчеркивая духовный урок в великом [34] народном бедствии.

В нужный момент была допущена небольшая небрежность: не было часового или же часовой уснул на своем посту; и самая великая сила на земле пришла к своему концу. Великий царь доверял Сардиссу, но Сардисс изменил ему в критический момент" (Там же, стр. 377).

Окружающая местность представляла собой благоприятное убежище для воров.

В римский период правления город обладал небольшим влиянием или вообще никаким. Его слава отошла в прошлое. Дана описывает его как типичный пример лишенной влияния аристократии. И такое впечатление получит любой, посетивший эту местность сегодня. Когда мы бродим по его улицам, заросшим травой, невольно спрашиваем себя: "Неужели этот городок был когда-то великой столицей Лидии, центром царства Креза?" Насколько скоротечно человеческое величие! Здесь были гробницы забытых монархов и развалины храма мертвых религий. Наблюдая восход солнца над расщелиной стены, нами овладело сознание опустошения и разорения. В небо устремлялись огромные колонны, бросая перед собой причудливые тени на место, где некогда был царский банкетный зал. Пасшиеся несколько коз были единственными обитателями города, который некогда был предметом зависти Кира Великого. Сардис, бывший некогда живым, теперь стал мертвых городом.

Похвала.

Кажется, есть мало достоинств, чтобы хвалить эту церковь. Когда Иоанн в 95 году писал это послание, Сардис в основном жил своей прошлой репутацией. То немногое, что еще сохранилось, казалось было готово прийти к упадку.

Их внешняя активность не поддерживалась внутренней духовностью. Все что они приняли и услышали, больше не привлекало их.

Все же в Сардисе были некоторые, не осквернившие одежд своих.

Обличение. "Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв" (Откр. 3, 1). Как и сам город, церковь Сардиса имела многообещающее начало, но ее притязания не оправдались. Ни одна церковь и ни один христианин не могут жить прошлой репутацией, несмотря на то, какой бы чудесной она ни была.

Совет.

"Бодрствуй... и покайся". Как впечатлительны эти слова во свете истории города! Христианин не должен быть самоуверенным. "Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" [35] "Сатана старается пленить души всевозможными хитростями и уловками. Если мы не будем все время начеку, то легко станем добычей его бесчисленных обманов... Многие сегодня спят таким же образом, как спали ученики. Они не бодрствуют и не молятся, чтобы не впасть в искушение. Давайте читать и исследовать те места Слова Божьего, которые имеют непосредственное отношение к этим последним дням, указывая на опасности, грозящие народу Божьему" (СЦ. 8. 100).

Применяя эту весть к периоду времени после реформации, она вполне соответствует ему. Возглавившие реформацию были энергичными и посвященными людьми, но их последователи, полагая, что битва окончена, остановились на сформировавшейся религии. Великое движение, начатое Лютером, Ноксом и другими, стало лишь государственной религией, поддерживаемой общественными средствами. Самодовольные и удовлетворенные прошлыми достижениями, эти люди упустили из виду осознать нужды великого языческого мира.

Образный стих Матфея Арнольда показывает нам истинную картину их состояния: "Его форма стояла уверенно, без бреши, Когда уходила жизнь и тепло, И она все еще говорила свою обычную речь, Но каждое слово было мертвым".

С формой было все в порядке, если она была бы исполнена силой; но очень часто форма становится лишь пустой формальностью с мертвыми, безжизненными делами. "Храни и покайся",- умоляет Господь.

"Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя как тать ночью. Мир и даже многие называющие себя христианами, не будут готовы к этому славному событию.

Оно предстанет как потрясающее удивление для миллионов людей".

Но Бог не забыл Свой народ, даже в Сардиский период. Некоторые из величайших событий истории произошли именно в этот период времени. Кромвелевская революция в Англии устранила неверное представление о "божественном праве царей". В это же время сорганизовались Американские колонии, которые стали [36] основанием новой нации и новой цивилизации.

Таким путем перед церковью открылись новые возможности.

Обетование.

Верному остатку в Сардиссе Бог сказал: "Они будут ходить со Мною в белых одеждах". Белый цвет - это символ чистоты и праведности (Откр. 19, 8; Зах. 3, 3-5). Белая тога в Риме олицетворяла торжество победы и радость, в нее одевались кандидаты для высшего государственного служения. Черная тога - символ скорби или поражения; в нее одевали рабов и пленников. Одно из самых чудесных обетований мы находим в Откр. 3, 5: "И не изглажу имени его из книги жизни и исповедаю имя его перед Отцом Моим и пред ангелами Его". Как чудесно сознавать, что даже если наши имена вычеркнуты из записей человеческих книг и ради Евангелия от нас отреклись друзья и домашние,- все же на небе наш Первосвященник называет нас Своими и исповедует наши имена пред Отцом! Мы имеем честь и безопасность - и можем с уверенностью смотреть в будущее, зная что скоро придет наш Господь и примет нас к Себе. В тот великий день будет дано повеление: "Отворите ворота: да войдет народ праведный, хранящий истину" (Ис. 26, 2). [37] 5