Второй Ватиканский собор был организован для того, чтобы достичь «отделившихся братьев», которыми была оставлена Католическая церковь, таких, как протестантов и Восточная Православная церковь, которые возникли как результат Реформации. Второй Ватиканский собор пошёл дальше, чем протестантский экуменизм, он привлекал к участию все нехристианские религии и иудеев.
Во время Второго Ватиканского собора Католическая церковь поставила себе цель привести к себе весь мир. Она хотела не только христианского, но и всеобщего объединения.
Второй Ватиканский собор – это 21-ый мирового собор. На первых восьми собиралась мировая Христианская церковь, а следующие соборы проводились в западной церкви из-за отсоединения Восточной Православной церкви. В течении первых шести брались под защиту великие библейские истины, в том числе истина о Христе и Святом Духе. На них формировались и небиблейские теории: Мария была возвышена как Богородица, было введено поклонение изображениям, принудительное безбрачие священников, пресуществление во время богослужения, критика протестантских религий и непорочность папы.
Соединение почве общих нравственных ценностей начало реализовываться. В этом соединении, скорее всего, не берутся во внимание доктринальные отличительные особенности. Какие-то общие цели становятся социальными связанными со святостью жизни и семейными ценностями. Силы, которые противодействуют этим ценностям, являются единым врагом всех христиан, и он двигает церкви на объединение.
Протестантизм согласен изменить свои теории, для того, чтобы удовлетворить всеобщего врага, но не Католическая церковь.
В то время, когда большинство не признаёт заслуги библейской истины в поисках единства, которое основано на общих теоретических пунктах, они не видят Католическую церковь такой, какая она есть на самом деле. До того, пока римский католицизм не изменяет своими доктринальными взглядами, он будет вырабатывать мнение, что лишь он является единственным и истинным телом Христа на земле.
На Ватиканском соборе было сказано, что ничто так не далеко духу экуменизма, как не правильный примиренчекий подход, который вредит чистоте католической доктрины и затемняет ее неоспоримый подлинный смысл».
Однако доктринальные вопросы имеют огромное значение. И они не маловажны в сопоставлении с вопросами совместной деятельности. Отличия связаны с главными положениями Евангелия. К примеру, молитва Марии как соискупительнице не выступает незначащим отличием. По сути это ставит под сомнение исключительное право посредничества нашего Искупителя Иисуса Христа.
Настоящее единство может происходить только от полной истины. Только когда церкви утвердят всё, о чём говориться в Священном Писании, они смогут исполнить молитву Христа о единстве. Отрицание отличительных доктрин и соединение на основе общих доктрин не является достаточным основанием для единства.
Здесь мы встречаемся с небиблейскими постулатами, которые прибавлены к библейским истинам. Человеческое наследие даже затмевает уникальность Христа. Любое дополнение к Божественному откровению – это человеческое дело, которое обязательно ставит под сомнение Божественное откровение. Джордж Карей привёл шесть убеждений, представляющих собой минимальную основу для единства, но основные доктрины Католической церкви, такие, как сравнение человеческих традиций с Божественным откровением, значение Марии в искуплении и необходимость добавления человеческих дел к дару спасения полностью разрушают его. Человеческая ошибка никогда не служит библейской истине. Дела человека никогда не смогут быть прибавлены к дару спасения Христа.