Тот факт, что Иисус был евреем, является одной из аксиом Библии. Однако впоследствии она не была принята в христианской теологии.

Остальные изменения происходили из отказа от происхождения Иисуса. Но это было не единственное изменение. Некоторые из них имели последствия, в том числе на политическом уровне. Холокост был одним из них.

„Христиане забыли, что Иисус был евреем”, по словам писателя Джеймса Кэрролла. А это, по его мнению, имеет серьезные последствия. Кэрролл - это автор бестселлера «New York Times» и лауреат Национальной книжной премии. В книге «Христос на самом деле: Сын Божий в секулярный век» он попытался познакомить христиан с иудаизмом Иисуса. Кэрролл, имея католическое образование, обсуждает негативные последствия игнорирования религиозных традиций Иисуса, и как христиане сегодня могут восстановить аспекты, которые позволяют более точное понимание контекста, в котором жил Иисус.

Иисус родился и умер евреем

В интервью RNs  (Религиозный новостной сервис), Джонатан Мерритт подошел к Кэрроллу, пытаясь выяснить, насколько глубоко был соблюдение Иисусом законов Иудаизма. Автор бестселлера считает, что в отличие от популярного мнения, что Иисус родился в еврейской среде, но не имел намерение соблюдать законы Иврита, как считают многие ученые, Иисус, напротив, настаивает на их соблюдении, даже если другие не согласны, что касается целей и их применимости в определенных контекстах или различных обстоятельств.

Кроме того, говорит Кэрролл, раннее христианство возникло как ветвь иудаизма. Необходимо было разрушение храма в Иерусалиме римскими войсками, и должен был произойти кризис веры, чтобы христианская группа добилась большего развития, чем мать религии. Но, как говорит Кэрролл, это происходило постепенно, совершенствуя разрыв между синагогой и церковью при императоре Константине Великом. С приобретением клиентов языческое христианство кардинально изменило мышление и ориентацию. Разрыв увеличился после смерти апостолов и превратился в пропасть. В этих условиях развод Иудаизма произошел естественным путем.

Два тысячелетия незнания иудаизма Христа

Отсюда и вытекают последствия, которые христианство регистрирует сегодня в отношении „старшего брата”, после слов, используемых папой Иоанном Павлом II. Постепенно возник неблагоприятный образ Иисуса во всей религиозной еврейской системе. Поэтому разграничение христианства и всего, что имеет знак иврита, это непросто шаг.

Кэрролл углубляет проблему и настаивает на том, что наиболее важным следствием "амнезии" о происхождении христианства является то, что последователи стали считать евреев врагами не только Церкви, но и Бога. В результате анти-религиозный Иудаизм превратился на протяжении веков в расовый антисемитизм.

Эта роковая перестановка имеет место даже сегодня в странах с древней христианской традицией. Поэтому Холокост предпочитают воспринимать как немецкое дело, а не преимущественно обще-христианское. Однако глубокий анализ антисемитизма указывает на то, что это не было оригинальным творчеством Гитлера и Германии, но он появился на удобряемом на протяжении многих веков христианской церковью анти-еврейском поле. В принципе, для Кэррола, христианство и определяется эволюцией за рамки иудаизма, что привело к векам антисемитизма, что и завершилось Холокостом.

Антисемитизм Христианства?

Хотя, на первый взгляд, антисемитизм и христианство, кажется, были несовместимы (первый из которых построен на ненависти, второй - на любви к ближнему), на протяжении веков, многие христианские теологи сделали вклад в генезис ненависти к евреям, что остается пятном на прошлой истории религии, основанной Иисусом Христом.

Вина христиан, с этой точки зрения, бесспорна. Тем более, что, даже некоторые христианские церкви были замешаны в программе по уничтожению евреев во время Второй мировой войны, если не прямым участием, то пассивностью и безразличием. Литература предоставила достаточных доказательств в этом отношении. В широком подходе, автор «Холокост и христианский мир» показывает, как проросли семена ненависти к евреям почти во всех христианских конфессиях. Обвинение в богоубийстве присутствуют среди всех.

Даже тем богословским принципам, которые стремятся вернуться к истокам христианства, не удалось "сбежать" от логики антисемитизма. Конкретным примером может служить Мартин Лютер. Немецкий реформатор был убежден, что все евреи вернутся к христианской версии, предложенной им. Неудача заставила его написать брошюру, которая возродила антисемитизм в Германии. Брошюра была позже внесена в гитлеровскую пропаганду.

Долгосрочные последствия

То, на что ссылается Кэрролл, и было выражено в исторической реальности, и может генерировать много вопросов. Это могло быть иначе? Так почему не было? Проблема является сложной и не может быть выражена только ответами в одностороннем порядке. Конечно, раскол, произошедший между христианами и евреями, несет прямую ответственность за дальнейшее развитие событий. Однако, в это вмешались политические, экономические и человеческие факторы, которые могут объяснить извилистость отношений между христианством и иудаизмом. Этому явлению способствовали и злоупотребления некоторых библейских текстов Нового Завета, которые, казалось бы предложили и обосновали необходимость тотального разрыва между двумя религиозными системами. Они потеряли из виду, что Иисус был евреем, и было сообщено, таким образом, что он реформатор и разрушитель по отношению к еврейской религии.

После двух тысячелетий можно оценить потери. За трагедии, через которые были вынуждены пройти евреи, христианство живет своей собственной драмой, которая выражается в недостатке знания собственной истории и игнорирования происхождения. И, тем не менее, „вы не можете быть истинным христианином, если вы не признаете древнееврейского корня.” Заключение, сделанное нынешним Понтификом, не может оставить нас равнодушными. Ставка эта глубока, потому что заставляет вернуться к истокам. Не религия Христа была виновной в дальнейшей судьбы евреев, а как неправильно последователи Иисуса поняли отношение к людям, с которыми имели много общего. Вопрос крайне тернист. Эту проблему признавал и Папа Франциск, когда отметил меткой диалог между христианством и иудаизмом как „горячая картошка”. Сложность этого явления заключается в том, что этот раскол, который произошел в то время, породил множество контрастов между двумя религиями, осадочных вопросов в христианской традиции, которые появились из-за желания увеличить дистанцию к еврейской среде.