Для Ватикана открываются новые политико-религиозные горизонты. Объединение всевозможные религий под начало великого вождя - озвучено.
Экуменическая перспектива значительно расширяется после того как экс-президент Израиля, Шимон Перес, объяснил Фрэнсис, что необходимо создать организацию объединённых религий, которой руководил бы католический лидер.
Бывший президент Израиля Шимон Перес явился на встречу в Ватикан с планом и конкретными целями. В контексте проблем на Ближнем Востоке Перес удивил присутствующих своим беспрецедентным предложением относительно экуменического пространства. Понтифику было предложено создать «Организацию Объединенных Религий», учитывая нынешнюю неэффективность Объединённых Наций в качестве политической организации. Предложение удивляет своим политическим вмешательством, а также тем, что оно принадлежит нехристианину.
«Сегодня войны вспыхивают в большинстве случаев под религиозным предлогом. Мы имеем дело с сотнями, иногда тысячами террористических движений, которые утверждают, что убивают во имя Бога», - сказал Перес в одном интервью итальянского католического еженедельника Famiglia Cristiana, информирует Agerpres.
Перес отмечает, что нынешние события вышли из-под контроля ООН, поскольку она не обладает «убеждением, которое формирует религия». Поэтому, чтобы решать политические проблемы, необходимо создать подобную ООН организацию, основанную на религиозной платформе.
Почему мировая религиозная организация?
Предложение израильского лидера предвещает смерть ООН. Оно прямо отмечает, что эпоха ООН истекла и есть необходимость заменить её более мощной властью. «Понимая, что ООН исчерпало своё время, мы приходим к выводу, что необходимо создать организацию объединённых религий. Это было бы самым лучшим методом противостояния террористам, которые убивают во имя веры», - добавил Перес.
Израильский лидер убеждён, что только религиозная структура может покончить с бесчисленными кровавыми конфликтами, которые в настоящее время будоражат планету. И для того, чтобы быть эффективной, она нуждается в сильном лидере, имя которого Перес назвал без никаких колебаний. Понтифик был бы единственной достаточно уважаемой особой, которая бы приблизила конец войнам, которые разорили Ближний Восток и другие страны мира.
«Впервые в истории Святой Отец является уважаемым различными религиями лидером. Более того, он, пожалуй, единственный уважаемый лидер».
Что говорит папа?
Мы уже привыкли в последнее время к сюрпризам Ватикана. На этот раз мы констатируем факт расширения нового экуменического горизонта. Задача огромная, поскольку предложение создать мировую религиозную организацию не является результатом инициативы Ватикана.
Несколько лет назад это было бы невозможно представить, чтобы такой проект мог быть разработан евреем, более того - политическим лидером. У евреев не самые приятные воспоминания на протяжении длинной истории преследований, к которым подвергали католические страны их диаспору. Даже недавняя история не была более приятной. Ватикан не был достаточно настойчивым в попытке остановить геноцид, начатый нацистской армией. Позднее поступили запросы о прощении, и двусторонние отношения вступили на путь нормализации. Но предложение, озвученное израильским политиком, чтобы христианский лидер руководил мировой религиозной организацией, разрушает самые оптимистичные ожидания.
Это проект с множеством щепетильных пунктов. Папа осознаёт всевозможные реакции. Поэтому не спешит с ответом. Но и не отклонил предложение. Пресс-секретарь Ватикана Федерико Ломбардии подтвердил репортёрам, что Перес выдвинул идею «Объединенных религий», но конкретизировал, что Франциск не дал своё одобрение.
«Папа послушал, проявил интерес, который казался обнадёживающим», - рассказал Ломбарди, добавив, что Франциск переложил ответственность относительно этого решения на Папский Совет по межрелигиозным диалогам, на учреждение, наиболее подходящее, чтоб поддерживать такие инициативы.
Тем не менее, некоторые данные свидетельствуют о том, что Папа принял это предложение всерьёз. Согласно The Jerusalem Post, разговор между ними двумя длился 45 минут – это одна из наиболее продолжительных встреч из всех встреч, на которых обычно присутствует Франциск. Ломбарди признаёт, что во время дискуссии лишь косвенно были затронуты актуальные политические вопросы, собеседники сосредоточились на обсуждении проекта Переса. Даже время, проведённое этими двумя лицами в дискуссии, «свидетельствует о том, что Папа воспринял с интересом это предложение», - говорит пресс-секретарь.
Планета в поисках авторитета
Помимо обсуждаемого вопроса этими двумя лидерами, есть, по крайней мере, один элемент, который может выступать в качестве альтернативы. Мир переживает кризис авторитета. Не только ООН не в состоянии действовать. Даже США доказывает, что не владеет максимальной оперативностью и способностью действовать. Таким образом, образовался своеобразный вакуум авторитета с мировыми последствиями. Мировые проблемы размножаются, а методы их разрешения подбирают с трудом. На этом фоне план Переса кажется уместным и имеет будущее.
Предложение было изложено Пересом решительным образом: «Мы нуждаемся в неоспоримом авторитете, который мог бы громко сказать: «Нет». Бог не хочет этого и не позволяет...» Его намерение благородно. Желание остановить кровопролитие похвально. Но ценной была бы также «от имени всех верований следующая установка: обезглавливание людей или осуществление массовой резни, которых мы наблюдаем в последние недели, не имеет ничего общего с религией».
Проект с серьезными после действиями
Является ли Перес лишённым политического такта, когда появляется с предложением создать мировой религиозно-политический институт? Трудно поверить, услышав это о человеке, достигшем 91 года и имеющего большущий политический опыт. Вероятнее, что есть потребность в центральной власти, которая бы твёрдой рукой выводила из кризисных ситуаций. Является ли Перес единственным, кто видит ситуацию таким образом? Немало голосов, которые объединяются в похвалах в адрес Папы Франциска. Они считают его наиболее подходящим человеком для решения нарастающих по своей остроте задач, которые будоражат человечество.
На самом деле, Ватикану не чужды проекты этого рода. Бенедикт призывал к созданию мировой власти ещё в 2011 году, чтобы помочь реформировать мировые финансовые и экономические системы, которые пребывали в кризисных условиях. И если экономическая власть была бы эффективной, то почему не была бы эффективной религиозная мировая власть с политическим уклоном?
Тем не менее, возникает фундаментальная проблема, которая касается тонкостей демократической жизни. Централизованная власть не является многообещающей. Какими благими намерениями она бы не руководствовалась, нет никакой гарантии в том, что централизованная власть не оказалась бы источником намного больших проблем по сравнению с теми, которых она собирается решать.
Как бы много кризисов не было бы преодолено, в том числе порождённых терроризмом, существуют и другие потенциальные опасности, которые появляются на горизонте. И история свидетельствует о том, что брак политики с религией никогда не был самым счастливым. В связи с этим проектом мирового значения не исключено, что дела ухудшатся под началом великого лидера, будь он даже христианином.
Флорентин Лехач