У Путина есть Украина, Сирия, у него есть Меркель и Эдвард Сноуден.
Не столь важно, как он их заполучил, важно, что сейчас они – пешки на его шахматной доске. Взамен, Обама начинают партию со многими разговорами, которые звучат угрожающе. Кажется, что у него не бог весть какие стратегии, но ему еще придется сделать много ходов до финала.
Митт Ромни (Mitt Romney) недавно заявил на NBC News, что США и Россия есть и всегда будут геополитическими противниками, не врагами, но противниками. А с этой точки зрения, геополитически, Путин «утер нос» Обаме вновь и вновь, и таким образом Россия подняла свой статус как геополитическая сила, в то время как США свой статус приуменьшили.
Джон МакКейн (John McCain) зашел даже дальше, говоря, что то, что сегодня происходит в Украине, - это «основной результат бессмысленной внешней политики» Обамы, «по причине которой никто больше не верит в силу Америки». Конечно, происходящие со стороны некоторых прямых противников президента Обамы, заявления этих двоих – это именно то, чего бы мы ожидали. Но, смотря объективно, насколько эти заявления верны?
Шахматная игра…
Аналогия с шахматной игрой давно используется среди политологов, которые описывают успешную внешнюю политику, как ряд ходов и ответных ходов, в которых успех зависит от эффективного (успешного) манипулирования фигурами на игровой доске.
Из предыдущих действий России, среди которых мы упоминаем аннексацию Крыма, поддержку сепаратистов в Украине, продвижение планов БРИКС по созданию альтернативы для МВФ и Мирового Банка, завершение переговоров с Китаем относительно русского газа и продвижение планов, касающихся Евроазиатского Союза, можно сказать, что и Путин видит геополитику как шахматную игру, в которой, на первый взгляд, он ведущий.
Собственно, любители игры действительно увидели, что Путин использовал тактику шахмат, выученную в годы его службы в КГБ, в ноябре 2013, когда он пожертвовал химическим орубием режима Ассад взамен прекращения нападения США на Сирию, шахматный ход, известный под названием «жертва Ябовнтского» (Jabowntski sacrifice).
… с каким исходом?
Однако, приглядевшись повнимательнее, исход игры кажется весьма ограниченным и даже склоняется к поражению России.
Сроки переговоров с Китаем не были публично объявлены, однако эксперты утверждают, что по причине экономических санкций Россия была вынуждена поставлять газ по сделке, чтобы обеспечить будущее Газпрома. Так, хотя теоретически Китай – это сторонник Москвы, отношения с ним далеко не благополучные. У обеих сторон есть история диспутов, а недавно Китай был довольно агрессивен по отношению к бывшим советским республикам из Центральной Азии.
На западе Польша вместе с Эстонией, Латвией и Литвой являются сторонниками НАТО, а по причине недавних действий Москвы, Финляндии и Швеции, они тоже подумывают присоединиться к Северо-Атлантическому Альянсу. А, может, самое важное – что Украина подписала, наконец, договор, который интегрирует ее экономически и политически в ЕС.
В отношении Черного Моря, критической стратегической точки для доминации России над Средиземноморьем, южный берег доминорован Турцией, которая недавно примкнула к Западу, а в западной стороне, Румыния и Болгария также являются сторонниками НАТО. Грузия и Молдова также пошли по пути Украины и подписали соглашения с Европейским Союзом.
Вывод относительно Украинского кризиса, как говорит издатель NY Times, Томас Фридман, (Thomas Friedman), - он „ослабил экономику России, добыл Китаю дешевый газ, возродил НАТО, убедил Европу положить конец зависимости от российского газа, и спровоцировал дебаты об увеличении бюджета для систем национальной защиты. Поэтому я говорю, что страна, которой Путин сегодня угрожает больше всего – это Россия”.
Итак, мы можем сказать, что если Путин действительно играет в шахматы, он не очень хороший игрок.
Современная стратегия
Добрых несколько месяцев американские республиканцы, активисты-консерваторы и значительная часть международных СМИ ухватились за идею о том, что Путин – гигант и ас шахмат, в то время как президент Обама, - единственный, кто мог бы его победить, - смущенный ребенок, который старается не отстать.
Реальность такова, как заявил недавно сам президент Обама, что диспут Америки с Россией не проходят на шахматной доске Холодной войны. Собственно, это и является основным различием между двумя правителями и политической долей XXI века. Победитель разъяснит нам, насколько мы продвинулись, и кто мы на самом деле.
Стратегия санкций медленная и продуманная, Обама всегда советуется со своими сторонниками из ЕС и G-7. Это был источником недовольства для наблюдателей, затормаживая способность Америки действовать быстро и решительно. Кроме того, объявленные санкции не были такими жесткими, как ожидалось бы. После воздушной катастрофы в Украине продолжение этой "легкой" стратегии не принесло Обаме больше фаворитов, американскому президенту следовало бы более категорично ответить на трагедию, которая унесла с собой жизни 298 человек, и которая может повлечь за собой мировую войну.
Чиновники из Белого Дома говорят, однако, что у такого ответа есть стратегическая цель, и он предназначен для того, чтобы соответствовать сложной политике Европы. В отношении России Обама ожидает, что Европа будет играть главную роль, поскольку это основной фактор, который может остановить Россию, посредством прерывания связей коммерческой зависимости. У американских чиновников есть долгосрочная стратегия, позволяющая Европе сформулировать собственный ответ.
Важнее то, что было установлено, что санкции имели успех. Путина и его сторонников финансово изолировали, подталкивая экономику к рецессии. В то же время, благодаря консультативной стратегии Обамы, Северо-Атлантический Альянс был укреплен.
Макс Фишер (Max Fischer) пишет, что и он был среди скептиков, которые неодобрительно смотрели на внешнюю политику США, до тех пор, пока не увидел, что стратегия Обамы дать возможность Путину "самому засунуть шею в петлю" действует. Однако все далеко не завершено. Ясно, что в сказке есть добрая доля текучести, по причине непредсказуемости, которая характеризует Путина. Однако не будем обманываться слабым видом политики Обамы. Известно, что к концу мандата американские президенты, как правило, достают тузов из рукава.