огонь, гореть, пророчество, Пророчество Даниила раскрывает еще одну историю, которая связана с истуканом. Только теперь речь идет не о сне, который был послан Навуходоносору, а о его мечте. Царь понял, что глава его истории заключена лишь в золотой голове, поэтому он решил изменить ход событий, используя магию. Он приказал изготовить точно такой истукан, как был во сне, только состоящий полностью из золота. Он не хотел, что бы его царству пришел конец, а желал, что бы оно длилось до конца всех времен. Однако, на этом желания царя не закончились. Он хотел быть властелином не только всех земных царств, но и царства подобного тому, которое воздвигнет Бог.

Оружие против непоколебимости.

Это событие, ровно, как и событие, связанное с узурпацией власти, происходили в Вавилоне. На равнине был поставлен истукан и башня. Царя собрал здесь всех своих чиновников на освящение. Становится ясно то, что все собравшиеся будут принимать участие в обряде поклонения идолу, то есть Навуходоносору. Он занял место бога. Такая узурпация Божьей власти напоминает строительство Вавилонской башни, когда люди пытались присвоить себе славу и власть, которые им не принадлежали.

Царь собирает всех своих чиновников на равнине, что бы объединить в этом священном деле. Точно так же как раньше строители башни различных национальностей и  языков пытались объединить всех людей в одной религии. Статуя, сделанная полностью из золота, подчеркивала идею единства. Царь хочет быть правителем до конца времен и народов.

Истукан был высотой 60 локтей. Такой размер обусловлен культурным контекстом. Однако, согласно одной из клинописных табличек, в то время разразилось восстание, которое поставило под сомнение угрозу единства.

Вследствие этого царь решил сделать нового истукана, с помощью которого он мог бы удостовериться в верности всех своих поданных. Как известно, насилие – это признак нетерпимости, результатом которой являются ужасные гонения. Поклонение, которого желал царь, строилось на фоне принуждения. Становясь на колени, сердца людей остаются равнодушными и безучастными. Чиновники разных рангов были собраны на том поле. Их поклонение было формальным, от которого зависели будущее социальное положение и продвижение по службе. Толпа народа, которая находилась за чиновниками, была готова последовать примеру. "Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, который поставил Навуходоносор царь" (Дан. 3:7).

Успех был достигнут благодаря тому, что в древности было хорошо известно, как можно музыкой достигнуть разума людей. Вся эффективность заключалась в нервной системе и строилась на уровне эмоций. Зачарованный чудесной музыкой, человек перестает здраво мыслить, и все убеждения становятся никчемными. Эмоции берут верх над здравым смыслом. Однако, такая религия носит лишь мгновенный характер, основанный на рефлексах. Слышишь музыку, значит необходимо поклониться. Все это происходит лишь под влиянием чувств.

Тех, кто проявляет непослушание, ожидает немедленное наказание огнем, который горит  рядом. Такой обычай далее стал формой проклятия. Находящиеся в той местности печи стали неотъемлемой формой пейзажа. Они использовались для изготовления кирпичей. Возможно, печь находилась непосредственно перед истуканом, что бы происходящее могли видеть все люди.

Такая тоталитарная и жестокая религия была нужна царю, что бы обеспечить всеобщую покорность и непоколебимость. Данная система работала очень хорошо. Лишь некоторые не выразили своей покорности.

Обвинения неповиновенных.

Евреи всегда отличались своим неповиновением к установленным правилам. Однако, все внимание уделяется трем молодым людям, которым доверено управление Вавилоном, что сильно возмущает коренных халдеев. Их доносы на иудеев основаны отнюдь не на истинном почитании своего бога, а на зависти и тщеславии, ими движут политические стремления, а не религиозные. Стремление халдеев направлено на то, что бы устранить евреев и занять их место.

Даниил занимал весьма высокое положение в иерархической лестнице, чем те, кто доносил на евреев. Следовательно, он был недосягаем. Кроме того, в тот момент он вероятно находился в совершенно другом месте. Даниилу удалось избежать обвинений только благодаря тому, что он занимал высокое положение и находился далеко от места происходящего. Что касается остальных евреев, то халдеи решили о них ничего не говорить, ограничившись лишь тремя. Поступая таким образом, они считали, что добьются желаемого результат. Если обвинить слишком большое количество, то царь мог отступить от намерения покарать их. Таким образом, они стремились сделать гарантированный успех в своем нелегком труде.

Люди, Даниил, Месаил, АзарияОгонь в семь раз сильнее.

Царь колеблется. Он не приказывает сразу сжечь виновных, так как он хорошо их знает и дает возможность оправдаться. Вызывая их к себе, он задает им вопросы. В результате разгорается конфликт двух типов религиозных мышлений, который приводит к тому, что царь понимает: евреи вышли из-под его власти. Навуходоносор  начинает угрожать и приводить доводы. Однако, все бесполезно. Евреи не стали оправдываться. Спокойная уверенность евреев вывела царя из себя, и он впал в гнев. Навуходоносор приказал разжечь огромный огонь, и евреи сразу же были брошены в него. Их предали огню даже в той же одежде, в которой они были, не дав возможности переодеться или подготовиться к этому событию.

Такая поспешность говорит о том, что царь уже отдавал себе отчета в том, что делает. Он впал в полное уныние и отчаяние. Им овладел страх и боязнь того, что может случится.

Как только молодых людей кинули в печь, Навуходоносор увидел "четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня" (3.25). Евреи были живы, освобождены от веревок и гуляли в печи. Чиновники с неприкрытым ужасом наблюдали за происходящим. Однако, среди троих иудеев в печи находится еще одно лицо, которое привлекает внимание царя. "И вид четвертого подобен Сыну Божию" (3:25). Навуходоносор решает, что это есть какое-то божество.

Сомнения уходят прочь и царь зовет к себе этих трех евреев, считая, что если они целы и невредимы, то смогут выйти без чьей-либо помощи. Бог всегда приходит туда, где Он нужен. Он никогда не оставит нуждающегося в нем. Трое евреев вышли из печи, спасенные Им, а Навуходоносор признал свое поражение.

Вокруг них мигом собралась огромная толпа, что бы посмотреть, потрогать руками… Бог евреев пришел туда не для того, что бы уверить их в своей любви, а для того, что бы спасти. "Усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них" (3:27). На этих троих смотрели как на тех, кто пережил настоящую смерть и воскрес.

Успех евреев.

Евреи ни говорят, ни слова царю. Их свидетельство от этого становится еще более сильным. Изданный ранее приказ поклоняться истукану изменен на указ, запрещающий хулить Бога евреев.

Однако, царь снова не решается обратиться напрямую к Богу. То, как повели себя евреи расценивается как героический поступок и верность своим традициям, а не как верность единственному Богу. Однако, царь признал могущество Бога иудеев и назвал Его могущественнее всех других. Кроме того, царь издал указ, который разрешал религию евреев. Это произошло не потому, что Навуходоносор понял значение терпимости или решил обеспечить уважение к различным религиям, а потому, что он признал ее превосходство над всеми существующими.

Царь Навуходоносор не принял еврейскую религию. Однако, он придал ей статус законности и даже возвысил самих евреев. Действуя таким образом, царь пытался успокоить свою совесть перед Богом, от которого он старался убежать любыми способами.

Итак, после того, как данное испытание подошло к концу, евреи оказались в более привилегированном положении, чем были раньше. Рискуя потерять все, даже свою жизнь, они смогли приобрести еще дополнительно к тому, что уже имели.