У биологов есть доказательства, с помощью которых они разграничивают научный подход к происхождению (эволюция) от творческого замысла (ненаучный подход). Данные доказательства исходят из логического позитивизма. Он возник на семинаре Морица Шлика в 1923 году в Венском университете. К нему примкнули Рудольф Карнэп, А. Дж. Аир, Людвиг Уитгенштейн и Герберт Фейджел. Ими было установлено, что является стандартом имеющих смысл понятий. По их мнению, язык имеет лишь два вида осмысления. Первый вид – математико-логические истины. В них утверждение содержит ответ в себе самом (два плюс два равно четыре). Второй вид – истины эмпирические (на столе лежит книга). Эмпирические истины подтверждают чувства. Язык имеет смысл только в таких видах. Всё, что не касается данных видов, которые имеет язык, являются бессмыслицей, вздором.
Разные точки зрения
Эриксон отмечал, что к бессмыслице свёл язык этики, метафизики, теологии и других отраслей знаний логический позитивизм. Подтвердить это заключение невозможно, если использовать ограниченные критерии непосредственно логического позитивизма. Крах логического позитивизма объяснён тем, что он не способен отвечать собственным критериям.
Язык после краха логического позитивизма аналитической философией изучается в контексте его использования. Такой подход называется функциональный анализ. Язык, используемый в теологии и биологии, следует оценивать из разных контекстов двух областей.
Позже Людвиг Уитгенштейн разные контексты сравнивал с разными играми. Правила игры в баскетбол не применяют к футболу. Каждая игра имеет свои правила. Язык теологии таким же образом при рассматривании творческого замысла и сотворения соответствует своему собственному контексту. Язык имеет силу в своём контексте, как другой язык в других контекстах. Это касается и эволюции.
О методологическом эквиваленте творческого разумного замысла и натуралистическом поэтапном происхождении писал Стивен Майер. В зависимости от критериев эволюция и творческий замысел оказываются одинаково научными и одинаково ненаучными. Критерии используются для определения их научного статуса. Готовые критерии, с позиции метафизики нейтральные, выбираются для вынесения такой оценки.
В научный лексикон слово «замысел» пришло из работ физиков. Раскрытая ими вселенная настроена для возможности существования жизни человека.
Такую идею с неохотой рассматривают космологи, физики и биологи, несмотря на возрождение интереса к гипотезе замысла. Теологическим воззрениям, по мнению историка науки Тимоти Линайора, современная наука упорно сопротивляется.
Биологи почти в каждой области исследований находятся в затруднении, когда пытаются найти язык, стороной обходящий замысел, который присутствует в живых формах.
По мнению Питера Т и Мей-Вон Хоу всемогущая сила естественного отбора всё больше походит на объяснение с точки зрения творческого сознательного замысла всемогущего Творца.