Дарвин в 1861 году (два года спустя после того, как было опубликована работа «Происхождение видов») писал в письме биологу Асу Грею, что глаз на него бросает дрожь. Он считал, что глаз человека не может быть продуктом естественного отбора т.к. он имеет непревзойдённые приспособления для регулировки фокуса на разные расстояния, для пропускания разного количества света и для коррекции сферической и хроматической аберрации.
Глаз человека сегодня более изучен. Глаз человека может выполнить немало видов предварительной обработки сведений визуальной информации перед передачей в мозг из-за сложной связи между нервными клетками сетчатки. Сегодня компьютеры осуществляют механизмы усиления и очищения изображения. Телевизионная камера является самой точной аналогией глаза.
Ричард Докинс признал, что глаз человека не мог возникнуть через одноэтапный отбор. Для его развития необходимо несколько сотен миллионов лет. Он отмечал, что глаз без хрусталика и даже зрачка ещё способен различать смутно тень хищника.
Глаз человека – это частица системы зрения. Проблема возникает в объяснение развития хрусталика посредством естественного отбора и произвольной мутации, ведь в то же время должны были эволюционировать необходимые мышцы, сетчатка, оптический нерв, палочки и колбочки и много иных сложных и деликатных структур, приспособленных друг к другу так, чтобы друг с другом взаимодействовать. Здесь участвуют необходимые части мозга.
Сам по себе глаз человека слишком сложен, чтобы быть продуктом случайного развития. Дэн Е. Нилссон и Сюзанна Пелгер из университета Ланд считали, что глаз человека мог бы развиваться несколько сотен тысяч поколений. Откуда взялись светочувствительные клетки они не говорят. А это очень важно для объяснения начала процесса.
Глаз человека также сложен, как лёгкое птицы или её крылья. Сложную схему строения имеет каждое. В них ни одна часть не может развиваться без одновременного развития всех других частей.
Сложнее всего устройство человеческого мозга. Роджер Сперри, нейробиолог, считал, что мозг контролирует его составные части способом, меняющим функциональное физическое состояние 10 млрд. нейронов мозга. Самой сложной компьютерной сети эквивалентно сложное устройство мозга человека.
Майкл Дентон отмечал, что сложные компьютерные программы не способны измениться случайными механизмами. Также не могли измениться и генетические программы. Например, самолёты до Боинга-747 эволюционировали не по случаю.
Произвольная случайность вносит теорию вероятности в эволюционную теорию. Безопасная гавань для эволюционных гипотез – большие промежутки времени. Они считают, что за большой промежуток времени возможно любое развитие. Сегодня наука понимает сложность эволюции больше, поэтому всё больше вопросов возникает к теории эволюции. Стало понятно, что нужны значительные органические изменения, чтобы в мускулах, костях, а также артериях независимо и одновременно происходоло множественное развитие компонентов.