В книге «Дарвин под следствием» Филип Е. Джонсон взвешивает заявления Дарвиновской эволюции. Его ум натренирован в юриспруденции. Джонсон, отрёкшись от защиты креационизма, говорит о поставленной цели научное доказательство рассмотреть на его собственных условиях. Он считает, что учёные креационисты увлеклись библейским фундаментализмом. Он исследует, базируется ли дарвинизм на научном справедливом доказательстве или он представляет из себя ещё одну ветвь фундаментализма. Книга Джонсона везде проводит разделение между эмпирическим научным доказательством и метафизическими или философскими предложениями. Он делает вывод, что начало эволюция берёт из теории, в которой отсутствуют эмпирические доказательства.
В статье «Эволюция как факт и теория» Стивен Джей Гоулд факт называет информацией из мира, а теорию структурами идей, объясняющих и интерпретирующих факты. Пока учёные обсуждают спорные теории, которые объясняют факты, они не исчезают. Яблоки остались на своём месте, когда теория гравитации Энштейна заменила теорию Ньютона. Если люди развились из обезьяны, то они должны быть идентифицированы независимо от того, как это произошло. То, что яблоки падают, показать можно, а доказать их эволюционное происхождение невозможно. Например, общего предка обезьян и людей мы увидеть не можем. Видимо только то, что люди и обезьяны имеют больше общего, чем со змеями, кроликами и деревьями. Гипотезой в теории является обезьяноподобный общий предок. Она стремится рассказать, откуда взялись эти большие или маленькие сходства. Для философа-материалиста теория правдоподобна, но она может оказаться ложной.
Эволюция слаба, если её принимать за факт, а опытные данные объяснять позже. Под влиянием основных предположений находятся поиски. Эволюция становится более философской, чем научной.
Эволюция как религия
Если Бог удаляется из области причинной обусловленности, то его заменяет что-то другое. Заменил Бога не только натурализм, но эволюция стала религией. Она заменила библейскую религию. Физик Х.С. Липсон считал, что эволюция стала научной религией. Её приняли почти все учёные, приспосабливая свои наблюдения.
Элвин Платинга считал, что эволюция имеет глубокие религиозные связи. Эволюция не может быть теологически нейтральной.
В доктрине Творения наука и Священное Писание конфликтуют. Учёные считают Творцом природу, а теологи Бога.
Кун считал неверными существующие научные положения, с годами научные парадигмы меняются. О натуралистическом эволюционном мировоззрении Кун никогда не упоминал. Однако его тезис к нему применим.
Платинга считал, что наука не должна капитулировать перед Священным Писанием, как и наоборот. Они исправляют и взаимно дополняют друг друга. Он отмечает, что наука стремится изобразить истину о человеке и мире, совершенно независимо от религии, идеологии, нравственных или теологических убеждений. Он признавал подобное убеждение ошибочным. Он признавал существование конфликта.