Обманчив все же термин “теория заговора”. Это не теория реальных заговоров. Это страх перед мифическими заговорами. Это способ восприятия и объяснения событий, к которым относятся спецслужбы, тайные сообщества, корпорации. Историки знают, что такое настоящие заговоры. И они случаются. Довольно-таки часто.

Реальные и воображаемые заговоры очень схожи внешне. И только здравый смысл и понимание конспирологии могут их различить. Главные признаки – это ссылки на недоступные источники, склонность к невероятному, небрежное отношение к историческим фактам, объяснения, которые сложно объяснить. Теория заговора превращается в многочисленный комплекс, включающий в себя новые лица.
Секретность является важной причиной возникновения теорий заговора. Она присуща политической и государственной деятельности. В идеальной политике всегда должна быть полная открытость. Но политическая реальность никогда не сможет ее достигнуть. В государственной деятельности секретность – это законно. До тех пор пока есть секретность, публика всегда будет считать значимые события сомнительными.
Но не все события являются заговорами. Любая информация о какой-нибудь организации может стать сомнительной: Если извне исходит информация, то она недостоверна, если же изнутри – то могут обвинить источник в дезинформации. И причем в преднамеренной.
Поэтому если организация хочет претендовать на статус секретной, то, хочет она или нет, она дает согласие на право обвинять ее во всех бедах человечества. Загвоздка в том, что нельзя будет эти обвинения опровергнуть.
Психологический аспект
Существует все же другая причина теории заговоров – это потребности человека как социальные, так и психологические. Теория заговора связана очень со стереотипизацией, проекцией эскапизма.
Механизм проекции – это когда сторонник теории заговора переносит на других ее участников свои позитивные и негативные стороны. Они обретают преувеличенный характер. Во-первых, заговорщикам приписываются злые намерения и некую аморальность. Это помогает избежать уголовной ответственности, снять различные моральные ограничения и осуждения. Кто убивает таких ужасных людей, то должен быть героем, а не преступником. Во-вторых, существует и другая сторона медали. Заговорщики владеют определенной хитростью, уникальным умом, целеустремленностью.
Чтобы избежать этого диссонанса, то может оказаться, что человека трудно будет потом убедить отказаться от определенной теории заговора, если он однажды воспримет ее.
Все факты, которые противоречат теории, игнорируются, либо отвергаются с помощью особых приемов. Можно отрицать теорию, назвав ее провокацией, или превратить ее из противоречащей в подтверждающую. Или же можно самый безобидный факт превратить в теорию заговора. Кто как умеет, чтобы не было скучно. Глобальные заговоры: Чертой теории заговора является знание о существовании малоизвестного всем тайного общества, которое было создано одной группой людей для того, чтобы захватить власть над миром. Это ряд исторических событий, которые носят негативный характер. Сторонники постулируют ряд таких взаимосвязей между современными и историческими событиями, потому что они являются глобальным планов заговорщиков.
Популярность глобальных теорий связана с экономическим и политическим кризисами. А общество не хочет принимать этот серьезный факт, и это превращается в поиск врагов.
Глобальные теории выпускают социальную энергию, которая может использоваться и в интересах правящего государства и против нее. Глобальные заговоры считаются эффективным инструментом для манипуляции общества в периоды кризиса. Но если люди не имеют использовать глобальную теорию, тогда это может привести к более серьезным последствиям.
Существуют социальные группы в любом обществе, которые расположены к поддержке глобальных теорий заговора. Теории заговора находят свое понимание в обществе непонимающих людей, которые недовольны своим положением. Так как увеличивается рост этих недовольных людей, возрастает, соответственно, поддержка глобальных теорий заговора.