Символические видения включают элементы времени, которые также представлены иносказательно. Согласно Дан. 7:25, маленький рог будет угнетать святых Всевыш­него в течение «времени и времен и полувремени». В сле­дующей главе один ангел говорит другому, что святили­ще очистится и будет восстановлено через «две тысячи триста вечеров и утр» (Дан. 8:14).

Иоанн пишет, что жена, родившая младенца мужского пола, убежала в пустыню, где ее «питали... тысячу двести шестьдесят дней» (Откр. 12:6). Далее в той же главе жена снова изображается обитающей в пустыне, где о ней забо­тятся в течение «времени, времен и полвремени» (стих 14). В следующей главе сказано, что зверь, получивший власть от дракона, действует' «сорок два месяца» (Откр. 13:5).

Поскольку некоторые из этих временных указателей упоминаются в похожем контексте, а именно при описа­нии угнетения, которому подвергается народ Божий, ста­новится очевидно, что фразы «время, времена и полвреме­ни», «тысяча двести шестьдесят дней» и «сорок два месяца» указывают на один и тот же период. И Даниил, и Иоанн говорят об одном и том же промежутке времени. Что же тогда обозначают эти символические указатели времени?

Вначале важно понять, что эти временные указатели даются в символическом контексте. Следовательно, гер­меневтическая последовательность требует, чтобы эле­менты времени рассматривались в том же ключе, что и остальные символические образы. Ангел истолкователь указал, что двурогий овен символизирует царей Мидии и Персии (Дан. 8:20). Козел косматый обозначал царя (цар­ство) Греции (стих 21). В символах Откр. 12 большой дра­кон символизирует сатану, а жена — народ Божий.

Это явно символические образы. Нельзя буквально воспринимать зверя, жену и временные указатели. По­этому логично предположить, что подобно тому, как скоропреходящие звери символизируют царства, суще­ствование и владычество которых простиралось на дли­тельные исторические периоды времени, так и элементы времени, связанные с этими символическими существа­ми, должны обозначать длительные интервалы.

В 9-й главе Книги Даниила дается ключ к пониманию природы и смысла этих выражений. Видение, описанное в Дан. 9:24-27, начинается с периода времени, который буквально звучит как «семьдесят седмин» или «семьдесят недель». «Семьдесят седмин» начинаются с выхода указа о восстановлении Иерусалима и продолжаются до при­шествия Помазанного, Его смерти, а также разрушения города и святилища.

Как представители исторического критицизма, так и консервативные богословы считают, что период «семиде­сяти седмин» должен пониматься как соответствующее число лет, поскольку для исполнения всего, что описано в стихах 24-27, требуются не дни, а годы. Развертывание событий, подробно изложенных в этом отрывке, требует больше времени, чем один год, четыре месяца и 10 дней, о которых здесь говорится, если пророчество понимать буквально как 490 дней. Именно по этой причине ком­ментаторы в целом и некоторые переводы Библии (на­пример, К5У — Пересмотренный нормативный перевод) включают слово «лет» после фразы «семьдесят седмин». Таким образом, это место звучит в их трактовке как «семьдесят седмин лет».

Подобное толкование «семидесяти седмин» или «се­мидесяти недель» подтверждается более широким кон­текстом. Стих 24 подхватывает понятие «семидесяти лет», предсказанных пророком Иеремией как время пре­бывания Израиля в вавилонском плену из Дан. 9:2 (ср. с Иер. 25:11, 12; 29:10). По сути дела, Даниил говорит, что времени на события, упомянутые в Дан. 9:24-27, отво­дится семь раз по «семьдесят лет», о которых говорил Иеремия. Следовательно, упоминание «семидесяти лет» в Дан. 9:2 означает, что под словом «семьдесят» в стихе 24 также следует понимать годы.

Учитывая взаимосвязи различных временных указа­телей в видениях и параллельную природу видений, ра­зумно предположить вместе с теми, кто истолковывает прошлое по методу историчности, что в апокалиптиче­ских главах Даниила и Откровения символический день обозначает буквальный год.

Уильям X. Шей тщательно исследовал принцип «день за год» и выдвинул 23 библейские причины, оправдываю­щие применение этого принципа к периодам времени в апокалиптических пророчествах Даниила и Откровения. Он также установил, что принцип «день за год» был из­вестен еврейским истолкователям во втором веке до н. э. и применялся ими вплоть до гюсткумранского периода {13, с. 56-92; дополнительные подробности по трем боль­шим периодам времени в Книге Даниила см. в статье Суд Ш.Б.1.а. (2).).