апокалиптика Определение

Слово «апокалиптика» происходит от греческого апо­калипсис, что значит «откровение», «обнаружение», «рас­крытие». Под апокалиптикой понимают литературу, со­держащую откровения.

Словом «апокалипсис» в наши дни называют само откровение, тогда как исследование откро­вений называют апокалиптицизмом, а пророка, которому открыто будущее, иногда называют словом апокалиптик.

 

В первый раз слово апокалипсис употреблено в Откр. 1:1: «Откровение [апокалипсис] Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надле­жит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Анге­ла Своего рабу Своему Иоанну». Здесь данный термин, похоже, избран в качестве заголовка для определенного типа композиции; вот почему последняя книга Библии часто называется Апокалипсисом.

Некоторые другие книги Библии также напоминают Апокалипсис — как по манере изложения, так и по со­держанию. В частности, ветхозаветная Книга Даниила обнаруживает удивительные сходства с откровениями, данными Иоанну: общая символика, общие периоды времени и общая сосредоточенность на событиях по­следнего времени. Книги Даниила и Откровение пред­ставляются книгами-близнецами, которые приглашают исследователя Писания изучать их совместно.

Хотя книги Даниила и Откровение являют собой наи­более явные примеры библейских, апокалиптических книг, апокалиптические отрывки встречаются и в других библейских книгах. Если брать Ветхий Завет, то Ис. 24-27; Иез. 38 и 39; Иоил. 2 и 3 и Зах. 9-14 напоминают по содержанию книги Даниила и Откровение. То же самое можно сказать о таких главах Нового Завета, как Мф. 24;  Мк. 13; Лк. 17 и 21; 1 Фес. 4 и 2 Фес. 1 и 2.

Следовательно, под библейской апокалиптикой мы подразумеваем книги Даниила и Откровение, а также вышеупомянутые разделы в других книгах Библии. Все эти материалы имеют общие, легко узнаваемые особенности, которые отличают их от другой библейской литературы. В данной статье мы будем разбирать преимущественно эти материа­лы, в первую очередь, книги Даниила и Откровение — их особенности, истолкование и богословское значение.

Чтобы понять значение этого определения, мы отме­тим два других популярных понимания апокалиптики. [Одни считают ее литературным жанром, а другие — ми­ровоззрением.

Хотя термин апокалипсис взят из Библии, он приме­нялся в древности и в современном богословии к другим [сочинениям, которые похожи на Апокалипсис Иоанна. [После 1832 года (см. 1У.Г.2) неканонические произведе­ния из иудейских и христианских источников были объ­единены с библейской апокалиптикой в общее собрание сочинений как самостоятельный литературный жанр под [названием «апокалиптика».

I Такой подход привел к необычному результату: совре­менная апокалиптика определяется отнюдь не библейской

апокалиптикой, а более обширной литературой, которая формирует современные представления, в том числе и о библейской апокалиптике! Например, несколько небиблейских апокалипсисов, по всей видимости, написаны под псевдонимом, и но этой причине многие ученые се­годня сомневаются в авторстве книг Даниила и Открове­ние. Так, мы находим первичное значение слова «апока­липсис» в «Новом всемирном словаре Уэбстера»: «Любое произведение еврейских и христианских авторов, пишу­щих под псевдонимом (примерно с 200 г. до н. э. и до 300 г. н. э.) и символически изображающих уничтожение зла и торжество добра».

Хотя в центре данной статьи находится библейская апокалиптика, мы отдаем себе отчет в существовании более обширного собрания сочинений, именуемого «апо­калиптикой» (хотя богословы стараются определить ее границы и свести всю ее до общего определения). Однако мы считаем, что библейский материал стоит особняком. Только ему отведено место в Священном каноне, кото­рый считается таким же Богодухновенным, как и осталь­ное Писание.

Еще одно популярное значение апокалиптики — это конкретное мировоззрение. Как апокалипсис, так и апо­калиптика используются в качестве метафор для опи­сания современного состояния человечества, согласно которому жизнь считается полем брани. Надломленная планета, терзаемая и опустошаемая противостоящими друг другу силами, поглощенная войнами и угрозами войн, оставила идеализм, выработанный идеалистиче­скими философами и либеральными теологами восем­надцатого и девятнадцатого веков, чтобы в муках обна­ружить описание противоборствующих сил, отраженное в библейской литературе. Свидетельство такого направ­ления мысли мы находим в большом количестве статей, книг и фильмов, показывающих, как наш хаотичный век, терзаемый тревогами, движется к своему концу.

Это популярное ныне использование апокалиптиче­ской терминологии не может определять наше понима­ние библейского материала. Библейская апокалиптика должна сама раскрывать перед нами свои сокровенные глубины.