Елена УвайтЕлена Уайт в своих многочисленных сочинениях пи­сала о том, что книги Даниила и Откровение особенно важны и ценны для народа Божьего, живущего в послед­ние дни, поскольку оказывают на него глубокое влияние, и рекомендовала их внимательное исследование. Как ис­толкователь она оставалась последовательной защитни­цей исторического подхода, понимая видения Даниила и Откровения как раскрытие последовательных этапов истории, кульминацией которых должны стать Второе пришествие Христа и восстановление всего.

Ссылки Елены Уайт на библейскую апокалиптику столь многочисленны, что подсчитать их не представляется воз­можным. Она не написала ни одной книги конкретно по Даниилу или Откровению, а также эсхатологии как тако­вой. Но у нас имеется два способа оценить то глубочайшее влияние, которое апокалиптика оказала на ее мышление. Первый — это «Полный указатель к сочинениям Елены Г. Уайт» [Сотрrеhепsive 1пdех tо thе Writings оf Е11еп G. White], в котором приводятся ссылки на Библию в ее основных трудах. На каждой странице этого перечня можно найти несколько сот ссылок, при этом более двух полных страниц «Указателя» — это ссылки на Книгу Даниила и восемь пол­ных страниц — ссылки на Книгу Откровение. Второй спо­соб — это компиляция сочинений Елены Уайт, касающих­ся последнего времени, которая была издана в 1992 году под названием «События последних дней». Она содержит 330 страниц. Следующие цитаты наиболее характерны и типичны для того множества апокалиптических высказы­ваний, которые можно найти в трудах Елены Уайт.

А. Призыв к исследованию книг Даниила и Откровение

«Читайте Книгу Даниила, — советовала она. — Вызы­вайте в памяти пункт за пунктом историю описанных там царств... Свет, полученный Даниилом непосредственно

от Бога, был дан особенно для этих последних дней» (Библейский комментарий АСД, т. 4, с. 1166). «Книга От­кровение открывает миру, что было, есть и грядет; она дана для наставления всех нас, достигших последних вре­мен. Ее следует изучать с благоговейным трепетом. Мы счастливы познавать то, что дано для нашего назидания» (Ревью энд Геральд, 31 августа 1897г.).

Вот что она советовала служителям: «Служители долж­ны представлять верное пророческое слово как основание веры адвентистов седьмого дня. Пророчества Даниила и Откровения следует внимательно исследовать, равно как и связанные с ними слова: „Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира"» (Служители Евангелия, с. 148).

Б. Истолкование библейской апокалиптики

Нигде Елена Уайт не употребляет слово «апокалип­тика» и не выказывает ни малейшего интереса к умо­зрительным построениям историко-критических бого­словов относительно связи библейской апокалиптики с апокалиптической литературой в целом. Она сосредото­чена на книгах Даниила и Откровение и в меньшей степе­ни на других апокалиптических главах, таких как Мф. 24.

Она отождествляет Даниила, еврейского пленника, от­веденного в Вавилон, с автором книги, носящей его имя (Пророки и цари, с. 553, 554; Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 161). Кроме того, она заявляет, что он писал при­мерно за 500 лет до Христа, тем самым однозначно отвер­гая датировку этой книги вторым веком до нашей эры (.Желание веков, с. 98). Автором Откровения она объявляет возлюбленного Иоанна, одного из двенадцати апостолов, и датирует написание этой книги последним периодом его жизни при императоре Домициане, который сослал Иоанна на остров Патмос {Деяния апостолов, с. 568-571).

Елена Уайт призывала исследовать Книгу Откровение в связи с Книгой Даниила. В 1902 году она писала: «У меня родилась идея связать две книги воедино, чтобы Откро­вение следовало за Даниилом, поскольку эта книга более полно освещает темы, затрагиваемые в Книге Даниила. Цель в том, чтобы объединить эти книги и показать, что они обе раскрывают одни и те же темы» (Свидетельство для служителей, с. 117).

Ее многочисленные ссылки на Даниила и Откровение обнаруживают последовательно историческую герменев­тику, хотя она никогда не употребляла этот термин. С ее точки зрения пророчества в этих книгах раскрываются в исторической панораме от дней Даниила и Иоанна до установления вечного Божьего Царства. Подобно тому, как ей ничего не известно о датировке Книги Даниила вторым веком до н. э., так она ничего не желает знать о претеристском истолковании Откровения. Она не явля­ется идеалистом или футуристом: те части библейской аиокалиптики, исполнение которых произойдет в буду­щем, лишь завершают последовательный ход истории, предсказанный Богом посредством видений и символов.

Следующие высказывания показывают, что Елена Уайт верила в последовательное исполнение пророчеств этих книг:

«В Откровении изображены глубины Божьи... Исти­ны ее предназначены для людей, живущих в последние дни земной истории, равно как и для живших во дни Иоанна. Некоторые события, описанные в этом проро­честве, относятся к прошлому, многие происходят в на­стоящее время; одни имеют отношение к концу великой борьбы между силами тьмы и Князем неба, другие совер­шатся на новой земле, где будут радоваться и ликовать искупленные» (Деяния апостолов, с. 584).

«Книга Откровение открывает миру, что было, есть и грядет, она дана для наставления тех, кто достиг последне­го времени» (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 954).

Хотя некоторые стремились найти поддержку двой­ного исполнения пророчества в нескольких ее высказы­ваниях, эта точка зрения опровергается подавляющим большинством ее свидетельств. Предупреждая против подобных подходов, она писала: «События пророческой цепи, которые уже исполнились в прошлом, также пере­носятся в будущее, и поэтому вера некоторых братьев и сестер ослабевает» (Избранные вести, т. 2, с. 102). Елена Уайт говорит о пророческой цепи, красной нитью прохо­дящей через всю историю, «начиная с далекого прошло­го до самого отдаленного будущего •> (Пророки и цари, с. 556). Она заявляет: «В пророчествах говорится о собы­тиях, предшествующих началу суда. Это особенно касает­ся Книги пророка Даниила» (Великая борьба, с. 356). Та­ким образом, Елена Уайт говорит о том, что повторится история, а не пророчество (10, с. 145-161).

В. Всестороннее изложение

Сочинения Елены Уайт свидетельствуют не только о ее постоянном интересе к библейской апокалиптике; в некоторых местах она разрабатывает апокалиптику, конкретизируя те места в Книге Откровение, которые рисуют сценарий событий, предшествующих Второ­му пришествию и тому, что произойдет после. Так, вся

вторая половина ее важной книги «Великая борьба меж­ду Христом и сатаной» сосредоточена на периоде от адвентистского пробуждения начала девятнадцатого века до Второго пришествия и далее до окончательного вос­становления всего. Первая глава этого раздела (глава 18) повествует об Уильяме Миллере, который был призван, по ее мнению, подобно Елисею, «оставить свой плуг, для того чтобы открыть миру тайны Царствия Божьего» (Ве­ликая борьба, с. 331). Заключительные главы в этой книге рассказывают о событиях, относящихся к будущему.

В этом подробном изложении Елена Уайт ясно истол­ковывает маленький рог из Дан. 7, дракона из Откр. 12, зверя, подобного барсу, из Откр. 13 и двурогого зве­ря, упоминаемого в этой же главе. Она представляет 1260 дней пророческого времени тем же периодом, что и три с половиной года и 42 месяца, упомянутые в кни­гах Даниила и Откровение, и пишет о его исполнении во время 1260 лет папского владычества (538-1798). Взирая на события, которые произойдут после ее смер­ти, она предвидела заключительную борьбу но поводу соблюдения субботы и Закона Божьего, символически представленную в навязывании «начертания зверя» и поклонении «образу зверя».

Г. Божественное управление историей

Для Елены Уайт великой вестью библейской апока­липтики было Божественное управление историей. Бог Даниила и Откровения, Бог всего Писания есть Госпо­дин времени и пространства. Он видит все, знает все и управляет всем. Он не принуждает человеческую волю — свобода, по существу, есть реальность — но в конечном итоге направляет все к исполнению Своих вечных наме­рений. Какой бы хаотичной и бессмысленной ни казалась жизнь человечеству, Бог несет ответственность за все и в конце концов Он разрешит все противоречия и создаст спокойный и гармоничный мир.

Говоря о Первом пришествии Иисуса, Елена Уайт пи­сала: «Но, подобно звездам в их непрерывном движении по предназначенному пути, намерения Божьи не знают ни спешки, ни промедления... На небесном совете так­же был определен и час пришествия Христа. И когда ис­полнились сроки, Иисус родился в Вифлееме» (Желание веков, с. 32).

В этом суть ее понимания хода Божественной исто­рии: в конечном итоге Бог сохраняет контроль. Люди мо­гут сотрудничать и взаимодействовать с Божественным планом, но они не могут сорвать его.

Она изображает спокойное управление Богом всего хода человеческой истории: «При чтении летописей ис­тории человечества на первый взгляд создается впечат­ление, что процветание народов, возвышение и падение империй зависит от воли и доблести человека; представ­ляется, что на ход событий влияет его сила, амбиции или прихоти. Но в Слове Божьем, где занавес поднят, во всех действиях людей, во всех противоречивых столкновени­ях интересов, сил и стремлений мы видим, как милосерд­ный Бог бесшумно и терпеливо осуществляет Свои пла­ны» (Пророки и цари, с. 499, 500). Конечно, именно так описывает историю библейская апокалиптика. В Книге Даниила Яхве поставляет царей и низлагает царей; в Откровении он наблюдает за зеницей ока Своего — Церковью.

И, наконец, Он творит новое небо и новую землю, на которых обитает правда.

«Великая борьба окончена. Греха и грешников боль­ше нет. Вся Вселенная чиста. В бесчисленных творениях

бьется один пульс согласия и радости. Во все концы без­брежного пространства текут потоки жизни, света и ра­дости от Того, Кто сотворил все. От мельчайшего атома до величайшей галактики — все одушевленное и неоду­шевленное в своей неомраченной красоте и совершен­ной радости провозглашает: „Бог есть любовь"» (Великая борьба, с. 678).