распятие, смерть, ХристосНесколько лет назад мне довелось познакомиться с одной трогательной историей. Сидя на берегу реки, мальчик играл с парусником, как вдруг сильный порыв ветра унёс кораблик по течению. Пытаясь спасти игрушку, ребёнок даже прыгнул в воду, но попытка не увенчалась успехом. Он с грустью наблюдал, как его парусник уносит течением реки. Спустя пару месяцев, проходя мимо магазина, за стеклом витрин он увидел свой парусник и опешил. Он сразу же побежал домой и всё рассказал родителям. Те дали ему денег, и счастливый ребёнок вернулся в магазин и купил свою игрушку.

 

Представьте, как это, должно быть, необычно – купить парусник, который он делал сам и который принадлежит ему по праву. Но всё же мальчику просто необходимо было вернуть свою игрушку. Эта история – слабое подобие того, что был вынужден сделать Бог, когда Адам и Ева были обмануты сатаной в Эдеме. Сатана забрал человека у Бога, и, чтобы вернуть нас, Богу самому пришлось облечься в плоть и кровь, спуститься в этот грязный мир, вступиться в рукопашный бой с противником и, в результате, поплатиться своей жизнью.

 

Конечно, в такой короткой главе, да и даже книге, невозможно достаточно подробно и полно изучить жизнь Христа. Обойдёмся двумя чрезвычайно важными событиями: Его искушение в пустыне и Его последние часы жизни на земле.

 

Искушение в пустыне

 

Библия утверждает, что после того как Иисус был окрещён Иоанном Крестителем, он [Иисус] провёл в пустыне Иудейской сорок дней в полном одиночестве без пищи. Представьте себе, какой голод испытывал Он на сороковой день. Именно этот момент и выбрал антихрист, чтобы подойти к Иисусу. Заметьте, что в речи сатаны отчетливо видно, как антихрист будет пробовать нас искушать в конце света: “Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами” (Мф. 4:3).

 

Обратите своё внимание на то, что в начало этого предложения (“Если Ты Сын Божий”) содержит явное сомнение, что Христос на самом деле является Сыном Божьим. Антихрист хорошо знал, кем в действительности был Христос. Разве он не знал Христа на небе? Почему же он тогда ставит под сомнение истинную сущность Христа?

 

Да потому, что суть спора для антихриста состоит не в очевидности сего факта, а в вере (в оригинале написано “пере”, но мы сомневаемся – прим.). Дело вовсе не в том, знал ли он, что Христос – Сын Божий, а в его вере в это. Антихрист попробовал заставить Христа усомниться в том, Кем Он был: “Если Ты Сын Божий”. Настоящим искушением для Христа была вовсе не пища, а вера. Верить Ему словам Бога о том, Кто Он или не верить?

 

Неверие. Сомнение в Божьих словах. Божье слово – вот предмет раздора в Эдеме. Антихрист не ставил под сомнение существование Бога. Он просто не желал верить тому, что говорил Бог, и пытался заставить усомниться в этом и Еву, а спустя несколько сот лет – и Иисуса. С полной уверенностью можно сказать, что и нас с вами антихрист попытается заставить усомниться в сказанном Богом, когда появится в конце света. Это лишний раз подтверждает то, что мы должны быть хорошо знакомы со словом Божьим в Библии, если хотим победить сатану.

 

Вовсе не пища являлась предметом искушения Христа – как мы заметили, им была вера в Бога и Его слово. Но пища была действительно значительным его аспектом. Двигаясь обходными путями, сатана надеялся достичь того, чего не удалось бы добиться, действуя напрямик. Поскольку если бы Иисус сотворил чудо, дабы утолить свой голод, Он бы безмолвно согласился с антихристом, Он бы попался в его сети.

 

В конце света сатана явится к нам с вами тем же обходным путём. Он может воздействовать через друзей, родных и близких. Мы будто заложники внешних проявлений его  последующих поступков, не способные осознать, что действительный исход будет разительно отличаться от того, что мы можем услышать или увидеть. Внешнее – лишь маска антихриста; сутью последнего сражения будет истина, которая спасёт. Он начнёт поединок за наши с вами души. Именно это предсказывает Библия: “Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения” (2 Фее. 2:9, 10).

 

Искушение в конце жизни Христа

 

Решающее сражение в противостоянии Бога с сатаной произошло на горе Голгофа около двух тысячелетий назад. Это сражение началось в Гефсиманском саду, что недалеко от Иерусалима. К Иисусу, когда он молился, пришла делегация от первосвященников с целью схватить Его. Думая спасти Иисуса, Пётр выхватил свой меч, на что Он сказал: “Возврати меч твой в его место... Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?” (Мф. 26:52, 53).

 

Иисус понимал, что этот, финальный в его жизни, конфликт, в который он попал в тот самый момент,  был непосредственно связан с Богом и сатаной и не являлся Его противостоянием нескольким смертным. Примерно через час после Его столкновения с толпой, Иисус встал перед судом синедриона – верховного судилища Израиля той поры, - и пожаловало множество лжесвидетелей, но Он не проронил ни слова. Тогда негодующий первосвященник Каиафа сказал:  “Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?” (ст. 63).

 

Наконец, Иисус заговорил и снова показал Своё понимание того, что проблема шире, чем кажется при первом рассмотрении. “Ты сказал, — ответил Он, — даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных” (Мф. 26:64).

 

По людским понятиям случай Иисуса был безнадёжен. Но Его мысль парила вне комнаты суда, вне Иерусалима и Иудеи, вне нашей планеты, за границами того момента, в котором Он находился. Он предостерегал первосвященника, что столкновение в этой комнате выйдет за пределы её четырёх стен. В него затянет всю Вселенную. На самом деле, Иисус сказал: “Ты поймешь это тогда, когда мы поменяемся местами, и ты увидишь Меня, грядущего на облаках небесных” (см. Мф. 26:64). Первосвященник не принял во внимания его предостережения, потому что он не мог заметить глазами то, что Он узрел Своей верою. Возникает вопрос: что же имело место быть – столкновение в пределах четырёх стен на глазах у первосвященника или конфликт во Вселенный, который узрел Иисус благодаря своей вере?

 

Такая же трудность возникла, когда Иисус стоял пред Пилатом несколько часов спустя. К римскому прокуратору Его привели евреи, утверждавшие, что Он провозгласил Себя Царём. Пилат задал само собой разумеющийся вопрос: “Ты Царь Иудейский?” (Ин. 18:33, см. также Лк. 23:1, 2). Своим ответом Иисус ещё раз показал, что Он осознавал, что причина конфликта находится далеко за пределами конкретных обстоятельств сего момента.

 

Осуждение Пилатом Иисуса было всего лишь частью Вселенского противостояния Бога и сатаны, длившегося уже не одно тысячелетие, и Он это прекрасно понимал. Оно было частью того сражения, которое однажды проиграли Адам и Ева в Эдемском саду. Такая же незримая борьба была между Иисусом и антихристом, а итогом её могло быть либо поражение змеем Семени в пяту, либо поражение Семенем змея в голову. Сатана самоотверженно пытался отвлечь внимание Иисуса от этого Вселенского столкновения и заставить сосредоточиться на этой ситуации, пытался заставить Его уберечь Себя от угрозы, которую видел Он, и предоставить возможность уйти от опасности, о которой Он и не подозревал. Но Иисус понимал, что “вера есть... уверенность в невидимом” (Евр. 11:1). Этот тезис достаточно понятен, если вы просите у Иисуса за совершённые в своей жизни грехи, и непостижим – если адреналин пропитал всё ваше естество, а каждый нерв, каждая клеточка просто кричит, чтобы вы спасли себя от неминуемой и трагической смерти.

 

Через несколько часов Иисус висел на кресте абсолютно нагой. Разве можно себе представить что-то более унизительное и оскорбляющее достоинство? Иисус поставил на кон всё и… проиграл. По крайней мере, так показалось всем, кто там был, включая и Его собственных учеников. Но сказанная перед Его концом фраза свидетельствует о том, что Иисус не считал это Своим поражением. Именно в этом заключался секрет сдержанности и выдержки Христа в обстоятельствах, которые каждого из нас привели бы к сумасшествию. Прежде всего, Он постиг Свою связь с Богом. Он доверял Своему Отцу заботу о Себе, доверял даже собственную смерть. Но за мгновение до того, как Иисус испустил дух, Он сказал слово чрезвычайной важности: “Совершилось!” (Ин. 19:30). Я склонен предположить, что Иисус бросил это победно слово в лицо антихриста: совершилось!

 

В этом финальном возгласе заключался одни очень важный момент. Иисус оказался победителем, задумав спасти человеческую расу от греха. В Эдеме Он предостерегал Адама и Еву, что если они вкусят от дерева познания, то погибнут. На кресте Иисус искупил, прежде всего, то, что по праву принадлежало ему. Он отдал Свою жизнь, чтобы возвратить то, что Он сделал. Он получил право простить Адаму и Еве и нам с вами наши грехи. Всё, что мы обязаны делать, - искать прощения через веру, и найдя принять как принадлежащее нам!

 

Пойдя на крест, Иисус взял верх над антихристом, Он смог по праву положить конец вражде между женой и змеем, ещё раз позволив нам с вами любить то, что любит Бог, и ненавидеть, что, что ему не по душе.

 

Мы с вами вполне можем застать последние дни жизни этого мира. Предметом спора будет нечто духовное, невидимое, как было и для Иисуса. Победить в заключительной борьбе смогут только те, кто разрешают конфликт в своих сердцах и душах, находясь на стороне Бога, через веру, и оставшись на Его стороне. Наш сегодняшний выбор определяет выбор нашего будущего. Решения, принимаемые сегодня, повлияют на нашу судьбу в вечности.